«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»
консультация по логопедии (старшая группа)

Бурдукова Елена Алексеевна

Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.  Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  

обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ  №36 «Яблонька»

                                                                                                    Е.А. Бурдукова, учитель- логопед                                                            

           «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»

Правильно говорящий ребенок-здоровый ребенок.

     Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.  Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  

обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

  Организуя коррекционную работу, ставлю оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  • коррекция недостатков речевого и психомоторного развития.

Причины  речевых нарушений:

  • органические (внутриутробные) – гипоксия, гестоз, токсикоз, угроза выкидыша, стрессы, несовместимость по резус-фактору, ушибы, недоношенность, вредные привычки.
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды (кесарево) -травмы, обвитие пуповиной, асфиксия, внутричерепное давление, заболевания, перенесенные ребенком в  первый год жизни.    
  • аномальное строение артикуляционного аппарата (прикус, укороченная подъязычная уздечка), недостаточность эмоционального и речевого общения.

  В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:   динамические паузы, релаксация, зрительная и пальчиковая  гимнастика, кинезиология, Су – Джок терапия

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, сказкотерапия, массаж и самомассаж

3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, тонирование, психогимнастика.

 Для сохранения и укрепления психического  здоровья, на занятиях  использую следующие оздоровительные приемы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (физкультминутки) — эффективный способ предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены деятельности.  Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья.

  Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих эмоциональное возбуждение, напряжение мышц рук  и ног, мышц шеи и речевого аппарат, восстанавливает силы ребенка.

  Зрительная  гимнастика помогает снять напряжение, вызывает эмоциональный подъем и направлена на профилактику зрительных нарушений. Пальминг – это  упражнение на расслабление глаз и восстановление зрения.                                                                                                      

      Пальчиковая гимнастика.  Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения рук. Упражнения помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.

Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок»- стопа)-  восточная технология оздоровления организма,  применяется для стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

  • улучшает психоэмоциональное состояние детей;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;
  • развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику;
  •  оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.

  Технологии обучения здоровому образу жизни

  Игротерапия – это метод взаимодействия детей и взрослых с использованием игры.

Цель– дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.

  • Игры с различными предметами и материалами (фасолевые ванны, игры с крупами, различными предметами)
  • Развивающие игры (мозаика, пазлы, дидактические игры) Игры со специальными пособиями (цветные шарики Марблс)
  • Театральные игры
  • Игры с песком

  Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

   Тантамареска – это кукла с вырезанными отверстиями, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

 Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.

   Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

   Виды массажа используемого в моей практике: 

  • Массаж биологически активных точек (БАТ).
  • Массаж языка с применением специальных приспособлений

     (логопедические зонды, шпатели, щеточки).

  • Элементы самомассажа лица, шеи.

Коррекционные технологии

 Артикуляционная гимнастика-выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика регулярное ее выполнение  помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  

  Одним из видов артикуляционной гимнастики является Биоэнергопластика. Под красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

     Дыхательная гимнастика  корректирует речевое дыхание, помогает    выработать правильное распределение выдоха при произношении звуков. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактике простудных заболеваний.

  Фонетическая ритмика-обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания.  

Тонирование- произнесение или напевание гласных звуков (повышает активность организма и стимулировать мозг).

 Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и  артикуляционной моторики.

  Внедрение  здоровьесберегающих технологий, позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное —  сохранить психологическое, так и физическое здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе.

Какие здоровьесберегающие технологии можно использовать воспитателями и специалистами в ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...