Консультация для родителей по правам ребенка "Земля-наш общий дом"
консультация по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

Информация для родителей о нормативных актах по правам ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_pravam_rebenka.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Конвенция о правах ребенка охватывает большой диапазон человеческой жизни – от несмышленого младенца (только появился на свет – и уже имеет права!) до юноши, у которого пробиваются усы. Кажется, как эти два субъекта могут жить по одним и тем же законам?

Но Конвенция написана как бы на вырост. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он как бы поднимается по ступеням, а для каждой новой ступени в Конвенции можно найти необходимые права и гарантии.

Если Земля – наш общий дом, то давайте представим его трехэтажным.

Пусть на первом этаже шумят моря и бегут реки, расцветают сады и поспевает хлеб, зимой ложится первый снег. Первый этаж нашего Дома отдадим природе.

На втором этаже поселим детей.

А третий этаж пусть принадлежит взрослым.

Видите, как все хорошо устроилось.

Стоит этот прекрасный Дом в мире, и плывут над ним облака, летают птицы, гремят грозы. Человек совершенствуется, дух его рвется ввысь. Дети пока только мечтают. Но детская фантазия тоже кое-чего стоит. Она в середине между душой ребенка и действительностью. Иногда нам кажется, что каждый этаж Дома живет сам по себе. Но нет. Ни один этаж не может прожить без другого. Этажи ежечасно приносят друг другу радости и огорчения. Этажи – как сообщающиеся сосуды: у них много общих проблем. В Доме есть непонимание. Второй этаж не понимает третий, третий – второй. И оба верхних этажа вдруг перестают понимать первый этаж – природу. Идет незримая борьба этажей. И больше всех страдают от этой борьбы дети. А взрослые? А природа? Рассмотрим третий этаж.

ТРЕТИЙ ЭТАЖ

Итак, третий этаж. Давайте постучим в дверь. Звучит ответ: «Если бы вы знали, сколько хлопот доставляют нам дети! Сколько бед!». Но чем больше мы присматриваемся к жизни третьего этажа, тем больше убеждаемся, что третий этаж отказывается признавать главное: дети – это люди. И относиться к ним надо как к людям, а не как к неполноценным существам.

Третий этаж считает себя главным и требует, чтобы ему подчинялись остальные этажи. Он командует первым этажом, командует вторым. И случается, приносит немало бед обоим этим этажам.

Конечно, на третьем этаже люди более сильные, опытные.

Но вместо того чтобы передать свой опыт и силу детям, они навязывают им свою волю. Третьему этажу все можно. Он хороший. Но у третьего этажа не хватает ни терпенья, ни времени, чтобы присмотреться к жизни второго. Третий этаж нередко «удобных» детей путает с «хорошими». А «удобные» те, кто понял нехитрые законы третьего этажа и старается внешне не перечить им. А на самом деле из них вырастут лицемеры. Как часто со второго этажа на третий долетают робкие просьбы:

– Почитай мне… Погуляй со мной… Расскажи сказку…

А в ответ с третьего этажа:

– Мне некогда! Делай сам! В другой раз…

И на втором этаже уже знают, что другого раза не будет. Так и не поняли, не разобрались на третьем этаже.

У третьего этажа есть одно особенное дело: он должен прокладывать маленькому своему паровозику рельсы в будущее. Этот труд называется воспитанием ребенка.

Благодаря Конвенции у «паровозика» появился защитник. Родителям предъявлены жесткие требования: родители ответственны за воспитание и развитие ребенка, за гуманное отношение к детям. Мощным щитом Конвенция прикрыла детей от произвола и жестокости.

А если родители – третий этаж – жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, могут быть лишены родительских прав. И большое несчастье придет в семью, когда ее лишат родного второго этажа. Давайте теперь спустимся на второй этаж.

ВТОРОЙ ЭТАЖ

Вот мы встречаемся на нашем родном втором этаже. Все смотрят на нас удивленно, потому что все то, что мы сейчас услышим о третьем, родительском этаже, вероятно, потрясет их. Что самое страшное на втором этаже? Одиночество. Когда вдруг ребенок чувствует себя лишним, никому не нужным, а его старания не вызывают одобрения.

Но всегда ли так? И виноват ли во всех бедах третий этаж? Так кто же виноват в вечной битве третьего этажа со вторым? И знаете ли вы, что став взрослыми, люди больше благодарят сильных родителей? А «мягким» родителям часто адресуют запоздалые упреки.

Права ребенка.

Вся сложность в том, что получив права, дети не могут ими воспользоваться с должным тактом. Не хватает зрелости. Конвенция о правах ребенка защищает детей от взрослых. Но использовать права во благо детям могут только… взрослые.

Взрослые бывают разные, но и дети – тоже. И даже самые послушные жители второго этажа доставляют третьему много беспокойства, огорчений. И чего греха таить: есть дети, от которых надо защищать взрослых.

Семья – это целый мир. И как порой сложно разобраться в этом маленьком мире!

Давайте присмотримся к жизни второго этажа.

Сколько беспокойства доставляет второй этаж третьему! Но с другой стороны, если бы на третьем этаже знали, как много благородных порывов рождается на втором этаже, если бы внимательнее прислушивались к «шепоту добра» и меньше придавали значения шуму, озорству – может быть, что-то изменилось бы в их отношениях.

Например, рассмотрим такой случай: один мальчик не давал тете разрушить ласточкино гнездо на балконе. Для мальчика – жителя второго этажа – эта птица была прежде всего живым существом, которое пеклось о своих птенцах, а для женщины – жительницы третьего этажа – источником грязи. Поэзия и грязь. Второй и третий этажи в одном и том же явлении видят совершенно разное. Чей взгляд чище?

Если бы взрослые приблизились к детям, их мир стал бы богаче. Вот еще один случай, который произошел с мальчиком в детском саду.

Воспитатель проводила занятие на тему «Моя мечта». Один мальчик мечтал поскорее вырасти и получить собственную комнату. Зачем ему понадобилась комната, ведь семья жила в просторной квартире? «Когда у меня будет своя комната, я заберу к себе бабушку, которую родители отправили в дом престарелых».

И снова: два этажа – два взгляда. Верхний безжалостно отправил ставшую обузой старенькую мать в чужой, холодный, казенный дом.

А на втором этаже об этой несчастной бабушке болит детское сердце. Насколько тоньше и гуманнее, нравственнее оказывается порой второй этаж.

Итак, существуют два этажа. И между ними не только два пролета лестницы, но и непрестанное противостояние. Один этаж не понимает другой. Один этаж угнетает другой. Идет настоящая «Война этажей».

Но самое странное в противостоянии этажей – детского и взрослого – то, что третий этаж любит второй. А второй не может жить без третьего. И оба этажа любят первый этаж – родную природу. Любят и наносят ему постоянный ущерб.

И поэтому во имя счастья детей Конвенция не только требует от родителей усилий и жертв, но берет их под защиту. «Государства-участники оказывают родителям… надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей…»

Давайте теперь спустимся на первый этаж.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

Здесь поют птицы, звенят водопады, светит солнце. Сколько красоты и величия на первом этаже!

Природа – начало всех начал. Наш источник жизни. Природу нельзя отделить от жизни человека. Жители Земли могут помочь природе, но они же – люди – могут ее погубить: извести лес, отравить реки и т. д. И получается странное: все три этажа не могут жить друг без друга и вместе с тем находятся в постоянной войне друг с другом.

Конвенция о правах ребенка требует воспитывать у детей уважение к окружающей природе. Это очень важно, потому что первый этаж нашего Дома находится под угрозой. А без первого этажа нет второго, третьего. Слово «экология» звучит как сигнал тревоги. Живая природа в опасности. Русский писатель Достоевский утверждал, что дети и земля кажутся ему неотделимыми друг от друга. И еще на память приходят кадры из американского фильма «Благословите детей и зверей». Дети выпускают из вагона обреченных на уничтожение бизонов. Измученные животные, не понимая, что происходит, топчутся на месте, не радуются свободе. Тогда один из мальчиков садится в маленький грузовик и гонит бизонов на свободу. И вот тут опять появляются взрослые. Холодные, безжалостные добытчики…

Они открывают огонь по грузовикам. Они стреляют в ребенка как во врага…

Сохранить в ребенке чувство близости к природе, сделать это чувство зрелым – такую задачу ставит Конвенция о правах ребенка.

Конвенция – это документ большой нравственной силы. Он ставит своей задачей перестройку нашего общества, утверждение в Доме согласия и взаимопонимания. Конвенция – результат вековой работы и зрелости нашего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По инициативе Организации Объединенных Наций были провозглашены: движение за культуру мира; Год культуры мира (2000); Международное  десятилетие  мира  и  ненасилия  в  интересах  детей  планеты  (2001–2010).

Россия активно откликнулась на эти инициативы: появились российский проект «Россия на пути к культуре мира»; московский проект «Москва на пути к культуре мира», было проведено много конференций по этой теме.

На конференции был поддержан проект Конвенции «О миротворческом воспитании». Миротворческое воспитание понимается как организация деятельности человека и образовательно-воспитательных структур, направленная на сознательное саморазвитие и самореализацию личности.

Миротворческое воспитание является:

– жизненной необходимостью плодотворного сотрудничества народов и государств для сохранения планеты;

– основой согласия между людьми и народами во имя процветания и прогресса человечества.

Миротворческое воспитание должно быть направлено на:

– социальную и духовную защиту прав и достоинств человека;

– развитие его нравственного, умственного и физического здоровья;

– освоение человеком своих прав и обязанностей по отношению к людям, природе, обществу, правовых норм и способов поведения по их осуществлению и защите;

– обучение ненасильственному и творческому решению проблем и конфликтов на межличностном, религиозном и международном уровнях;

– формирование сознания экологической ответственности в любой сфере жизнедеятельности человека.

Для того чтобы эти идеи стали жизненной практикой, воспитатели и педагоги должны внести свою лепту в этот важный животворный процесс. Именно воспитатели, вносящие с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения, людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и конвенции ничего не сделают.

Чтобы лучше все это получалось, воспитатели должны делиться своим опытом, рассказывать о своих достижениях и неудачах. Так сообща можно выстроить новую теорию и практику созидания будущего! Возьмемся все вместе за руки и уверенно пойдем вперед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Учите детей общаться"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Консультация для родителей на тему: «Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Консультация для родителей на тему: " Как правильно общаться с детьми"

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе....

Консультация для родителей и воспитателей "Учим детей общаться".

Консультация для родителей и воспитателей "Учим детей общаться"....

Консультация для родителей и воспитателей "Учите детей общаться".

Консультация для родителей и воспитателей "Учите детей общаться"....

Консультация для родителей на тему: «Учим детей общаться».

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся,умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и ...

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...