Главные вкладки

    «Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»
    методическая разработка по логопедии (старшая группа)

    Савинова Юлия Игоревна

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mro.doc56.5 КБ
    Файл su-dzhok_v_korrektsionnoy_rabote_2.pptx1.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на МРО для учителей - логопедов из опыта работы по теме:

    «Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»

                            Подготовила: Савинова Юлия Игоревна

       учитель-логопед МБДОУ №60 «Теремок»

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    В. А. Сухомлинский

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

    В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при речевых нарушениях, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

    Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

    Задачи:                                                                                         

    • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
    • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
    • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

    Приемы Су – Джок терапии: 

    Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук.  С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

     Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

    Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием, штриховкой  (работой в тетради), в течение 1 минуты.

    В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

    Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

    1.  Массаж Су – Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

    Я мячом круги катаю,

    Взад - вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    1. Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

    Раз – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша,    (средний)

    Этот малыш-Антоша, (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

    Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

    Эта малышка-Маша,   (средний)

    Эта малышка-Даша,   (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

    Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

    Ходит ежик без дорожек,

    Не бежит ни от кого.

    С головы до ножек

    Весь в иголках ежик.

    Как же взять его?

    1. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «Один-много». Катить «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.  «Назови ласково», «Скажи наоборот»

    1. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

    Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

    1. Использование шариков для звукового анализа слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
    2. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

    На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

    1. Использование шариков для слогового анализа слов

    Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

    Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в моей  работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

    Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

    Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

    Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

    Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. (они свободно продаются в магазинах и не требуют больших затрат)

    Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод, использование которого в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

    Список использованных источников

    1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

    3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

    4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

    5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя – логопеда в ДОУ Учитель – логопед МБДОУ №60 «Теремок» Савинова Юлия Игоревна

    Слайд 2

    Пальчиковый массаж Приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, стимулирует развитие речи. Создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность. Речь становится более ритмичной, яркой, и усиливается контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка. Развивается воображение и фантазия. Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. 2

    Слайд 3

    Традиционные методы: Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); Игры с пальчиками с речевым сопровождением и без сопровождения Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок; Игры на развитие тактильного восприятия: « Гладкий-шершавый » , « Найди такой же на ощупь » и т.д. Пальчиковый театр 3

    Слайд 4

    Нетрадиционные методы: Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками Работа с ниткам: рисование по силуэту, мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету Семянотерапия: деление семян на группы, выкладывание цифр и букв, силуэтное выкладывание, затем, как усложнение с помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. Тестопластика Квиллинг Су-Джок 4

    Слайд 5

    "Су" – кисть, "Джок" – стопа В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Су– Джок терапия 5

    Слайд 6

    Биоактивные точки кисти и стопы 6

    Слайд 7

    Массаж специальным шариком (Су-Джок шары) Массаж эластичным кольцом Ручной массаж кистей и пальцев рук Приемы Су – Джок терапии 7

    Слайд 8

    Массажеры 8

    Слайд 9

    Массаж Су – Джок шарами Этот кругленький дружок Называется Су-Джок Этот шарик разноцветный Покатаем мы в руках. Покатаем по ладошкам Он откроется вот так! Там, волшебное колечко Ни большое, ни малое, В гости к пальчикам заходит Всем, друзья оно подходит 9

    Слайд 10

    Массаж пальцев эластичным кольцом Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал. 10

    Слайд 11

    Использование Су – Джок шаров для звукового анализа слова Использование Су – Джок шаров для автоматизации звуков Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания Использование Су – Джок шаров для слогового анализа слов Использование Су – Джок шаров при совершенствовании навыков употребления предлогов Использование Су – Джок шаров при знакомстве с новой буквой Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания Использование Су – Джок шаров при выполнении физкультминуток Использование Су – Джок шаров для развития цветовосприятия Использование Су – Джок шаров при обучению счету Использование Су – Джок шаров для развития ориентировки в пространстве и времени Вариативность использования приёмов Су - Джок 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

    Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Статья "Использование приемов Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-дефектолога"

    В статье описаны приемы использования Су-Джок терапии в работу учителя-дефектолога....

    Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

    Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

    Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

    Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

    Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

    Консультация для родителей Использование Су-джок терапииии в здоровьезбережении и коррекционной работе учителя-логопед

    Познакомить родителей  с Су-Джок терапией, использование её в коррекционной работе...