Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии
статья по логопедии

Семенова Ангелина Сергеевна
Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesochnaya_terapiya.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Альтернативные методы и приемы помогают провести  занятия более интересно и разнообразно.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, фито-, музыко-, аромотерапия и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры – песочная терапия.

В чем сила песка?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом  Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

Песочная терапия в практике

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  • Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
  • Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
  • Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию

Использование игр с песком весьма эффективно.

Влияние игр с песком на развитие ребенка:

  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. 

Песочница  представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х70х8 (где 50х70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Если вы хотите перейти к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы я рекомендую использовать песочницу размером 100х 140х8 см.  

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». 

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие.  Цвет бортов может меняться.  Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. 

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические; 
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические); 
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); 
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства), 
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); 
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр );
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ); 

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Противопоказания

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

Логопедические игры в песочнице

Работа с детьми в песочнице начинается сразу: сначала  на занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользят ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).

Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Ходят» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».

Ищут в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев 
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

«Играют» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.

Сжимают и разжимают одновременно все пальцы, погружённые в песок.

Сжимают и разжимают поочерёдно пальцы, погружённые в песок.

Ладони погружают глубоко в песок. Поднимают поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполняют различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»).

Развитие диафрагмального дыхания

«Выровняй дорогу»

От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу»

В песке углубления – «следы» зайца. Предлагаю «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

«Секрет»

В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка предлагаю ребенку обнаружить спрятанное.

«Добрый великан»

Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй предлагаю ребенку разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Ребенок щёлкает языком, одновременно пальцами «скачет по песку».

«Индюки»

 Ребенок быстро облизывает языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», а пальцами  двигает  в такт в толще песка.

«Качели»

Ребенок языком ритмично двигает вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.

«Часики»

Ребенок языком ритмично двигает вправо-влево, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.

«Накажи непослушный язычок»

Ребенок губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывает по песку.

«Расчёска»

Ребенок протискивает язык между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигает по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

«Горочка»

Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук.

«Спрячь игрушку»

 Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук. Песок сыпет на игрушку.

«Дорожка»

Ребенок «прошагивает» или продвигает пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.

«Найди игрушку»

Ребенок находит в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки»

Ребенок прячет руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Водолаз»

Со дна песочницы ребенок достает предметы или картинки и называет их, произнося дифференцируемые звуки.

«Два города»

Со дна песочницы ребенок достает предметы или  картинки, называет их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывает  их на две группы.

«Мой город»

Ребенок подбирает из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строит город.

Формирование слоговой структуры слова

«Следы на песке»

Предлагаю ребенку сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

«Мельница»

Предлагаю ребенку ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

«Чего не стало»

Стираю часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление существительных в родительном падеже единственного  и множественного числа.

«Подбери слово»

Ребенок аходит игрушки в песке и подбирает к их названиям прилагательные.

«Лодочка»

Создаваются игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);

- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

Подготовка к обучению грамоте

Звуковой анализ слова

На песке мною чертятся схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение чтению и печатанию букв

- Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»;

- Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.

Развитие связной речи

«Найди и опиши игрушку»

Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

«Две игрушки»

Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

«Нарисуй и расскажи»

Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

«Покажи сказку»

Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или взрослого) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Анализ слова и предложения

«Начерти на песке»

Мною чертятся на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Мною произносится  предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Предлагаю детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Пишу на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям учителя-логопеда;

- дошкольники чувствуют себя более успешными;

- перенос традиционных заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии"

В презентации представлены формы работы по физическому воспитанию с детьми-логопатами....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми имеющих нарушение в речевом развитии, находящихся в состоянии тревожности

Коррекционно-развивающее занятие направлено на снятие психоэмоционального напряжения, преодоление страха.https://youtu.be/6hSoWs0mcCw....

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...