Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда
материал

Рящина Лидия Викторовна

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда»

          В настоящее время перед учителем-логопедом стоит задача – организовать коррекционно-развивающую работу так, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС (Федеральным образовательным стандартам). Поэтому, наряду со стандартными и широко применяемыми методами и приёмами коррекционной работы, необходимо использовать современные подходы, нетрадиционные методы, которые бы способствовали достижению максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОВЗ.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, фито-, музыко-, аромотерапия и др). Так же, одним из нетрадиционных методов является песочная терапия (одна из разновидностей игровой терапии). Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию в своей работе может применять как психолог, психотерапевт так и логопед.

      Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Задачи песочной терапии:

  1. релаксация, снятие мышечной напряжённости;
  2. стабилизация эмоционального состояния;
  3. развитие мелкой моторики рук;
  4. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  5. развитие памяти, мышления, восприятия, внимания;
  6. развитие устной и письменной речи:

- развитие словаря (расширение и обогащение словарного запаса)

- развитие связной речи

- воспитание звуковой культуры

- формирование лексико-грамматического строя речи

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи

- обучение чтению и письму

7) развитие творческих способностей, фантазии;

8) формирование позитивной коммуникации.

         Особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, снижение интереса к обучению, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности, а так же имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. В результате ограничения речевой практики у детей проявляется задержка в формировании коммуникативных навыков. Кроме того у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. И в этом случае метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории. Так же песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, обучение становится осознанным.

         Песочная терапия даёт возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Песок – природный материал с собственной энергетикой. Обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным. С ним приятно работать как детям, так и взрослым.

          Практика работы показывает, что дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Дети любят лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Постепенно дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

Хороша песочная терапия тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

         Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Структура занятия с песком:

Занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.

Часть 1. Вводная

1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2. Знакомство с правилами игр на песке;

3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая. Итог занятия.

Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Обучение грамоте
Развитие связной речи 


Педагогические условия, необходимые для успешного развития творчества детей на занятиях песочной терапии:

- подбор заданий должен соответствовать возможностям ребёнка;

- последовательное усложнение деятельности детей с песком;

- целенаправленное, систематизированное использование рассказов, стихов, загадок и бесед о песке, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

- отбор практического материала для изучения; введение в занятия творческих и проблемных задач;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр;

- исключение негативной оценки и поощрение ребёнка.

Влияние песочной терапии на развитие ребёнка.

Песочная терапия даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно;
  • развивает высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь;
  • снимает мышечную напряжённость;
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку;
  • способствует расширению словарного запаса;
  • помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяет развивать фонематический слух;
  • способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические; 
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические); 
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); 
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства), 
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); 
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр );
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр); 

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Перед занятием учитель-логопед должен кратко объяснить ребёнку, что обозначает каждая группа предметов.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

        Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки. Делать это нужно медленно, прислушиваясь к себе. После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами, «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от ситуации и запланированных действий.

     Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Изготовить такой ящик можно самостоятельно, а можно заказать в специализированном магазине. Еще одна важная составляющая песочной терапии – собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.

Противопоказания

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Логопедические игры в песочнице

(Разработаны по всем направлениям коррекционной работы для индивидуальных и подгрупповых занятий в песочнице)

Сначала  на занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

 Скользят ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).

 Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

 «Ходят» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».

 Ищут в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).

 Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

 «Играют» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.

 Сжимают и разжимают одновременно все пальцы, погружённые в песок.

 Сжимают и разжимают поочерёдно пальцы, погружённые в песок.

 Ладони погружают глубоко в песок. Поднимают поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

 В глубине песка выполняют различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»).

Развитие диафрагмального дыхания

 «Выровняй дорогу»

От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

 «Помоги зайцу»

В песке углубления – «следы» зайца. Предлагаю «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

 «Секрет»

В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка предлагаю ребенку обнаружить спрятанное.

 «Добрый великан»

Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй предлагаю ребенку разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Артикуляционная гимнастика

 «Лошадка»

Ребенок щёлкает языком, одновременно пальцами «скачет по песку».

 «Индюки»

Ребенок быстро облизывает языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», а пальцами двигает в такт в толще песка.

 «Качели»

Ребенок языком ритмично двигает вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.

 «Часики»

Ребенок языком ритмично двигает вправо-влево, указательным пальцем в песке двигает в том же направлении.

 «Накажи непослушный язычок»

Ребенок губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывает по песку.

 «Расчёска»

Ребенок протискивает язык между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигает по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

 «Горочка»

Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук.

 «Спрячь игрушку»

Ребенок набирает песок в руку, насыпает горку, произнося корригируемый звук. Песок сыпет на игрушку.

 «Дорожка»

Ребенок «прошагивает» или продвигает пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.

 «Найди игрушку»

Ребенок находит в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

 «Спрячь ручки»

Ребенок прячет руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

 «Водолаз»

Со дна песочницы ребенок достает предметы или картинки и называет их, произнося дифференцируемые звуки.

 «Два города»

Со дна песочницы ребенок достает предметы или картинки, называет их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывает их на две группы.

 «Мой город»

Ребенок подбирает из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строит город.

Формирование слоговой структуры слова

 «Следы на песке»

Предлагаю ребенку сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

 «Мельница»

Предлагаю ребенку ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать

Совершенствование лексико-грамматических категорий

 «Чего не стало»

Стираю часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

 «Подбери слово»

Ребенок находит игрушки в песке и подбирает к их названиям прилагательные.

 «Лодочка»

Создаются игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);

- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

Подготовка к обучению грамоте

 Звуковой анализ слова

На песке мною чертятся схемы слов и предложений разной степени сложности.

 Обучение чтению и печатанию букв

- Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»;

- Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.

Развитие связной речи

 «Найди и опиши игрушку»

Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

 «Две игрушки»

Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

 «Нарисуй и расскажи»

Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

 «Покажи сказку»

Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или взрослого) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Анализ слова и предложения

 «Начерти на песке»

Мною чертятся на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Мною произносится предложение, а дети чертят соответствующую схему.

 «Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает (или логопед пишет, а ребенок читает.) Предлагаю детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Пишу на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- происходит коррекция всех средств речи и ее основных функций;

- у детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;

- совершенствуются навыки коммуникации;

- закрепятся представления об окружающем мире;

- дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

«Су-Джок терапия в коррекционной работе учителя – логопеда»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

"СУ-ДЖОК терапия в коррекционной работе учителя-логопеда"

Материал представлен в виде картотеки упражнений с использованием СУ-ДЖОК терапии в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками в ДОУ....

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...

Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Практические рекомендации для педагогов «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»...