«Нейропсихологический аспект коррекции речевых нарушений с помощью (через) движение»
статья по логопедии

У  детей  с  речевыми  нарушениями проявляется  функциональная  незрелость  головного  мозга (психики)  без  признаков  умственной отсталости (по  Сиротюк).

Все выше перечисленное  отягощает  картину  речевых  нарушений. Возникает  вопрос: «Как  же  построить   коррекционно-обучающую  программу?»  Конечно,  нужен  комплексный  подход  и  учет  индивидуальных  особенностей  каждого  ребенка  с нарушениями речи.

Необходимо  найти   «краеугольный  камень»  построения     коррекционно- обучающей  системы.  Фундаментом может  послужить  основная,   ведущая  игровая  деятельность  ребенка и движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya._statya.odt20.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа – детский  сад  комбинированного  вида №6  с углубленным  изучением   английского  языка» муниципальное  образование городской  округ  Симферополь Республики  Крым  Российской  Федерации

ДОКЛАД

(для  учителей-логопедов и  воспитателей)

        

« Нейропсихологический  аспект  коррекции  речевых  нарушений  с  помощью  (через)  движение»

 

             Автор: Учитель-логопед  первой  категории   Газиянц  Р.Р.

Симферополь

2016

Тема: « Нейропсихологический  аспект  коррекции  речевых  нарушений  с  помощью  (через) движение»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. «Вектор  коррекционно-развивающей  и  обучающей работы с  детьми  с нарушениями  речи»

Глава  2.  «Система  двигательных  упражнений  в  коррекционно-развивающей    работе    с   детьми   с    нарушениями  речи»

«Неподвижный  глаз,  так  же  слеп,  как   неподвижная  рука»

И. М. Сеченов

 Введение

Как  учитель-логопед,  каждый  раз  проводя  в  логопедической  группе   очередной  мониторинг  детей  с  нарушениями  речи,  я  пришла  к  заключению,  что  речевые  нарушения  сопровождаются некоторыми особенностями физического и психического развития,  которые имеют следующие проявления:

  1. особенности физического  развития  - нарушение  координации  движений,  ориентации  в  пространстве, недоразвитие  мелкой  моторики (неумения  выполнять  точные и  дифференцированные  движения).
  2. гиперактивность  (дети  с  СДВГ)
  3. недоразвитие эмоционально-волевой  сферы
  4. недоразвитие  познавательной  деятельности -  слабый познавательный  интерес
  5. недоразвитие психических  функций, в частности внимание - низкая продолжительность и концентрация, повышенная  отвлекаемость  и  быстрая  утомляемость.
  6. угнетение  ЦНС
  7. неврологическая симптоматика
  8. угнетение  психики -  неврозы  и  неврозоподобные состояния
  9. аутичная  симптоматика

10.отрицательные  методы  воспитания (влияние семьи) – замещение  живого общения с  детьми компьютерными  играми, как  следствие недоразвитие функций речи,  трудности  в дальнейшей социализации  детей.

У  детей  с  речевыми  нарушениями проявляется  функциональная  незрелость  головного  мозга (психики)  без  признаков  умственной отсталости (по  Сиротюк).

Все выше перечисленное  отягощает  картину  речевых  нарушений. Возникает  вопрос: «Как  же  построить   коррекционно-обучающую  программу?»  Конечно,  нужен  комплексный  подход  и  учет  индивидуальных  особенностей  каждого  ребенка  с нарушениями речи.

Необходимо  найти   «краеугольный  камень»  построения     коррекционно- обучающей  системы.  Фундаментом может  послужить  основная,   ведущая  игровая  деятельность  ребенка и движение.

С  этой  точки  зрения, меня  заинтересовали  работы  А. Л. Сиротюк.  В  своих  книгах  А. Л.  Сиротюк,   освещает нейропсихологические  вопросы   обучения  детей  дошкольного   и  школьного  возраста.  Она  сформулировала  систему  нейропсихологического   воздействия  движения на  развитие,  обучение  ребенка.  В  ее  работах  я   почерпнула  для  себя  много  нового  и  интересного;  хочу  поделиться  этим  со  своими коллегами и  соратниками.

В  своей  работе  с  детьми с  нарушениями  речи,  я   уделяю  много  внимания  развитию  двигательной  сфере,  этим   воздействую  на  моторные  зоны  головного  мозга,   которые  в  свою  очередь  находятся  в  тесной   взаимосвязи  с  речевыми   центрами  и  создают  вместе  с  ними сложные  функциональные  системы.

Что  касается  развития  двигательной  сферы,  я  черпаю информацию  в  работах  кандидата и доктора педагогических наук, доцента  Ефименко  Н. Н.   По  Ефименко  «движение -  это  рычаг,   который   запускает  процесс  развития речи  и  всех  психических функций».

Глава 1. «Вектор  коррекционно-развивающей  и  обучающей работы с  детьми  с нарушениями  речи»

 

В. А. Сухомлинский утверждал,  что «Ум  ребенка  находится  на  кончиках  его  пальцев».

Сотрудники Института  физиологии детей  и  подростков, Академии  психологических  наук,   установили,  что  уровень развития  психологических   процессов и  речи  в  прямой  зависимости  от  степени   сформированности  тонкой  моторики  рук.   Работы  В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева,   А. Р.  Лурия,   П. Н. Анохина,  доказали  влияние   сформированного  тела  на  уровень  развития  высших психических  функций.   Следовательно,  коррекционная  и  развивающая  работа  должна  быть  направлена «снизу- вверх» от  движения  к  мышлению,  а  не  наоборот.  Ученые  считают,  что  воздействие  на  сенсомоторный  уровень (который  является  базальным  для  развития  высших  психических  функций)  с  учетом  общих  закономерностей  онтогенеза  вызывает  активизацию  в  развитии  последних.  Логично   в  начале  коррекционно-развивающего  процесса  отдать  предпочтение   именно   двигательным  методам.  

Актуализация  и  закрепление  любых  телесных  навыков  предполагает  развитие  таких  психических  функций  как  эмоции,  память,  восприятие,  процессы   самореализации. Следовательно,  в  результате  коррекции,   развития  и  формировании  этих  психических  функций  создается  базовая  предпосылка  для  полноценного  их  участия  в  овладении  чтением,  письмом,  математическими  знаниями

Глава  2.  «Система  двигательных  упражнений  в  коррекционно-развивающей    работе    с   детьми   с    нарушениями  речи»

Система  двигательных  упражнений  состоит  из  следующих  блоков:

  1. растяжки
  2. дыхательные упражнения
  3. глазодвигательные  упражнения
  4. перекрестные (реципрокные) телесные  упражнения
  5. релаксация
  6. упражнения  с  правилами   (развитие  коммуникативной  и  когнитивной  сферы

Растяжки – нормализуют  гипертонус  и  гипотонус   мышц.

Оптимизация  тонуса одна  из  важных  задач  нейропсихологической  коррекции.

Гипертонус- неконтролируемое   чрезмерное  мышечное  напряжение.

Гипотонус- неконтролируемая  мышечная  вялость(вялость  конечностей -  пальцев и  кистей  рук).

Гипотонус  связан  со  снижением  психической  и  двигательной активностью  ребенка.   Гипотонус  сочетается  с  замедленной  переключаемостью  нервных  процессов,  эмоциональной  вялостью,  низкой  мотивацией  и   слабостью  волевых  усилий.

Гипертонус  сопровождается     двигательным  беспокойством, эмоциональной   лабильностью  и  нарушениями  сна.

Двигательные,   сенсорные,  эмоциональные  реакции  возникают  быстро, после  короткого  латентного   периода,  и  так  же  быстро  угасают,  такие  дети  с  трудом  расслабляются.

На   первом   этапе   необходимо  дать  ребенку  почувствовать  свой  тонус  и  показать  варианты  работы  с  ним на  примерах  и  обучать  приемам  релаксации.

Дыхательные упражнения -  улучшают  ритмику  тела,  повышают  самоконтроль  и  произвольность.

Часто  у  детей  с  нарушениями  речи  наблюдается нарушение  ритмов  организма - электрическая  активность  мозга,   дыхание,   сердцебиение,  перистальтика  кишечника,  пульсация  сосудов и  т.д. Это  все  ведет  к  нарушениям  психического  развития  ребенка. Особенно  касается  детей  с  синдромом  дефицита  внимания  и  детей  с  СДВГ.

Дыхательное  упражнение:

  1. стадия- выдох
  2. пауза
  3. желание вдохнуть
  4. глубокий  вдох  ртом  или  носом, после  чего  наступает  легкое,  приятное  ощущение  вдоха  без  напряжения.

Учим  контролировать  движения  диафрагмы, в  процессе  работы  над  дыханием  добавляем  упражнения  для  глаз  и  языка.

В  последующие  этапы  работы  происходит  подключение  визуальной  и  сенсорной  системы -  надувание  цветных  шаров, « вдыхание  солнечного  света,  золотистой  энергии  и т. д.»

Прыжки  на  батуте,  езда  на  лошадях,  катание  на  качелях  активизируют   работу  стволовых  структур  мозга,  стимулируют  дальнейшее  развитие  мозга.

Глазодвигательные  упражнения – расширяют  поле  зрения, улучшают  восприятие. Совместные  движения  глаз  и  языка  развивают  межполушарное  взаимодействие  и   повышают  энергетизацию  организма.  Движение  глаз активизирует  процесс  обучения.

Многие  черепномозговые   нервы, идущие  от  продолговатого  мозга – тройничный,  лицевой,  глазодвигательный  и  блоковый,  соединяются  с  глазом. Они  активизируют  движения  глазного  яблока  во  всех  направлениях,  сокращают  или  расслабляют  мышцы  зрачка,  влияют  на  работу  сетчатки  и   хрусталика.  Глаза  находятся  в  постоянном  движении,  собирают  сенсорную  информацию  и  строят  сложные  схемы  образов,  необходимые   для  обучения.  Мозг  объединяет  эти  образы  с  другой  сенсорной  информацией  для  построения  визуальной  системы  восприятия. Трехмерное  визуальное   восприятие  является  необходимым  условием  успешного  обучения.  К  сожалению,  в  учебном  процессе  используется  двухмерное  пространство (книга,  таблица,  экран  компьютера),   что  снижает  качество  обучения.

Жан-Жак Руссо  говорил,  что   обучать  ребенка  нужно  на  природе. («Эмиль,   или  о воспитании»).

Большая  часть  двигательной части  коры  головного  мозга  участвует  в  мышечных  движениях  гортани,  языка,  рта,  челюсти  и  глаз.  Упражнения,  построенные  на  движениях  гортани,  рта,  языка,  глаз  стимулируют  работу   базального  ганглия  лимбической  системы,    которая  соединяется   с  лобной  долей  головного  мозга,  которая  в  свою  очередь  контролирует  процессы  мышления,  речь  и  поведение.

Движения  тела  и  пальцев  или  телесные  упражнения

Эти  упражнения  способствуют  развитию межполушарного  взаимодействия  и  снижению   синкинезии   (непроизвольные  движения) и  снятию  мышечных  блоков,  зажимов.  Происходит  «чувствование  своего  тела»,  что  в  свою  очередь  способствует  обогащению  и  дифференциации  сенсорной  информации. Известно,  что  центром  тонкой   моторной  координации  является  лобная  доля   мозга,  которая  отвечает   за  внутреннюю  речь,    произвольность  и  контроль. Интересно,  что  человек  может  мыслить сидя  неподвижно.  Однако,  для  закрепления  мысли   необходимо  движение.

И   П. Павлов  считал,  что  любая  мысль  заканчивается  движением.  Поэтому  многим  людям легче  мыслить  при  повторяющихся  физических  действиях,  например  ходьбе,  покачивании  ногой,  постукивании  карандашом  по  столу,  жевании   хрустящих  продуктов.

В  результате  движения  во  время  мыслительной  деятельности  простраиваются   нейронные   сети,  позволяющие   закрепить новые  знания.  При  этом  происходит  выделение  вещества -  нейро-трансмиттера  ацетилхолина  через  синапсы  активизированных  нейронов,  что  способствует росту  дендритов, развитию  нервной  сети  и  речи.  На  двигательной   активности  построены  все  нейропсихологические,  коррекционно-развивающие  и  формирующие   программы. Вот  почему   нужно  помнить,  что неподвижный  ребенок  не  обучается!

Процесс  миелинизации  нервных  волокон   (сетей)  происходит  при  условии  высокой  двигательной  активности  детей.

Миелинизация -  это  образование  миелиновой  оболочки  покрывающей  быстродействующие  проводящие  пути ЦНС.

Миелиновые  оболочки  повышают  точность  и  скорость  передачи  нервных  импульсов. Дети,  которые  пропустили  стадию  развития  -  ползание,  испытывают  трудности  в  обучении.  Дело  в  том,  что  во  время  ползания  используются  перекрестные  движения  рук,  ног  и  глаз,  что  в  свою очередь  способствует  развитию  мозолистого  тела.

При  регулярном   выполнении  реципрокных   движений  образуется   и   миелинизируется   большое  количество  нервных  путей, связанных   с  большими  полушариями  головного  мозга,  что  приводит  к   развитию   психических  функций,  активизации  вестибуляторного   аппарата  и  лобных  долей  головного  мозга.

Исследования  показали,  что  у  музыкантов,  виолончелистов,  развитие  мелких  мышц  тела (пальцев)  способствует  развитию  мозолистого  тела  головного  мозга,  математических  способностей,  они  лучше  чувствуют  и  осознают  свое  тело,  переживания,  могут  адекватно  их  выразить и  имеют  развитые  коммуникативные  навыки.

Коммуникативные  упражнения   бывают 3-х  типов

1. индивидуальные -  восстановление и  дальнейшее  углубление   контакта  со  своим  телом.

2. парные  упражнения – открытость  по  отношению  к  партнеру.  Актуально  для  детей   с  аутичной   симптоматикой.

3. групповые  упражнения – учат  взаимодействию  с  коллктивом,  через  организацию  совместной  деятельности.

Массаж  – только  на  пальцах и  на  ушах  находятся  148 важных  точек.  При  этом  верхняя  часть  уха  соответствует  ногам, а  мочка -  голове.

Все  упражнения  имеют  комплексное  воздействие,  повышают  потенциальный  энергетический  уровень,  обогащают  знания  ребенка о  собственном  теле, развивают  внимание,   интеллект,  мышление,   память,   произвольность,   успокаивают  и уравновешивают  психику.

Воздействие  на  двигательную  сферу способствует эмоциональному   и   интеллектуальному    развитию  и  называется  «эффектом  не - направленной  коррекции»,    при  этом  свидетельствуя  о   базовом    значении  своевременного созревания   моторных   зон   головного   мозга   на развития  всех  психических  функций.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.Л. Сиротюк  «Нейропсихологическое  и  психофизиологическое  сопровождение  обучения» ТЦ «Сфера» - Москва  2003г.

2.А. Л.  Сиротюк «Коррекция  развития  интеллекта  дошкольников»

Творческий Центр «Сфера» - Москва 2001г.