Обучение пересказу
план-конспект занятия по логопедии

Юнок Анастасия Петровна
Конспект логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pereskazu.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению детей пересказу с детьми подготовительной группы группы

Подготовила

Воспитатель  

Юнок Анастася Петровна 

Санкт-Петербург

2019

План-конспект.

Тема:  Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому )

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие связной монологической речи.

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых

высказываний.

Оборудование:

Графические схемы, картина-трансформер, картинки с изображением времен года, магнитная доска, магниты (10 шт.).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста.

3. Чтение адаптированного рассказа «Четыре желания» по К. Ушинскому).

  • чтение первой части рассказа
  • чтение второй части рассказа
  • чтение третьей части рассказа
  • чтение четвертой части рассказа

4. Беседа по содержанию текста.

5. Игра «Трудные слова».

6. Лексико-грамматические упражнения.

  • Игра с мячом «Подбери действия»
  • Игра с мячом «Назови родственные слова»
  • Игра «Скажи наоборот»

7. Повторное чтение рассказа.

8. Составление графического плана рассказа.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

10. Итог.

Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому )

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Развитие связной монологической речи.

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых

высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина-трансформер, рассматривание графических схем, составление графического плана рассказа.

Оборудование:

Графические схемы, картина-трансформер, картинки с изображением времен года, магнитная доска, магниты (10 шт.).

Предварительная работа:

• Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (Константин Дмитриевич Ушинский "Четыре желания"). Рассматривание иллюстраций.

• Повторение лексической темы «Времена года». Отгадывание загадок.

• Дидактические игры: «Кто больше подберет признаков?»

• Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по структуре

Существительные

Коньках, сенокос, сене,восторг, желание, прелесть

Саночках, книжку, речке

Глаголы

Накатался, набегался, настало, кувыркался, приказал

Кувыркался, отправились, повеселился, отправились

Прилагательные

Ледяной, румяной, карманную, пестрыми, душистом

Замерзшей, карманную, пестрыми

Наречия

Все, вволю

Предлоги между

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог загадывает загадки:

После осени пришла.

И сугробы намела.

Дети отгадывают загадку (зима) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит, К нам пришла…

Дети отгадывают загадку (весна) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

Изумрудные луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться … .

Дети отгадывают загадку (лето) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Дети отгадывают загадку (осенью) и вешают на магнитную доску соответствующую сюжетную картинку.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

Педагог: Вспомните рассказ писателя Константина Ушинского «Четыре желания».

— О чем говорится в рассказе? (О желаниях Мити.).

— Вспомните времена года, описанные в рассказе? (Зима. Весна. Лето. Осень.).

— Какое время года больше всего понравилось Мите? (Каждое время года нравилось Мите по-своему).

3. Чтение адаптированного рассказа «Четыре желания» ( по К. Ушинскому). Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

а) чтение первой части рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!»

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Логопед:

— Что понравилось Мите зимой? (Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей речке).

— Что сказал отец сделать Мите, когда тот пожелал, чтобы всегда была зима ? (Записать своё желание в записную книжку).

б) чтение второй части рассказа.

— Читаем дальше:

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул записную книжку и приказал Мите записать свое желание.

Логопед:

— Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? ( Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками).

— Как мальчик говорил о весне? ( Что за прелесть эта весна!).

— Хотел бы Митя, чтобы весна никогда не кончалась? (Да).

— Куда Митя записал свое желание? (Митя записал свое желание в записную книжку). 

в) чтение третьей части рассказа.

— Читаем дальше:

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!»

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Логопед:

— Куда мальчик отправился с отцом летом? ( На сенокос).

— Как Митя веселился весь день? ( Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене).

— Что сказала мальчик отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету не было конца!).

—Куда Митя записал свое желание? (Митя записал свое желание в записную книжку).

г)  чтение четвертой части рассказа.

— Читаем дальше:

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Логопед:

— Что собирали в саду осенью? ( Румяные яблоки и желтые груши).

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

На вопросы дети отвечают полными предложениями.

— Какое время года было первым в рассказе?

Первой в рассказе была зима.

— Про какое время года Митя сказал, что хотел бы, чтобы оно было всегда?

Митя про каждое время года, которое наступало, говорил, что хотел бы, чтобы оно было всегда .

— Что произошло в конце рассказа?

Отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он хотел, чтобы всегда была и весна, и зима, и  лето, и осень.

5. Игра «Трудные слова». Уточнение и объяснение значения слов.

— Ребята, что имел ввиду Митя, сказав: «Я бы желал, чтобы все зима была!»? .

Дети предлагают свои варианты ответов.

Это значит, что он хотел бы, что зима была ВСЕГДА.

— «Сено» —  высушенные стебли и листья травянистых растений, которыми потом кормят животных, а кос -сокращенно от косить - срезать косой ( инструментом труда).

— Отправились на сенокос — отправились срезать траву и сушить её.

— Если гора покрыта льдом —  значит она ледяная.

— Митя прибежал «румяный» — значит у него были красные щеки.

— «Карманная» книжка — это книжка, которая помещается в карман.

— «Вволю» набегался — много набегался, сколько хочется.

— «Кувыркался» — переваливаться через голову.

— «Приказал» — то же, что и сказал.

— За «пестрыми» бабочками — за разноцветными бабочками.

— «Душистый» — имеющий приятный сильный запах.

6. Лексико-грамматические упражнения.

а) Игра с мячом «Подбери действия» (проводится стоя вокруг логопеда). Активизация глагольного словаря.

— Что сделал Митя? ( накатался, прибежал, набегался, нарвал, повеселился)

Дети выполняют задание.

б) Игра с мячом «Назови родственные слова» (проводится со сменой положения). Упражнение в словообразовании.

— Одна бабочка, а если их много, то это... (бабочки).

— Митя собирал большие яблоки. А если бы они были маленькими, то как бы мы их назвали  (яблочки), а одно (яблочко).

— Погода весной какая? (Весенняя).

— Назовите Митю ласково. (Митенька, Митюша).

Дети выполняют задание.

в) Игра «Скажи наоборот».  Закрепление навыка подбора антонимов.

— Погода теплая, а наоборот — холодная.

— Осень ранняя, а наоборот — поздняя.

— Облако белое — туча черная.

— День длинный, а наоборот — короткий.

— Вода замерзает, а лед — тает.

— Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются.

— День грустный, а наоборот — веселый.

— Настроение плохое, а наоборот — хорошее.

Дети выполняют задание.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания предложение

Внимательно послушайте еще раз рассказ и постарайтесь запомнить.

8.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

Педагог знакомит детей с графическими схемами и предлагает самостоятельно составить графический план рассказа.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

Дети пересказывают рассказ индивидуально, парами, по цепочке.

10. Итог. Оценка работы детей.

- Кто автор рассказа «Четыре желания»?

Константин Ушинский

- Какое время года все-таки самое лучшее?

Во время каждого времени года хорошо по-своему.

- Чей пересказ понравился больше?

Дети выбирают того, чей пересказ был более интересным.

  • Почему?

Дети дают развернутый ответ.

Сегодня у … почти все получилось, в следующий раз получится лучше, а …  был умницей, все правильно сделал. Спасибо!

До свидания!

Закрепление изученного материала вне занятия:

  • Актуализация словаря по темам «Зима»,«Весна»,«Лето»,«Осень».
  • Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
  • Закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Приемы работы по развитию связной речи дошкольников (на основе анализа методического пособия Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой).

1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий. Организуется игровая ситуация, в которой принимают участие взрослые, 1—2 ребенка (можно привлечь и несколько кукол). Один из детей — ведущий. Ему тихо дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Другой ребенок, внимательно следя за серией действий, запоминает их, а потом рассказывает об увиденном.

В процессе игры возможен диалог типа:

Кому давались задания?

Откуда встал Митя?

Куда он пошел?

Что Митя взял с верхней полки?

А что с нижней полки?

Куда он отнес большой красный мяч?

Куда он положил маленький синенький мячик?

Кому Митя дал задание?

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ. Играют 1-2 ребенка и взрос лый. Дети отбирают несколько персонажей (мальчик, девочка, мама, папа, бабушка) и предметы, с которыми будут манипулировать их, «герои» (удочка, мяч, книга, гамак, клубок с нитками). На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем с помощью наводящих вопросов взрослого дети составляют рассказ.

Вначале основную роль при составлении рассказа играет взрослый, а затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

3. Составление рассказа по картинке и серии картинок. Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого ребенку. По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временную последовательность. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнения с деформированными предложениями помогают ребенку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать им правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельной речи широко используются сюжетные картинки. Их многообразие позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов разной степени сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа не отклоняясь от его темы.

Во время рассказа ребенок постепенно преодолевает ошибки в построении предложений. В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание ребенка на содержание рассказа. Затем его приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Обращается внимание на мимику, жесты персонажей, задаются вопросы более аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений.

4. Составление рассказов-описаний. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. К. Д. Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого понимания и мышления, что мир познается через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Поэтому как только ребенок познакомится с 2-3 новыми предметами, его надо учить их сравнивать.

Во время такого занятия сравниваемые предметы (картинки) находятся обязательно перед детьми. Сначала дети должны определять различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. «За сравнением предмета должно следовать описание предмета, извлекаемое из сравнения» (Ушинский). Обучение составлению рассказов-описаний занимает важное место в работе с детьми. На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как образец, а затем такими образцами будут лучшие рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный план.

5. Пересказ текстов. Обучать детей пересказу можно тогда, когда они уже овладеют фразовой развернутой речью, научатся слушать и понимать содержание текста, а также когда захотят рассказать о том, что им прочитали. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление.

6. Разучивание стихотворений. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и рассказать. При выборе стихотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

Приемы работы над цельностью и связностью текста с использованием серии картин.

Картинки даются по принципу нарастающей трудности.

1. На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».)

2. Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

3. Детям раздается по одной (начальной) картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопками на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?» (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий в постели). «Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою первую (начальную) картинку и определить, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

4. Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

5. На наборном полотне выставлены сюжетные картинки. Дети задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

6. Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

7. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

8. Дети получают по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

9. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача — подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

10. Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

11. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

12. Получив серию картинок , дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

13. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

14. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события.

15. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

Диагностика связной монологической речи дошкольника с ОНР (на примере пересказа текста). Ефремов Артем, I группа, 24.04.2013 г.

Заключение:

Пересказ рассказа-описания.

При пересказе используются повторные наводящие вопросы. Объем пересказанного текста по сравнению с исходным текстом отличается на 10 слов ( в исходном тексте 26 слов). Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, редкие нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия, что несильно нарушает передачу смыслового содержания текста, лексические замены отсутствуют. При этом используются как простые, так и сложные предложения. В качестве средства межфразовой связи использует повтор одного и того же слова. Это приводит к нарушению гибкости речевого сообщения, поэтому такой способ связи предложений квалифицируется как «жесткий». В целом композиционное оформление немного нарушено по сравнению с исходным текстом.

Пересказ рассказа-повествования.

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные нарушения структуры предложений. При этом текст пересказа характеризуется гибким сочетанием самостоятельных и зависимых предложений. Органичность такого речевого оформления обеспечивается умением, во-первых, воспроизводить полноструктурные предложения и, во-вторых, умением соединять предложения разнообразными лексико-синтаксическими средствами. К ним относятся местоимения, наречия, числительные, текстовые синонимы, союзы и т.д.  Объем пересказанного текста по сравнению с исходным текстом сильно не отличается ( в исходном тексте 38 слов, а в пересказанном -33). В целом композиционное оформление не нарушено по сравнению с исходным текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...