Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Бондарева Маргарита Васильевна

Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой -  от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.

На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных взаимодействий, формируются эмоциональные процессы. При всей важности познавательного развития, гармоничное развитие ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. К началу дошкольного возраста ребенок уже имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно оживленно реагирует на радостные и печальные события, легко чувствует настроение окружающих его людей.

Выражение эмоций у детей дошкольного возраста имеет непосредственный характер, они стремительно проявляются в его мимике, речи, движениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_emots.volevoy_sfery_statya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Н.Ф. Медведева

Учитель-логопед

М.В. Бондарева

Учитель-логопед

Т.И. Золотарева

Воспитатель

МДОУ «Детский сад

комбинированного

вида №21 п.Северный,

Белгородский район»

n.f.m@mail.ru

Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой -  от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.

На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных взаимодействий, формируются эмоциональные процессы. При всей важности познавательного развития, гармоничное развитие ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. К началу дошкольного возраста ребенок уже имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно оживленно реагирует на радостные и печальные события, легко чувствует настроение окружающих его людей.

Выражение эмоций у детей дошкольного возраста имеет непосредственный характер, они стремительно проявляются в его мимике, речи, движениях.

Предпосылки для формирования основных индивидуально-психологических особенностей качеств личности закладываются в период дошкольного детства. Психическая жизни ребенка приобретает комплексный характер: его социальные контакты с другими людьми становятся шире, оценка действий других становится важным элементом поведения дошкольника и влияет как на характер его чувств, и на эмоциональную мотивацию его действий.

В процессе развития продуктивной деятельности в дошкольном возрасте совершенствуются восприятие, внимание, воображение, мышление, расширяется представления дошкольника об окружающем мире, он постигает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способствует развитию их эмоционального, волевого, речевого развития, развития своих способностей.

А. В. Запорожец и Я. З. Неверович показали в своих исследованиях, что у ребенка переход к дошкольному возрасту, сопровождается изменениями эмоциональных процессов, выполняющих регуляцию его деятельности: "Во-первых, происходящее изменение содержания аффектов (эмоций) выражается, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых производятся действия. Во-вторых, по мере усложнения деятельности меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи".

В ходе онтогенеза изменяется и структура эмоциональных процессов: эмоции становятся "умными", с повышенным интеллектом, а познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевые игры приводят к последующему этапу развития симпатии, сочувствия, формирования партнерских (дружеских) отношений. Усиленно происходит развитие высших чувств: моральных, эстетических, познавательных. Источником гуманных чувств являются взаимоотношения с близкими людьми. Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Эмоции теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких эмоций обобщается в форме нравственных чувств. Если дети младшего дошкольного возраста способны оценить поступок с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей, то дети старшего дошкольного возраста могут дать обобщенную оценку. В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребёнка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Необходимым условием возникновения сопереживания является развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям. Сопереживание сверстнику главным образом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлёстывают дошкольника, резко возрастает количество негативных высказываний в адрес сверстников. Наиболее яркие положительные эмоции ребенку свойственно испытывать в ситуации сравнения себя с положительным героем, активно сопереживая ему. При желании оказать помощь, посочувствовать, довериться симпатия дошкольника становится более действенной. Именно, симпатия и сочувствие пробуждают у ребенка стремление к совершению первых нравственных поступков.

У детей старшего дошкольного возраста, деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.

В формировании самооценки дошкольник достигает стадии, когда он способен дать самооценку не только поступкам, но и различного рода эмоциональным состояниям, и способен к самосознанию, т. е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.

Помогает в развитии эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста, активизация работы воображения. Воображение является важной высшей психической функцией, что является залогом успеха во всех видах деятельности человека. Чувствительный период для развития воображения - это старший дошкольный возраст. Можно сказать, что эмоции являются основой воображение, потому что без богатого эмоционального реагирования на ситуации и реальный мир невозможно придумать новый.

Возрастные и индивидуально-типические особенности нервной системы не являются независимыми, отдельно существующими факторами, их зависимость друг от друга приводит в некоторых случаях к усилению или дополнению, возрастных и типологических особенностей. Своеобразное сочетание возрастных и индивидуально-типических особенностей служит основой для развития психики в определенных направлениях, и, следовательно, для развития эмоционально - волевой сферы.

В период дошкольного возраста психические функции характеризуются не только высокой интенсивностью развития, но и имеют наибольшую уязвимость и неустойчивость по отношению к различным вредным воздействиям.

Эмоциональная нестабильность ребенка в дошкольном возрасте препятствует его общению, формированию нормальных отношений в детском сообществе, отношению с взрослыми: может провоцировать патологическую робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессивность, несоответствие реакций, постоянную возбудимость нервных процессов - все это усиливает факторы развития ребенка не только психологического, но и нравственного плана.

Так, что развитие эмоционально - волевой сферы в дошкольном возрасте определяется двумя группами факторов: внутренними (созревание коры головного мозга, развитие познания, самосознания и т. п.) и внешними (особенности социализации ребенка), где доминирующее значение имеют факторы второй группы.

Таким образом, индивидуально - типологические особенности развития эмоционально - волевой сферы в старшем дошкольном возрасте, являются определяющими успеха развития психических процессов, формирования личности, общения ребенка в коллективе со сверстниками и с взрослыми. Следовательно, отклонения в развитии эмоционально - волевой сферы неизбежно приведут к отклонениям психического развития ребенка в целом.

Литература:

  1. Аралова М.А.. Справочник психолога ДОУ. – М.: Сфера, 2010. – 269с.
  2. Березина Н.О. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2011. – 240с.
  3. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272с.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - 10-е издание, стер. - М.: «Академия», 2010. - 416с.
  6. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480с.
  7. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) – СП. 2010. -  987с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста  является создание условий,  способствующих формированию их способностей....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

Особенности Развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста

Основные подходы к изучению проблемы особенности развития познавательной среды у детей дошкольного возраста....

«Особенности развития логической сферы у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Ведущая педагогическая идея темы заключается в создании необходимых психолого - педагогических условий содействующих развитию логического мышления у дошкольников. При проведении работы учитывает...