Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
статья по коррекционной педагогике на тему

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог Бессонова О.М.

ГБОУ ДОУ №2 Петродворцового района

Особенности развития  эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций - важнейшее условие становления личности человека.  У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды, в которой ребёнок воспитывается. В младшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальным нарушением способны различать ласковую и недовольную интонацию, отзывчивость на похвалу, одобрение, порицание. Как правило, в таком возрасте дети выражают свои эмоции на невербальном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают речью, с удовольствием воспринимают читаемый им текст, только если он сопровождается эмоциональным окрашиванием. Своими действиями, будь то мимика, жесты или словесные реакции, выражают своё отношение к героям читаемого произведения.    В зависимости от степени умственной отсталости дошкольники ведут себя в различных ситуациях по-разному, проявляя при этом разные эмоции   Одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью  на каких-либо событиях». У умственно отсталых детей своеобразная эмоциональная сфера. Именно в ней проявляются особенности потребностей и развития интеллекта ребёнка, которые определяют незрелость личности. У таких детей на протяжении большого количества времени чувства, как и эмоции недостаточно дифференцированы. В это время дети способны высоко оценивать только тех кто им приятен или только то, что доставляет им удовольствие. Эмоции умственно отсталых дошкольников очень тесно взаимосвязаны с их интеллектуальным развитием. В зависимости от того, насколько быстро развивается личность умственно отсталого ребёнка, эта взаимосвязь постепенно изменяется. Слабо выраженные эмоции говорят нам о том, что дошкольник не изменяет свои чувства в зависимости от какой-либо жизненной ситуации, он не способен найти удовлетворения в какой-либо своей потребности.   Обобщая, можно сказать, что эмоции умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение, как правило, неустойчивое. Однако степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта.  Волевая сфера у умственно отсталых детей характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.   Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится   на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них неспособны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им  свойственны: безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений,  внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности     Правильное  развитие эмоционально волевой сферы умственно отсталых дошкольников зависит от внешних условий , в которых воспитывается ребенок. Это должно быть специальное обучение для таких детей и правильная организация  самой жизни ребенка. При правильно организованном обучении у дошкольников формируется волевая активность, с помощью которой развивается умственная, речевая способность и сама личность ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой -  от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.На базе врожденных реакций ...