Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике

Попова Олеся Владимировна

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts.rabota_po_ustraneniyu_agressivnosti.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

   Говоря об агрессивности, надо помнить о том, что «агрессивность - качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своём, добиться нужных результатов, организовать деятельность свою и других». Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства, которое уже проявляется у дошкольников.

   Но агрессивное поведение расценивается как отрицательное поведение. Всем маленьким детям свойственна агрессивность в той или иной степени. У одних детей она не развивается, а у других подкрепляется и углубляется. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, оказываются острыми и труднопереносимыми для ребенка в силу незрелости его нервной системы.

При проявлении  агрессивности у детей необходимо проводить соответственную коррекционную работу.

   Таким образом, искоренить агрессивность полностью невозможно. Речь идёт о необходимости контролировать её проявления и о снижении её уровня. Надо научить ребёнка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемых для жизни в обществе.

   Этому способствует система нашей коррекционной работы по снижению агрессивности у детей с умственной отсталостью. Коррекция агрессивности это гибкое чередование и комбинирование методов и приёмов, поведения взрослого в зависимости от меняющегося поведения ребёнка и от конкретных внешних обстоятельств. Все средства   могут   использоваться   как   последовательно,   так   и одновременно.

   Работу по снижению уровня и частоты проявления агрессивности мы проводили как на занятиях, так и вне занятий.

   Основным средством снижения уровня и частоты проявления агрессивности явилось использование средств изобразительной деятельности.

   Для этого, на основе психо-коррекционных программ М.Н.Ильиной, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, И. Климиной нами была составлена система работы.

В своей работе мы включили в систему игры, упражнения, разработки М.И. Чистяковой, Н.Л. Кряжевой, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной.

   Психологическая коррекция базируется на следующих фундаментальных принципах:

1) принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;                    

2) принцип личностного подхода к ребёнку;

3) принцип деятельностного подхода;

4) принцип психологической коррекции; серию занятий можно условно разделить на три группы:

   1) предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире   человека ;

2) формирование у детей доброжелательного поведения;

3) формирование осознанного отношения детей к социальным нормам  поведения.

   После того как мы выявили агрессивных детей в группе, выстраивается система коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Следует иметь в виду, что с агрессивными детьми, сначала лучше работать индивидуально, а когда большая часть проблем будет решена, можно включить их в малую группу.

   Наша коррекционно-развивающая работа включает в себя методы и приемы, используемые на занятиях и вне занятий по изобразительной деятельности: наблюдения, беседа, рассказ, пересказ, рассматривание картин, чтение художественных произведений, а также метод игровой деятельности.

   По-особому строятся психотерапевтические игры. Они опираются на некоторые общие особенности детской психики. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети во многих случаях затрудняются в словесном описании своих переживаний. Поскольку, по мнению А.И. Копытина, "невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов игровой деятельности, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна".

   Очень важно любому педагогу, вовлекая ребенка в игру и используя игровые методы, знать основные причины взаимодействия. Для этого необходимо:

устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;

принимать ребенка таким, какой он есть;

сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;

распознавать чувства ребенка и отражать их вербальными приемами, чтобы ребенок учился осознавать свои переживания;

уважать способность ребенка самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;

избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребенка;

не торопить процесс взаимодействия;

минимально ограничивать деятельность ребенка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформировать в нем чувство ответственности.

   Этим принципам мы следуем не только в процессе игры, но и вовремя любого взаимодействия с ребенком. Большое внимание в нашей коррекционной работе мы уделяем технике проективный рисунок.

   В работе с детьми мы не даем "готовых рецептов" для рисования, ребенок сам решает, что ему рисовать, как выплеснуть свои чувства в рисунке. Он имеет свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

   В процессе рисования педагог  может вмешаться только вопросами. По желанию ребенка и его разрешения педагог может детской рукой внести какие-то изменения в рисунке. На наш взгляд у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. Краски более функциональны, поэтому при рисовании лучше использовать их. Рисовать красками, лучше пальцами, хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Работая с красками детям очень нравиться рисовать «кляксы».

   Рисуя, ребенок увлекается, придумывает различные продолжения своему сюжету. Поэтому важно обеспечить максимальное пространство для детского рисунка.

   Если ребенок находился в возбужденном состоянии или подавлен и замкнут, лучше предложить ему нарисовать, то, что его беспокоит: «Нарисуй гнев. Нарисуй свою обиду, нарисуй то, что ты сейчас чувствуешь». «Лист гнева». Он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище. Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения мог смять, разорвать, выбросить рисунок.Мы знаем, загнав гнев внутрь, ребенок рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть его.

   Именно поэтому мы в своей работе предлагаем детям как можно быстрее избавиться от гнева приемлемыми неразрушительными способами. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего "накала страстей" педагог разрешает ребенку сделать что-то необычное. Когда ребенок сердится на сверстника и обзывает его, мы вместе с ним рисуем обидчика в том виде, в котором хотелось "оскорбленному". Периодически ребенок должен иметь возможность выражать свой гнев в рисунках. Таким образом, он снимет свою агрессивность.

   Независимо оттого,  что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны взрослых. Это может быть оформленный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных тонов. В любом случае – это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка.

   Иногда ребенку бывает достаточно лишь нарисовать свою агрессивность, чтобы  почувствовать себя спокойно и уверено. Некоторым, чтобы почувствовать облегчение необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, от его темперамента, а также от накопившейся внутренней агрессивности.

   Для коррекции детской агрессивности мы подбираем специальные игры и упражнения по изобразительной деятельности, которые используем в свободное от занятий время, в групповой и в индивидуальной работе.

   Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей мы берем релаксационные упражнения и игры.

"Ловим комаров", "Многоножки". В процессе коррекционной работы мы говорим с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия. Как важно работать над собой, управлять и владеть своими эмоциями. Ответственным и важным направлением в  работе мы считаем обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Эмоциональный мир агрессивных детей скуден. Они с трудом называют всего несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других они даже не предполагают. В таком случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.

   Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний, мы используем этюды М.И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой. "Удивление", "Золотые капельки". Во время этюда звучит музыка Д. Христова "Золотые капельки", "Сердитый дедушка". Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки "Петя и волк".

   В коррекционной работе мы используем упражнения, игры по устранению агрессивности у детей. Игра: "Обзывалки", "А ты… солнышко!" Игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

   Положительным результатом нашей работы служит то, что многие игры и упражнения мы применяем только с учетом индивидуально-личностных особенностей детей.

   Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без совместной работы воспитателя и психолога детского сада. Для этого мы создали в группе необходимое условие для коррекционных занятий с детьми. Учим их выражать свои негативные эмоции, не навредив при этом ни кому. Переносить агрессивность на другие объекты и снизить ее уровень помогает изобразительная деятельность. При этом педагогам необходимо помнить, что это не просто изодеятельность, а коррекционная работа, которая требует от взрослого особого психологического подхода.

      Список литературы:

   1.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева /коррекционно-развивающее обучение и воспитание. –М.:Просвещение 2003.

   2.Смирнова, Е., Хузеева, Г. Агрессивные дети [Текст] / Смирнова Е., Хузеева Г. // Журнал «Дошкольное воспитание», 2003, №4.

   3.Климена И. Игры с рисунками [Текст] / И.  Климена // журнал «Обруч» 2002 №3

   4.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение 1991, -176с.

   5.Слепович, Е.С. , Поляков, А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. [Текст]  / Е.С. Слепович, А.М. Поляков, Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.- 247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...