Мастер - класс для воспитателей по теме: «Играем вместе (использование речевых игр в ходе НОД и совместной деятельности взрослых и детей)»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Коновалова Татьяна Владимировна

Методическое объединение для воспитателей

на тему «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Речевое развитие»

 

Мастер - класс для воспитателей по теме:

 «Играем вместе (использование речевых игр в ходе НОД и совместной деятельности взрослых и детей)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_igraem_vmeste.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы Школа №2083 Дошкольное отделение «Ивушка»

        

Методическое объединение для воспитателей

на тему «ФГОС ДО. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Речевое развитие»

Мастер - класс для воспитателей по теме:

 «Играем вместе (использование речевых игр в ходе НОД и совместной деятельности взрослых и детей)»

Учитель - логопед  ДО «Ивушка»

Коновалова Татьяна Владимировна

Ноябрь 2016 г.

Мастер - класс "Играем вместе (использование речевых игр в ходе НОД и совместной деятельности взрослых и детей)"

Речь детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Часто к ним добавляются несовершенства лексико-грамматического строя, а так же связной речи. Причины всегда разные: от несформированности фонематического слуха до неумения воспроизвести верный артикуляционный уклад.

Очень важно, чтобы окружающая речевая среда была полноценной, насыщенной и разнообразной. Самым лучшим средством для формирования чистой речи являются творческие речевые игры. Их большой плюс в том, что они не требуют материальных затрат, в них можно играть где угодно и когда угодно, а так же немного изменив правила они каждый раз будут по-новому открываться детям. Ребята с удовольствием погружаются в игру и не замечают того, что  они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач.

О плюсах речевых игр я готова говорить бесконечно. Использовать их в группах с детьми без речевых нарушений можно и нужно. Такие игры всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребёнка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме того, не секрет, что играя с ребёнком, вы создаёте с ним дружеские доверительные отношения.

Но наиболее остро встаёт вопрос, когда в группе появляются дети с нарушениями речи. И чем больше таких детей, тем чаще и разнообразнее должны быть речевые игры.

Такой группой в  садике является группа «Солнышко». На  сегодняшний день среди детей, прошедших ЦПМПК и зачисленных на логопункт, ребята группы «Солнышко» составляют 40% от общего количества детей с ТНР (из четырёх групп). Кроме того, среди воспитанников этой группы есть дети с нерезко выраженными речевыми нарушениями, которым заключение ЦПМПК не показано, но коррекционно-развивающие занятия необходимы. Единственный выход – создание условий совместной работы со всей группой всеми специалистами, тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

 Хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

А сейчас приглашаем вас поиграть в речевые игры, которые мы часто используем с ребятами в нашем дошкольном отделении.

1.  Игра «Позови в гости»

Цель – согласование речи с движением, удержание ритма

Дети стоят в кругу, логопед начинает «знакомство»: два называет своё имя и два раза совершает энергичные движения вверх-вниз руками, сжатыми в кулак. Два хлопка молча. Затем называет своё имя один раз и имя ребёнка, которого «зовёт» в гости (под энергичные движения руками).

Таня – таня (хлоп-хлоп) Таня – Света (хлоп хлоп) Света – Света (хлоп-хлоп) Света – Марина и т.д.

Игру можно усложнить. Каждый ребёнок выбирает себе имя сказочного персонажа.  

2.  Игра «Почтальон»

Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово, связанное со сказкой. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и так же относится к сказкам. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. 
Пример: Теремок – Колобок – Красная Шапочка – Айболит – Терёшечка – Арлекин – Ниф-Ниф – Федора – Артемон и т.д…

3. Игровое упражнение «Подбираем рифмы». 

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа.
Логопед читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.) 
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

-Даём честное слово:
 Вчера в половине шестого 
 Мы видали двух сорок-белобок
 Без…(ботинок) и …(чулок).
 И Колобка без …(носка).
 И Крошку енота без …(вертолёта).
И Бабок Ёжек без… (сапожек).
И Цокотуху без… (уха)   и т.д.

4. Игра «Кузовок».

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка, чтобы собрать Красную Шапочку в дорогу к бабушке. Он держит корзинку, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе для бабушки кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу для бабушки в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

5. Игра «У оленя»

Цель – умение согласовывать речь с движением.

Читается стихотворение, дети повторяют слова и движения (а каждую фразу стиха выполняется своё движение):

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё оконце (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Мимо заинька бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь (Поставить руки перед собой, ладонями к себе) к нему стучит: 
«Тук-тук (кулаком «посутчаться»)
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо, изобразить пальцами «пистолет»)
«Заяц, заяц, забегай («звать» обоими руками)
Лапу мне давай!» (подать руку, хлопнуть по ней ладонью второй руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Игры с предметами»

Пальчиковые игры с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику у детей, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включается в игру и эм...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»          «Лэпбук как форма организац...

Мастер- класс для воспитателей на тему "Игры, которые лечат"

Цель: развитие  информационной и коммуникативной компетенции в  вопросах оздоровления дошкольников через использование новых форм работы в условиях ДОУ.Задачи:1. Раскрыть важность наличия пр...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ИГРЫ СТАРИНЫ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ             на тему:    «ИГРЫ СТАРИНЫ»...