Роль дыхания в процессе речи.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Семёнов Алексей Николаевич

Исторически речь является основным способом взаимодействия между людьми. Речь реализуется у человека при помощи аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования и артикуляции. Создание звука не возможно без прерывания воздушной струи голосовыми связками. Правильное дыхание - один из факторов  успешной логопедической работы. В материале представлены не только обоснования важности дыхания в формировании речи, но и практические упражнения на развития дыхания, увеличения обьема легких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Роль дыхания в процессе речи48.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Речь – форма общения между людьми, является основой сигнальной системы у человека. Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью аппаратов дыхания, жевания и глотания, обеспечивающих процессы голосообразования и артикуляции. Дыхательная система человека помимо своей основной функции – обеспечение газообмена в легких принимает непосредственное участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию.

      Основными способами создания акустических эффектов является или прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми связками, ведущее к возникновению тональных звуков, или же возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Благодаря действиям дыхательной системы обеспечиваются необходимые давления и потоки воздуха в речеобразующем тракте.

      Как дыхательная система, так и подвижные элементы верхних дыхательных путей, принимающие участие в речеобразовании – артикуляторы, приводятся в действие многими мышцами, которые являются исполнительными органами.

      Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. Равномерные циклы нормального дыхания характерным образом преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубокий вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки). На работу дыхательного центра при речи оказывают влияние расположенные на высоких уровнях ЦНС нервные механизмы, производящие синтез и организующие реализацию речевой программы.

       Выделяют два основных вида речи: импрессивную (понимание речи) и экспрессивную (устная активная речь). У человека имеется специализированный голосовой аппарат – гортань и голосовые связки. Органы, участвующие в речеобразовании, делятся на две группы: 1) органы дыхания (легкие с бронхами и трахеей) 2) органы, непосредственно участвующие в звукообразовании.

       Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным относится гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы, к пассивным – зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи.

       Все эти образования можно представить как три взаимосвязанных отдела речеобразовательного аппарата: генераторный, резонаторный и энергетический. Различают два генератора – тоновый (гортань) и шумовой (за счет создания щелей в полости рта); два модулирующих резонатора – рот и глотка и один немодулирующий – носоглотка с придаточными полостями; два энергодатчика – дыхательные мышцы и гладкие мышцы трахеобронхионального дерева.

      Акустические сигналы речи обладают двумя независимыми переменными параметрами: информация о высоте звука и его фонемном составе (характеристика гласного звука в слоге). Оба эти параметра обеспечиваются двумя различными механизмами. Первый контролирует высоту звука и называется фонацией, он локализован в гортани, его физической основой является колебание связок. Второй – артикуляция, он работает в так называемом голосовом тракте. Физической основой механизма артикуляции является резонанс полых пространств. Подтверждением наличия двух механизмов является шепотная речь. При шепоте нет звукового тона (голоса), фонация отсутствует и речь обеспечивается только лишь механизмом артикуляции.

       Немаловажное значение в звукообразовании имеют сосудистые реакции в слизистых оболочках дыхательных путей и голосового тракта. От состояния кровенаполнения данных отделов зависит резонаторная функция. Увеличение кровенаполнения приводит к изменению окраски (тембра) звука. Секреция желез слизистой оболочки дыхательных путей и голосового тракта так же оказывает влияние на речепроизводство. Ее усиление сказывается и на резонаторных свойствах голосового тракта. Обильная секреция в носоглотке создает затруднение для произношение носовых звуков, придает им оттенок гнусавости. Гиперсоливация влияет на формирование всех звуков, в которых участвует полость рта, зубы, язык и губы. Эта сфера уже стоматологического аспекта речеобразования, на что врач - стоматолог должен обращать внимание. Одним из важных исполнительных отделов речеобразовани является голосовой тракт, где за счет артикуляции формируются фонемная и шепотная составляющие речи. Деятельность этого отдела большей своей части является областью компетентности врача стоматолога. Нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой группы, приводит к изменения и затруднению в формировании зубных звуков (Т, Д, С, Ц), при этом могут наблюдаться шепелявость, присвист и т.д.

      Патологические образования на спинке языка приводят к затруднению производства фрикативных звуков (З, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушение в области губ осложняют произношение взрывных (Б, П) и фрикативных звуков (В, Ф) и др.

      На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при открытом, перекрестных прикусах, прогнатии и прогении.

        В обычных условиях человек дышит через нос. Это имеет определенное физиологическое значение. При дыхании через нос воздух проходит с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает и дыхание становится более глубоким. Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется, очищается. Согревание происходит за счет тепла, отдаваемого кровью, протекающей по хорошо развитой системе кровеносных сосудов слизистой оболочки носа. Носовые ходы имеют сложно извилистое строение, что увеличивает площадь слизистой оболочки, с которой контактирует атмосферный воздух. Согревание воздуха тем больше, чем ниже внешняя температура.

      В носу происходит очищение вдыхаемого воздуха, причем в полости носа захватываются частицы пыли размером больше 5-6 мкм в диаметре, а более мелкие проникают в нижележащие отделы.

     Для дыхания ротовая полость имеет большое значение лишь у низших животных (амфибий, рыб). У человека дыхание через рот появляется при патологических условиях, главным образом при заболеваниях носа и носоглотки. В нормальных условиях ротовое дыхание появляется при напряженном разговоре, быстрой ходьбе, беге, при другой интенсивной физической нагрузке, когда потребность в воздухе велика.

     Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади.

     Во внутриутробном периоде развития легкие не являются органом внешнего дыхания плода, эту функцию выполняет плацента. Но задолго до рождения появляются дыхательные движения, которые необходимы для нормального развития легких. Легкие до начала вентиляции заполнены жидкостью (около 100 мл).

      Рождение вызывает резкие изменения состояния дыхательного центра, приводящие к началу вентиляции. Первый вдох наступает через 15-70 сек после рождения, обычно после пережатия пуповины, иногда – до него, т.е. сразу после рождения.

       После рождения до 7-8 лет идут процессы дифференцировки бронхиального дерева и увеличения количества альвеол (особенно в первые три года). В подростковом возрасте происходит увеличение объема альвеол.

     Минутный объем дыхания увеличивается с возрастом почти в 10 раз. Но для детей в целом характерен высокий уровень вентиляции легких, приходящийся на единицу массы тела (относительной МОД). Частота дыхания с возрастом уменьшается, особенно сильно в течение первого года после рождения. С возрастом ритм дыхания становиться более стабильным. У детей длительность вдоха и выдоха почти равны. Увеличение продолжительности выдоха у большинства людей происходит в подростковом возрасте.

       С возрастом совершенствуется деятельность дыхательного центра, развиваются механизмы, обеспечивающие четкую смену дыхательных фаз. Постепенно формируется способность детей к произвольной регуляции дыхания. С конца первого года жизни дыхание участвует в речевой функции

      При характеристике легочного дыхания особое внимание уделяют оценке дыхательного цикла, под которым понимают ритмически повторяющуюся смену состояний дыхания. У мелких животных состоит из вдоха и выдоха, у крупных – включает три фазы: вдох, выдох и паузу. У человека длительность спокойного выдоха на 10-20 % больше длительности вдоха. Отношение длительности вдоха и общей длительности дыхательного цикла называют инспираторным индексом. В условиях полного покоя дыхательная пауза имеет максимальную длительность, при физических или эмоциональных нагрузках – резко сокращается. При действии на организм различных физиологических и экстремальных факторов адаптивная роль легочного дыхания состоит в такой перестройке своей деятельности, чтобы обеспечивать максимально возможное поступление в организм кислорода и выведения углекислого газа, т.е. внешнее дыхание приспосабливается к потребностям организма в целом. Это прежде всего проявляется в изменении минутного объема дыхания, что достигается изменением глубины и частоты дыхания. Таким образом, регуляция дыхания должна обеспечивать наиболее экономное соотношение между двумя этими параметрами.

     Большинство экстремальных воздействий требуют от организма повышения метаболической активности, а значит большего потребления кислорода, поэтому наиболее частой реакцией легочного дыхания будет тахипноэ, т.е. учащение ритма дыхательных движений. При этом возможно развитие двух его типов: 1) учащение и углубление – тахигиперпноэ, 2) учащение и уменьшение глубины – тахигипоноэ. У животных с тахигиперпноэ в фазе учащения дыхания нарастают все параметры дыхания, при тахигипноэ они снижаются относительно исходных величин. Вентиляция легких возрастает при всех воздействиях, приводящих к увеличению напряжения углекислого газа в артериальной крови (гиперкапния), к снижению рН артериальной крови ниже 7,4, к недостатку кислорода в артериальной крови (гипоксия), физической нагрузке, при незначительном понижении температуры тела (умеренная гипотермия) и при лихорадке, при боли (у новорожденных болевые раздражители стимулируют дыхание), при состояниях, сопровождающихся выбросом в кровь адреналина (физическая или умственная нагрузка, стресс), при повышении уровня прогестерона (беременность.

       Ряд же воздействий на организм, наоборот, сопровождается уменьшением вентиляции легких. Например, гипероксия (дыхание воздухом с повышенным содержанием килслорода или чистым кислородом), резкое охлаждение организма (глубокая гипотермия). Урежение дыхательного ритма брадипноэ также может развиваться в двух вариантах: 1) урежение и углубление – брадигиперпноэ, 2) урежение и уменьшение глубины – брадигипноэ.

      Итак, дыхание является важнейшим жизнеобеспечивающим элементов. Оказывающее огромное влияние на формирование речи. Для логопеда при работе выделяются несколько основных показателей дыхания: качество, глубина, объем. Развить дыхание одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что сейчас существует множество различных игрушек и игр, способствующих развитию. Наверняка в детстве вы надували мыльные пузыри или пускали в тазике парусник из щепки. Различные вертушки (ветряки), свистульки, дудки, задувание ватных шариков в «ворота» – все эти интересные и элементарные игры являются отличными упражнениями на развитие дыхания. А трудно потому, что эти упражнения надо делать постоянно, ежедневно, хотя бы по чуть-чуть, уделяя буквально 5-10 минут времени, что требует некоторого терпения.

Примеры упражнений для развития дыхания.

 «Надуваем пузыри»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – прерывистое произнесение согласного «Ф» и длительное произнесение на одном выдохе звука «С».

Ход игры: предложить малышам надувать разноцветные шары. Взяться за руки, встать близко-близко друг к другу. Затем коротко, прерывисто произнося звук «Ф», расходиться в стороны, пока руки не натянутся до предела. После этого шарик «лопается» с длительным звуком «С». Дети приседают на пол.

«Листопад»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе звука «Ш», «С», «Ф». Закрепление основных цветов.

Ход игры: предложить представить детям, что мы все деревья. Подул ветер. Деревья закачались на ветру и засвистели. Ребята покачиваются в разные стороны со звуком «С». После этого ветер срывает листья, и они кружатся на ветру (малыши кружатся) со звуком «Ф». Листики упали на землю и весело шуршат под ногами «Ш-Ш-Ш».

«Успокой Лялю»

Цель: развитие правильного речевого дыхания, длительное произнесение на одном выдохе гласного А.

Ход игры: кукла Ляля сильно плачет, надо ее успокоить. Малыш берет на руки куклу и нараспев баюкает: «А-А-А! А-А-А!»

В процессе игр и упражнений важно, чтобы дети не захватывали воздух ртом, не захлебывались. Делали спокойный вдох носом и такой же спокойный выдох ртом.

С малолетства, приучая ребенка к активному образу жизни, можно избежать трудностей с дыханием. Для этого надо немного: соблюдать режим дня, следить за здоровьем и питанием, гигиеной носоглотки, быть в хорошем настроении и больше разговаривать с ребенком. Копируя речь родителей, малыш будет неосознанно перенимать и правильное дыхание, что, в конечном итоге, поможет ему стать успешным в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дыхания в процессе речи

Развивающие дыхательные упражнения...

РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ

РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ...

Роль дыхания в процессе речи

Роль дыхания в процессе речи...

"Роль дыхания в процессе речи"

Развивающие дыхательные упражнения....

Роль дыхания в процессе речи

Роль дыхания в процессе речи...

Роль дыхания в процессе речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются...

Роль дыхания в процессе речи. Развивающие дыхательные упражнения.

В статье говорится о основных правилах выполнения дыхательных упражнений, а также о пользе дыхательной гимнастики....