«Занимательная логоритмика»
статья по логопедии (младшая группа)

В статье  отражена   цель, задачи,    структура занятий  по «Занимательной логоритмике».  Предлагаемые в статье  адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_logoritmike_no1.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная логоритмика»

 Кияшко Ольга Ивановна, логопед ГКУЗ КО «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2 «Кроха»

Аннотация

В статье  отражена   цель, задачи,    структура занятий  по «Занимательной логоритмике».  Предлагаемые в статье  адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.

Ключевые слова

Создание условий, стимуляция, профилактика, «Занимательная логоритмика», неречевые процессы, речевые процессы, виды деятельности, адаптированные оценочные материалы.

        

У детей раннего, младшего дошкольного  возраста не диагностируется интеллектуальная и речевая патология, не формулируется непосредственно психолого-педагогическое и логопедическое заключение. Поэтому основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, стимуляция познавательного и речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном и речевом развитии.

На протяжении многих лет в доме ребенка осуществляется «Занимательная логоритмика», являющаяся неотъемлемой частью совместной коррекционно – развивающей деятельности логопеда и музыкального руководителя.

Система логоритмической работы включает в себя два направления:  воздействие на неречевые процессы;  воздействие на речевые процессы.

Воспитание и развитие  неречевых процессов включает в себя: развитие слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации, переключаемости движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание эмоционально - волевой и мотивационно-потребностной сфер.

 Воспитание и развитие  речевых процессов направлено на: формирование ротового выдоха, развитие продолжительности речевого выдоха, темпа, ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха (в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики, структуры дефекта речевого нарушения).

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Материал не проучивается заранее, а усваивается в процессе деятельности на занятии. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Логоритмическая деятельность развивает умения и помогает ребёнку: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; формировать положительное отношение к миру и к себе, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; использовать речь для выражения желаний, мыслей, чувств, обращения с вопросами к взрослым и сверстникам и построения речевого высказывания в ситуации общения;владеть, контролировать и управлять основными движениями, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Цель.

 Создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей в  интеллектуальном, речевом и физическом совершенствовании, укрепление здоровья.

Задачи.

Оздоровительно – профилактические  (укрепление костно -  мышечного аппарата, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, формирование правильного дыхания, формирование чувства равновесия).

Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей, предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений).

Развивающие (развитие координации движений во взаимосвязи с речью, музыкой,  развитие фонематического слуха, просодических компонентов, развитие пространственного праксиса, гнозиса, систематическая работа по развитию психологической базы речи, развитие музыкально – ритмических движений).

В структуре занятий сочетаются  различные виды деятельности: упражнения на  развитие зрительного и слухового восприятия, фонематического слуха; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции,  мимические упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики; речевые упражнения без музыкального сопровождения; музыкально - ритмические упражнения, пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; элементы ИЗО деятельности; подвижные игры, драматизации; упражнения на релаксацию; ритуалы приветствия, прощания.

 «Занимательная логоритмика» не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив детей.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты психолого – педагогической  оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Предлагаемые нами адаптированные оценочные материалы составлены по материалам обследования Г.А. Волковой, Ю. Разенковой, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха для детей третьего, четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка.

Направления обследования

Методика выявления

Уровень усвоения

Обследование неречевых  функций

Обследование состояния общей моторики

Ребенку предлагается повторить за педагогом движения на ходьбу   по кругу, на бег и прыжки, маршировку.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. 

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы.

Высокий уровень (+)- 3 балла

  Движения выполняет быстро, правильно, четко.

Обследование темпа

Ребенку предлагается повторить за взрослым следующие движения: движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. 

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы.

Высокий уровень (+)- 3 балла

  Движения выполняет быстро, правильно, четко.

Обследование состояния тонкой моторики

Ребенку предлагается выполнить задания на определение кинестетической основы движений (выполнение проб):

- указательный и средний пальцы выдвинуть вперед – «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

- указательный палец и мизинец выдвинуты вперед – «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони);

- сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке.

 Предлагаются задания на определение кинетической основы движений: по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой.

    При оценке проб и движений учитываются: темп, правильность, четкость выполнения движений.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. 

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Темп при выполнении проб и движений замедлен, отмечается поиск нужной позы.

Высокий уровень (+)- 3 балла

  Движения выполняет быстро, правильно, четко.

Обследование слухового внимания

Ребенку предлагается показать, какой предмет прозвучал: барабан, погремушка, колокольчик.

Определить направление звучания предмета или игрушки.

Отмечает хлопками  тихое и громкое звучание предмета (игрушки).

Низкий уровень (-) – 1 балл

Ребенок затрудняется в определении звучащего предмета и направления  (неправильное называние или показ звучащего предмета направления звучания предмета).

Не может определить хлопками  громкость звучания предмета.

Средний уровень (+-)- 2 балла

 С помощью взрослого называет предметы и направление звучания, определяет хлопками громкость звучания.

Высокий уровень (+)- 3 балла

Самостоятельно называет предмет и направление звучания.

Отмечает хлопками  тихое и громкое звучание предмета (игрушки).

Обследование ритмического чувства

Взрослый  ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок воспроизводит услышанное.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. 

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Темп при выполнении проб и движений замедлен, допускаются небольшие погрешности.

Высокий уровень (+)- 3 балла

  Движения выполняет быстро, правильно, четко.

Обследование движений по тексту, умения передавать образы

Взрослый показывает движения под музыку и предлагает ребенку их повторить.

Аналогично передать образ зайки, птички и т.д.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Пробы и движения ребенок не выполняет или выполняет и воспроизводит неверно. 

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Темп при выполнении проб и движений замедлен, допускаются небольшие погрешности.

Высокий уровень (+)- 3 балла

  Движения выполняет быстро, правильно, четко.

Обследование речевого  развития

Обследование звуковой  культуры речи

При исследовании проверяется сила голоса, состояние имитационных способностей детей с опорой на картинки. Ребенку предлагается показать вслед за педагогом, как девочка укачивает куклу (а-а-а), болеет и стонет зайчик (о-о-о), гудит поезд (у-у-у), кричит лошадка (и-и-и), плачет малыш (уа), кричат дети (ау), мяукает кошка (мяу), лает собака (ав), мычит корова (му), пищит цыпленок (пи-пи-пи), кудахчет курица (ко-ко-ко), кричат гуси (га-га-га), бежит водичка из крана (с-с-с), звенит комарик (з-з-з), сорока  цокает (ц-ц-ц).

 Низкий уровень (-)- 1 балл

 Ребенок не всегда четко произносит гласные, наблюдаются искажения или замены свистящих звуков звуками раннего онтогенеза. Возникают трудности в изменении силы голоса.

 Средний уровень (+-) – 2 балла

Ребенок четко произносит гласные, наблюдается искаженное произношение свистящих звуков. Иногда возникают трудности в изменении силы голоса.       

Высокий уровень (+) – 3 балла

 Четко произносит гласные, свистящие звуки, плавно изменяет силу голоса от тихого звучания к громкому и наоборот.

Обследование состояния дыхательной функции

Отмечается длина речевого выдоха.

Низкий уровень (-) – 1 балл

 Дыхание ребенка грудное или верхнеключичное, длина речевого выдоха менее 2 секунд.

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Дыхание смешанное (грудное, верхнеключичное), длина речевого выдоха не менее 2 секунд.

 Высокий уровень (+)- 3 балла

 Дыхание диафрагмальное или смешанное, длина речевого выдоха не менее 4 секунд.

Обследование формирования словаря

Ребенку предлагается:

 - назвать изображения на картинках (несколько игрушек, предметы посуды, одежды, обуви, животных);

- назвать действия, совершаемые детьми на сюжетных картинках (сидит, стоит, играет, рисует);

- назвать цвет игрушек на предметных картинках (красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок), размер игрушек (большой шар, маленький шар), вкус продуктов (сладкая конфета, кислый лимон).

- назвать наречия, обозначающие количество предметов (много, мало), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Низкий уровень (-) – 1 балл

Словарный запас ребенка значительно отстает от возрастной нормы: отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Ребенок не знает названий цвета предмета, размера, заменяют слова близкими по смыслу.    

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Словарный запас приближен к возрастной норме. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Высокий уровень (+) – 3 балла

Словарный запас соответствует возрастной норме. Правильно употребляет разные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Обследование грамматического строя речи

- Употребление ребенком существительных в именительном падеже единственного и множественного числа при назывании картинок (стол – столы, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки);

- употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога при ответе на вопрос по картинкам: «Что ты видишь?» (Вижу дом, вижу куклу);

- согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода при ответе на вопрос по картинке: «Какой мяч, шар? (Красный мяч, синий шар), «Какая чашка, лопатка?» (Красная чашка, синяя лопатка), согласование притяжательных местоимений с существительными (Моя груша, мой апельсин);

- употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами при ответах на вопрос по картинкам: «Где лежит кубик?» (В коробке, на коробке, под коробкой);

- употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами при назывании большого и маленького предметов, изображенных на картинке, по образцу (Дом – домик, стул – стульчик, чашка-чашечка, кукла – куколка);

- употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном наклонении при назывании действий одного или нескольких объектов по картинкам (Петух поет – петухи поют, рыбка плывет – рыбки плывут, мальчик играет – мальчики играют);

- употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам (Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика. Девочка одевается. – Мама одевает девочку.)        

 Низкий уровень (-)- 1 балл

 Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, которые выражаются: в неумении образовывать множественное число существительных, неправильном употреблении падежных окончаний; в отсутствии согласования местоимений, прилагательных с существительными; в опускании предлогов. Ошибки встречаются при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, при употреблении возвратных и невозвратных глаголов.

Средний уровень(+-)- 2 балла

 Наблюдаются ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети затрудняются в использовании как простых, так и сложных предлогов.    

Высокий уровень (+) – 3 балла

 Аграмматизмы встречаются редко: иногда на месте одних приставок использует другие. Употребляет простые предлоги, союзы.

Обследование состояния связной речи

Ребенку задаются вопросы, касающиеся обиходно-бытовой тематики. Устанавливается, какие предложения использует ребенок при ответе на вопросы: однословные или простые (из 2слов), распространенные (более 2 слов) или сложные. Далее ребенок должен рассказать знакомую сказку. В ходе наблюдения фиксируется характер общения ребенка с окружающими.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Предложения однословные или из двух слов. От пересказа сказки отказывается. В общение по своей инициативе не вступает.

Средний уровень (+-) – 2 балла

Фраза простая, распространенная (до 3-4 слов). Пересказывает знакомые сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с окружающими вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий уровень (+)- 3 балла

 Использует предложения с однородными членами, начинает употреблять сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные).  Речь связная. Охотно пересказывает знакомые сказки при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

 Обследование состояния артикуляционной моторики

Проводится по подражанию педагогу следующих упражнений: широко улыбнуться («улыбка»); вытянуть губы, как слоник («хоботок»); показать широкий язык («лопата»); положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу («качели»); подвигать языком влево-вправо («часики»); сделать лакательные движения языком («кошечка лакает молоко»); пощелкать языком («лошадка»). При оценке учитываются: правильность, четкость, быстрота выполнения движений.

 Низкий (-)- 1 балл

Темп движений резко замедлен, четкость выполнения движений грубо нарушена.

 Средний уровень (+-)- 2 балла

Темп движений замедлен, четкость негрубо нарушена.

Высокий уровень (+)- 3 балла

Движения выполняются правильно, быстро, четко.

Наблюдение за динамикой в развитии внимания, мышления, работоспособности, эмоционально-волевой сферы

Педагог наблюдает за проявлением познавательной активности, концентрацией внимания, работоспособность, контактность.

Низкий уровень (-)- 1 балл

 Интерес к познавательной деятельности отсутствует или слабо выражен. Ребенок не концентрирует внимание на протяжении всего занятия, наблюдаются низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, недостаточно целенаправленная деятельность. Мышление инертное, наглядно-действенное. Часто действует импульсивно, с трудом переключается с одного задания на другое. Наблюдается избирательность контактов в отношениях с окружающими, часто негативизм.

Средний уровень (+-)- 2 балла

 Начинает формироваться интерес к познавательной деятельности. Ребенку удается сконцентрировать внимание, сохранить работоспособность на протяжении большей части занятия. Мышление наглядно-действенное. В конце занятия начинает действовать импульсивно, отвлекается. В контакт с окружающими вступает неохотно, эмоциональные реакции не устойчивы.

Высокий уровень (+)- 3 балла

Наблюдается интерес к познавательной деятельности, деятельность целенаправленна Внимание устойчивое, работоспособность сохранена на протяжении всего занятия. Начинает формироваться наглядно-образное мышление. Легко вступает в контакт  со взрослым, детьми, эмоциональные реакции устойчивы и адекватны.

В начале нового учебного года (сентябрь) проводится первичный мониторинг с определением уровня индивидуального развития. Он позволяет комплексно оценить стартовые возможности каждого ребенка   и при необходимости индивидуализировать работу для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания логоритмики.

        После заполнения индивидуальной карты развития осуществляется коррекционно – развивающая работа с учетом календарно – тематического планирования, ведётся динамическое наблюдение за развитием ребенка.

В декабре проводится промежуточная  диагностика  для оценки динамики развития ребенка.

        В мае проводится итоговая  диагностика   и делается сравнительный анализ для определения уровня усвоения материала и эффективности педагогического воздействия.         

Технология работы по диагностике   следующая: 

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.

Этап 2. Когда все дети прошли процедуру аттестации , высчитывается итоговый показатель в %. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями. Этот показатель необходим для ведения учёта промежуточных результатов освоения «Занимательной логоритмики».  

        Двухступенчатая система процедуры аттестации  позволяет оперативно находить неточности в построении образовательного процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно наметить индивидуальную работу с детьми.

Список литературы:

Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы  в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство – Пресс, 2001.-с.240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях

В статье  представлены задачи,  содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей.  Содержание деятельности составлено в  соответствии с направлениями развития воспитанн...

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ .

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ .        В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно ...

Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...

Консультация для родителей "Занимательная логоритмика"

ЛОГОРИТМИКАЭТО СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,В КОТОРЫХ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СОЧЕТАЮТСЯ С ПРОИЗНЕСЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА...