«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._master-klass_dlya_roditeley_razvitie_fonem._sluha.docx823.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 30»

 

       Выступление на мастер-класс  для родителей дошкольных групп

по теме « Организация преемственности ДОУ и ОУ с целью формирования всех видов мыслительной и речевой деятельности дошкольников и младших школьников».

Мастер-класс для родителей  учителя-логопеда  Сангаловой С.Г.

«Развитие фонематического слуха основа  формирования правильной  речевой деятельности дошкольников».

                                         2019г.

Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка, перейдут в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности.

Актуальность данного мероприятия обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме речевого развития детей. Большинство родителей, все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников подготовительных  групп.

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников (с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) в вопросах развития фонематического слуха.

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи ребёнка, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
  2. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: Родители воспитанников, учитель-логопед, учителя начальных классов

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,  дидактические пособия для развития фонетического слуха и звукового анализа и синтеза..

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007

Использование технологий:

Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.

Предварительная работа:

  1. Разработка выступления-практикума совместно с воспитателями и учителями начальных классов.
  2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
  3. Подготовка презентации «Игры на развитие фонематического слуха детей».

       С каждым годом растёт количество дошкольников  с низким уровнем развития фонематических процессов, о чём свидетельствует  диагностика уровня речевого развития детей, проходившая  в начале учебного года  

  Диагностика состояла из нескольких групп заданий: это задания на сформированность фонематических процессов -  повторение  цепочки слогов с фонетически сходными звуками, показ картинок на заданный звук, исследование навыков языкового анализа,  выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».  

Из двух  подготовительных групп  больше половины детей с нарушением фонематического восприятия. Эти  дети в первую очередь были зачислены на логопункт.

Что такое фонематический слух – это речевой слух  на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да-та), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
 
Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков):

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, что ведет к  следующим нарушениям:  Дисграфия-это специфическое нарушение процесса письма. Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения.

- Нарушение звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

    1. пропуск гласных и согласных букв, слогов;

    2. вставки букв;

               3. перестановки букв, слогов.

-- Нарушение дифференциации  звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное  сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме  в смешении букв.

 Своевременное выявление и коррекция нарушений фонематического восприятия  снижает риск возникновения дисграфии и дислексии при овладении письменной речью у младших школьников.

Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.  Дети знакомятся с материализованными моделями слов / схемами/, они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Начинается же работа по формированию фонематического восприятия с развития неречевого слуха
.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Игра « Тишина».

Дети, закрыв глаза,  «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра « Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки(деревянные ложки, металлические ложки, карандаши, молотки, резиновый  мяч, стакан, ножницы, будильник).

А также провожу игры: «Угадай на чем играю», «Шумовые баночки», «Где хлопнули?», « Где позвонили?»

Игры и упражнения по развитию речевого слуха— учат детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому:

«Дует ветер», «Метель», « Три медведя».        

Предлагаю  родителям  поиграть в игры на развитие слухового внимания.

Игра  « Узнай слово».  Хлопните в ладоши, когда услышите правильное звучание слова.

Бумага-пумага-тумага-бумага-пумака-бумака.

                «Стихи-небылицы»

--Сели в ложку и –ай да ! –

По реке – туда-сюда!

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

--Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

«Незнайкины  стихи.»

Что стучишь так громко дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

Двое маленьких мышат  тоже ходят в детский шад.

Грустят на пригорке  две стройные ёрки.

Мама, мама, мне поверь : сам убрал свою  постерь.

У Светланы и у Лизы Есть и санки. Есть и лызы.

Миша и Маша лежали в коляске, были они, безусловно, двойняски.

«Подскажи словечко.»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом….(щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый …(заяц)        

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Найди картинку со звуком «Л»: слон, лев, лампа

Определи место звука  «З» в слове: заяц, роза.

«Помоги собрать вещи». В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «Ш». Игры и упражнения на дифференциацию слогов.

Ребенок повторяет слоги точно так же, как они были произнесены взрослым.

«Повтори, не ошибись», «Похлопаем», «Сколько слогов услышал, выложи столько камушков», «Что лишнее?»

Игры и упражнения  на дифференциацию фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-- выделение гласных из ряда звуков.

--узнавание гласных на фоне слога и односложных слов,

--выделение согласных из ряда других звуков.

«Умная машина», « Дракоша-звукоедик», «Поймай звук», « Доскажи словечко», «Звук заблудился», Игра с мячом « Поймай мяч на заданный звук».

Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определенную последовательность:

-- Определение количества слогов в словах разной сложности;

-- Выделение первого и последнего звука в слове;

-- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий);

--Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Игры «Сколько звуков, посчитай», «Цепочка слов», «Найди место звука в слове», « Подбери картинки к символам гласных звуков», «Волшебный кубик» и т. д

Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Каждому ребенку дается картинка. Ребенок громко произносит слово и отстукивает столько раз, сколько с слове слогов
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: логопед не называет слово, а отстукивает слоговой состав слова. Дети должны придумать слово, которое подходит по слоговому составу. Если дети затрудняются, логопед снова отстукивает и произносит первый слог.
Игра «Слоговой поезд»
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.
Паровоз с тремя вагонами. На 1-ом - схема односложного слова, на 2-ом – схема двусложного слова, на 3-ем – схема трехсложного слова. Детям нужно «расселить » картинки в нужный вагон.
Игра «Цепочка слов» 
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первой картинки. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
У каждого ребенка карточка. Логопед показывает картинки и называет слова. Если звук слышится в начале слова, дети ставят фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во 2-ую клеточку. Если звук слышится в конце слова, то в третью клеточку.
Игра «Будь внимателен»
Цель: учить детей различать звуки «д» и «т» в словах/ по картинкам/
Задания: 1. «Назови все слова со звуком «Т»
2. «Назови все картинки со звуком «Д»
Игра – соревнование «Кто быстрее? »
Цель: Учить различать звуки «Б» и «П» в словах /по картинкам/
Задания: 1. Собери картинки со звуком «Б»
2. Собери картинки со звуком «Т»
Игра «Звуки в лесу»
Цель: Анализ и синтез слогов слогов «АУ» И «УА»
Игра «Живые звуки»
Цель: Анализ и синтез слов типа КОТ. МАК,

В своей работе по развитию фонематического слуха использую дидактические пособия: Домик гласных звуков, Домик согласных звуков,

Домик « В каком окошке живет звук?» Красный домик для гласных,

Зеленый домик для мягких согласных, Синий домик для твердых согласных.

Символы гласных звуков. Звуковые пенальчики,  схемы слова,  и многое другое.

В конце выступления логопед раздает  памятки родителям « Игры и упражнения со звуками и словами», с описанием игр, представленных  в презентации.

Очень надеюсь , что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха, для ребенка  дошкольного возраста и что только совместными усилиями  мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Фото для аттестации\IMG-20191123-WA0006.jpg

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Фото для аттестации\IMG-20191123-WA0008.jpg

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Фото для аттестации\IMG-20191123-WA0007.jpg

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Фото для аттестации\IMG-20191123-WA0003.jpg    C:\Users\Дмитрий\Desktop\Фото для аттестации\IMG-20191123-WA0009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Формирование у дошкольников психологических качеств необходимых для успешного обучения в школе

В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе.Успешное овладение школьной прог...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения

познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.

В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....