Главные вкладки

    Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Беликова Наталья Николаевна

    Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым заботам и школьным делам. Это очень напряженный период, прежде всего потому что, что школа ставит перед учениками целый ряд задач, которые не связанны с опытом ребёнка, поэтому требует максимальной мобилизации как физических, так и интеллектуальных сил.

    За последнее время требование к поступающим в школу детям выросли, но при этом выросла и детская заболеваемость, а так же возросло количество детей, имеющих те или иные нарушения речи. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению в школе, трудно и более длительно проходит период адаптации, а если сюда накладываются проблемы со здоровьем (чаще психоневрологической сферы), развитием речи, то обучение в школе превращается в целую проблему для ребёнка и его родителей. «Неготовые дети» - «контингент риска»: риск неуспеваемости, риск усугубления имеющихся отклонений в состоянии здоровья и возможности заболеть от чрезмерных нагрузок.

    Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали престижную школу.

    Как определить уровень подготовки ребенка к школе?

    Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости.

    Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.

    В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога! Если ваш ребёнок состоял на учёте невролога, то имеет место консультирование у логопеда с 3х лет, а так же ежегодный осмотр невролога.

    Подыщите курсы подготовки к школе, узнайте отзывы о данном учреждении.

    Ребенка считают неготовым к школе, если он:

    •        настроен исключительно на игру;

    •        недостаточно самостоятелен;

    •        чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

    •        не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

    •        мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

    •        имеет серьезные нарушения речевого развития;

    •        не умеет общаться со сверстниками;

    •        не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

     

    Можно сделать вывод, что к обучению в школе Ваш малыш должен прийти с определенным багажом знаний и навыков. Причем чем выше уровнем школа, тем больше в ней число требований, предъявляемых к будущим первоклашкам. Следовательно, родители должны заранее подыскать для ребенка курсы подготовки к школе. При подборе учреждения, центра с курсами познакомьтесь с программой, по которой Вашего малыша будут обучать.

    Программа подготовки детей к школе должна быть построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия должны включать в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей.

    К началу обучения в школе дети должны уметь:

    • строить сложные предложения всех видов;

    • составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;

    • находить слова с определенным звуком;

    • определять место звука в слове;

    • составлять предложения из 3-4 слов;

    • членить простые предложения на слова;

    • членить слова на слоги (части);

    • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;

    • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

    • иметь представления о сезонных явлениях природы;

    • знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

    К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

    • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;

    • как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

    • цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;

    • знаки +,-,=,>,<;

    • название текущего месяца, последовательность дней недели;

    • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;

    • соотносить цифру и число предметов;

    • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    • пользоваться арифметическими знаками действий;

    • измерять длину предметов с помощью условной меры;

    • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

    • делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

    • ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

     

    Социально-психологическая готовность к школе:

    •        учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)

    •        умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

     

    Развитее школьно-значимых психофизиологических функций:

    развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

    пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);

    координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг)

     

    Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

     

    Развитее произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

    Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

    Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

    Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

    Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения

    познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...

    Консультация на тему: "Социально-личностная готовность детей к школе, как основа успешного обучения"

    Социально-личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по ср...

    Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»

    Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных...