Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»
консультация (подготовительная группа)

Шило Наталья Александровна

Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей в обучении, сохранят его физическое и психологическое здоровье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»

Подготовила воспитатель СП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ № 7 г. Сызрани, Самарской области.

Шило Наталья Александровна.

          Человеческая рука…  Сколько ей суждено трудиться, какие чудеса способна совершить она ради физического, психологического и нравственного здоровья человека. Как тесно связана она с человеческим мозгом!  Призванная формировать и выполнять его программы, рука достигает совершенства  и своим трудом раскрывает человеческое в человеке.

            Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче стихия детского разума.

             Наиболее чувствительный и благоприятный период развития кисти ребенка приходится на дошкольный возраст, а исходный уровень зрелости моторного аппарата руки, является критерием прогноза успешности развития навыка письма и успеваемости ребенка в целом. Следует обратить внимание на то, что письмо – это базовый навык в обучении.

               Функциональная готовность кисти ведущей руки ребенка к обучению в школе необходима для приобретения сложного координированного навыка письма, требующего слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а так же сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

                 Незрелость кинетического контроля тонких движений руки, мышечно – суставного чувства не только усложняет освоение навыка письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Стоит еще раз обратить внимание на то, что письмо называют «базовым навыком», то есть навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его во время, непременно будет отставать в учебе. К тому же родителям следует знать, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание на первом этапе обучения на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, слово. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии детского организма.

                 Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

- развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

- развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а так же в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад). Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

- Развитие изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.

                  Родителям особое внимание следует обратить на упражнения, тренирующие детскую руку, кисть, пальцы. Необходимо больше рисовать, лепить, вырезать, клеить, играть в игры укрепляющие кисть руки и развивающие движения пальцев.

                   Целесообразно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии и замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник). Такие упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию. Хорошо влияют на развитие у ребенка мелкой моторики декоративные рисунки. В процессе рисования узоров происходит интенсивное развитие руки, кисти, пальцев, глазомера. В таком рисовании дети усваивают порядок начертания элементов  узора – равномерными движениями.

              Стоит обратить внимание и на занятия ребенком конструирования, лепки, творческих работ с ножницами. Когда ребенок занимается этими видами деятельности, у него происходит тренировка мелких мускулов пальцев, формируются более точные движения руки, глазомер.

               Следует отметить, что особую роль в развитии ребенка и его ручной умелости играют занятия рисованием. Исследования физиологов показали, что в течении всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей и до 9-10 лет, процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых отделов мозга. А детский рисунок отражает тот уровень общения, который  доступен ребенку в мышлении. Зрительные отделы мозга активизируются, но значительно меньше. Оказывается, что тренировка и развитие  тонких движений пальцев рук влияет не только на успешное овладение письмом, но и оказывает большое влияние на развитие активности речи ребенка. Около трети всей площади  двигательной проекции коры больших полушарий головного мозга человека, занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.  Вероятно, развитие функции руки и речи, в ходе развития человека, шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

                 Если пальцы у детей напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе и им недоступно изолированное движение, или наоборот – пальцы ватные, вялые, то и степень развития речи у ребенка низкая. Таким образом, речь тесно связана с движениями пальцев рук. Подготовка детей к письму через развитие руки, как аппарата письма, включает в себя и развитие речи ребенка, что очень важно для будущего школьника.

                  Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей в обучении, сохранят его физическое и психологическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе »

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей. Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Консультация для родителей. Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе"

Консультация для родителей " Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе"...