Доклад «Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения»
материал

Ануся Юрьевна Малаева

В содержание понятия общая подготовка (готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_doshkolnik.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения» на семинаре-практикуме для воспитателей старших и подготовительных групп Зольского муниципального района

Февраль, 2022 год                                  Руководитель РМО  -  А. Ю. Малаева

В нашем дошкольном отделении реализуется такая  подготовка детей к школе, под которой нами  понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).н

В содержание понятия общая подготовка (готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. Рассмотрим, содержание каждого направления.

Специальная подготовка к школе

 Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам. Учитель будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляет основу для начала обучения по специальным предметам.

Очень важна осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л.Е. Журова, Н.В. Виноградова, Г.А. Корнеева, А.Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.

Общая подготовка детей к школе

При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированными, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а в общей.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состояния здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.

Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным. И эти качества, по данным исследований и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно, в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и других видах деятельности.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьей и дошкольным отделением образовательного учреждения. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Итак, подготовка к школе должны быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяются уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.

Задачи и содержание подготовки детей к школьному обучению определяют два ее основных направления: общая и специальная подготовка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса является формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.

Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДО.

Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.

Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.

Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличие от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.

Суммируя взгляды на общую подготовку, получаем, что она направлена на:

– физическое развитие ребенка;

– развитие интеллектуальной сферы, познавательных процессов, умственных действий и операций, речи;

– социально-нравственное воспитание личности;

– развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;

– формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника;

– развитие важных качеств личности будущего школьника развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость;

– развитие произвольности в поведении и деятельности;

– формирование компонентов учебной деятельности.

Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса.

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Подготовка к школе – организация образовательной работы ДО, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.

Психологи и педагоги выделяют:

• общую готовность к обучению в школе

• специальную готовность к обучению в школе

Общая готовность.

В содержание понятия входит - психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2.Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3.Социально-психологическая готовность. Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4.Эмоционально-волевая готовность. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

5.Психомоторная (функциональная) готовность. Преобразования, происходящие в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости.

Специальная готовность.

Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.

А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова.

2. Умение различать гласные и согласные звуки.

3. Умение членить слова на слоги.

4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах и событиях.

7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Б) Развитие элементарных математических представлений:

1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.

2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

4. Умение соотносить цифру и число предметов.

5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

В) Кругозор ребенка:

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.

2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах.

4. Знать правила безопасного поведения на улице.

5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.

6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

7. Знать названия частей суток и их последовательность.

Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе:

4.Рассматривание картины по школьной тематике.

5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику.

Актуальность проблемы: в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДО.

Детский сад и школа. При взаимодействии этих двух уровней образования может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Основные задачи сотрудничества ДО и СОШ:

- становление единства взглядов на воспитательный процесс между ДО, семьей и школой;

- выработка общих целей, воспитательных задач и путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;

- оказание помощи родителям, способствующей преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной социальной деятельности детей.

Уровень готовности ребенка обучению в школе.

Критерии подготовленности ребенка к школе:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Наши воспитатели  в работе по подготовке детей к школе должны:

1.Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

2.Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.

3.Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

4.Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Школьная зрелость.

1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;

2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

К концу завершения обучения по образовательной программе дошкольного образования ребенка приведут к ожидаемым образовательным результатам, согласно ФГОС ДО, которые предполагают:

Мотивационные  (личностные) образовательные результаты

К концу года у детей могут быть сформированы:

-образ Я (знает свое имя и фамилию, возраст, пол, осознает временную перспективу личности- каким был, какой сейчас, каким буду, проявляет свои интересы);

-положительная самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях, умение проявлять инициативу и творчество в детских видах деятельности, нацеленность на дальнейшее обучение;

-предпосылки осознанного отношения  к своему будущему (к своему образованию, здоровью деятельности, достижениям), стремление быть полезным обществу;

-стремление к справедливости, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, умение в своих действиях руководствоваться  не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

-уважительное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, помогать тем, кто в этом нуждается (малышам, пожилым, более слабым), способность откликаться  на переживания других людей;

-уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, к людям других культур и национальностей;

-уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье (имеет некоторые представления об истории семьи в контексте истории родной страны, гордится воинскими и трудовыми  наградами дедушек, бабушек, родителей);

-патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достояния, уважение к государственным символам, представление о нашей Родине-России  как о многонациональной стране, где  мирно живут люди разных национальностей, культур и обычаев;

Интерес и уважение к истории России, представления о подвигах наших предков, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;

Универсальные образовательные результаты.

Когнитивное развитие. К концу года у детей могут быть сформированы:

-развитый познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире;

-интерес к исследовательской, проектной деятельности, потребность получать  ответы на свои вопросы, исследовать, экспериментировать; умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, измерение, сравнение по количеству предметов, размеру, весу и т.д.)

-способность выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строении, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, умение классифицировать  предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);

-способность самостоятельно устанавливать  простейшие связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств, проводить действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объекта;

-элементарные умения добывать информацию  различными способами, определять оптимальный способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;

-умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, составлять собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать  свою деятельность; способность самостоятельно составлять модели и использовать  их в познавательно-исследовательской деятельности;

-предпосылки учебной деятельности, навык живого, заинтересованного участия в образовательном  процессе, умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;

-конструктивные способы  взаимодействия  с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, информацией; распределять действия при сотрудничестве);

-уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду, интерес к обще групповым  (обще садовским) событиям и проблемам; желание участвовать в жизни дошкольного учреждения (праздники, спектакли, проекты, соревнования); способность к совместному обсуждению;

-доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться  с интересами и мнением товарищей, умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение,  справедливо решать споры: способность формировать  отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;

Регуляторное развитие. К концу года дети могут:

-проявлять организованность, дисциплинированность; умение ограничивать свои желания, выполнять установленные  нормы поведения, в том числе выполнять совместно установленные правила группы, понимание своих обязанностей  в связи с подготовкой  к школе;

-придерживаться норм культурного поведения   и вежливого обращения, проявлять культуру поведения на улице и в общественном транспорте;

-проявлять самостоятельность, целенаправленность, умение планировать  свои действия, направленные на достижение конкретной цели, стремление доводить начатое дело до конца;

-совместно со сверстниками заниматься выбранным делом, договариваться, планировать, обсуждать и реализовывать планы, проявлять организаторские способности и инициативу;

-в играх с правилами договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявлять терпимость и доброжелательность в игре с другими детьми.

Предметные образователь тельные результаты.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности. К концу года дети могут:

- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

- в играх со сверстниками проявлять самостоятельность, творческое воображение и инициативу, выполнять игровые правила и нормы, согласовать собственный игровой замысел замыслами сверстников;

- в процессе игры придерживаться намеченного замысла, оставляя место для импровизации;

- моделировать предметно-игровую среду.

 Навыки самообслуживания. К концу когда дети могут:

- правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой вилкой); самостоятельно следить за чистой одеждой и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде;

- самостоятельно одеваться и разливаться, складывать на место одежду и обувь;

- убрать за собой постель после сна, игрушки после игры;

- самостоятельно готовить материалы к занятиям, после занятия убирать свое рабочее место. Приобщение к труду. К концу года дети могут:

- ответственно выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы в совместной работе на участке детского сада;

- проявлять элементарные умения планировать свою трудовую деятельность; отбирать необходимые материалы;

- проявлять творческую инициативу, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества, демонстрировать трудолюбие, осознанное отношение и интерес к своей деятельности, умение достигать запланированного  результата;

- проявлять стремление старательно, аккуратно выполнять поручение, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

- проявлять желание участвовать совместной трудовой деятельности на ровне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда; проявлять уважение к своему и чужому труду.

Формирование основ безопасности. К концу года дети могут:

- осознанно заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности, соблюдать элементарные правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте, соблюдать меры предосторожности, уметь оценивать свои возможности по преодолению опасности;

- иметь элементарные навыки ориентировки в пределах ближайших к детскому саду местности, уменье находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;

- знать и уметь назвать свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей;

- иметь представление о способах поведения в опасных ситуациях («один дома» «потерялся, «заблудился»);

-иметь элементарные навыки безопасного поведения на дорогах, осознанно относиться к необходимости соблюдать правила дорожного движения (понимать значение сигналов светофора знать некоторые дорожные знаки; различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход);

- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к природе).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлении. К концу года дети могут:

- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов);

- устанавливать связи и отношения между целым, множеством и различными его частями (частью, находить части целого множества и целое по известным частям);

- уверенно считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

- называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа;

- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами  и арифметическими знаками (+,-);

- различать величины: (длину, ширину, высоту, объем, вместимость, массу, вес предметов и способы их измерения);

- измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер, понимать зависимость между величиной меры и числом (результатам измерения);

- делить предметы  (фигуры) на несколько разных частей; сравнивать целый предмет и часть его часть;

- различать, называть: отрезок, угол, круг, (овал), многоугольники, треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, шар, проводить их сравнение);

- уверенно ориентироваться в окружающем пространстве, и на плоскости(лист, страница, поверхность стола и др…),  обозначать взаимное расположение и направление, движение объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

- определять временные отношений (день- неделя- месяц),; время по часа с точность до 1 чеса;

- знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших);

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ни в ряду;

- знать монеты достоинством 5, 10 копеек; 1, 2, 5,10 рублей

- знать названия текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времена года.

Конструктивно-модельная деятельность. К концу года дети могут:
- воплотить в постройке собственный замысел;

- работать по правилу и по  образцу, слушать взрослого  выполнять его инструкции;

- соотносить инструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Ознакомление с предметным окружением. К концу года дети могут:

- иметь представление о том, что все предметы придуманы (изобретены) и сделаны человеком, понимать, для чего был создан тот и иной предмет;

- иметь представление о материалах, из которых изготавливаются предметы;

- понимать, что для производства той или иной продукции нужны полезные ископаемые и природные ресурсы;

- иметь элементарное представление о цепочке процессов по изготовление некоторых предметов и понимать, насколько сложно произвести даже самую простую вещь;

- иметь представление об истории создания некоторых предметов.

Ознакомление с миром природы. К концу года дети могут:

- проявлять инициативу и творчество в познании природы, желание самостоятельно добывать знания, проявлять интерес к природному разнообразию Земли;

- замечать красоту и своеобразие окружающей природы, передавать свое отношение к природы в речи и продуктивных видах деятельности.

 - иметь представление о погодных явлениях (снег, иней, град, туман, дождь, ливень, ураган, метель и.т.п);

- уменье назвать характерные признаки времени года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- иметь элементарные географические представления, уметь показать на карте и глобусе моря и континенты;

- иметь первичные представления о природных зонах Земли(умеренные (леса, степи, тайга), жаркие (саванна, пустыня), холодные);

- иметь начальные представления об особенностях растительного и животного мира в различных природных зонах, уметь делать элементарные выводы и умозаключения о приспособленности растений и животных к среде обитания и сезонным явлениям;

- иметь представление о классификации растений, уметь систематизировать их по различным признакам;

- понимать, что грибы – это не растение, а отдельное царство живой природы;

- иметь представление о животном мире, о первичной классификации; иметь представление о разнообразии отрядов класса млекопитающих, называть некоторые примеры;

- меть представление о том, что в разных странах домашние животные разные;

- иметь представление о некоторых жизненных циклах и метаморфозах,(превращениях в мире животных) на некоторых примерах;

- понимать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян др…;

- иметь представлены о Красной книге: что это такое, зачем она нужна;

- Ознакомление с социальным миром.  К концу года дети могут:

- иметь представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство (понимать их значимость);

- понимать, что с одним объектом культуры производство социальным связан целый комплекс разнообразных профессий, уметь показать это на одном из примеров;

- понимать, что земля – наш общий дом, на земле много разных стран; что очень важно жить в мире со всем народами, знать и уважать их культуру, обычай и традиции; знать некоторые государства (название, флаг, столица);

- иметь представление о многообразии народов мира, знать элементы культуры и обычаев некоторых народов мира.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи. К концу года дети могут:

- адекватно  использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью;

 -способны изменять стиль общения с взрослым или сверстником зависимости от ситуации;

- владеть достаточным словарным запасом;

- свободно общаться с педагогом, родителями, сверстниками;

- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин, с фабульным развитие действия;

-  употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- называть последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

Приобщение к художественной литературе. К концу года дети могут:

- сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов;

- различать жанры литературных произведений;

- называть любимые сказки и рассказы; знать наизусть 2-3 любимых стихотворения, считалки, 2-3 загадки;

- называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг;

- выразительно читать стихотворения, пересказать отрывок из сказки, рассказа;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству. К концу года дети смогут:

- эмоционально реагировать ан произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения;

- различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;

- называть основные выразительные средства произведений искусства.

Изобразительная деятельность. К концу года дети могут:

в рисовании:

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- использовать разные материалы и способы создания изображений;

- воплощать в рисунке собственный замысел;

в лепке:

- лепить разные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3  и более изображений;

- выполнять декоративные композиции способам налепа;

-  расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

в аппликации:

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания;

- создавать сюжетные и декоративные композиции.

Музыкальная деятельность. К концу года дет могут:

- узнавать мелодию государственного гимна Российской Федерации;

- определять жанр послушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется;

- определять общее настроение, характер музыкального произведения;

- различать части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев);

- петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно, передавая мелодию), ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание;

- петь индивидуально и коллективно с сопровождениями без него;

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальным образом, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинный шаг, боковой галоп, переменный шаг);

- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образные движений в играх и хороводах;

- исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

 Театрализованная игра. К концу года дети могут:

- понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформления постановки;

- в беседе о просмотренном спектакле высказать свою точку зрения;

- владеть навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;

- участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры». «костюмеры», «оформители» …)

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

К концу года могут быть сформированы:

- умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;

- соблюдать основные правила иной гигиены;

- элементарные представления о здоровом образе жизни (особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии  на здоровье, потребность в двигательной активности, полезные привычки.

Физическая культура. К концу года дет могу:

- правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание);

- прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см., мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

- перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстоянии 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 метров, метать предметы в движущуюся цель;

- перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2- шеренги, после счета «первый-второй»,  соблюдать интервалы во время передвижения;

- выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- следить за правильной осанкой;

- ходить на лыжах, переменным скользящим шагом на  расстояние 3 км, подниматься на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске.

- участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис);

Специальной подготовкой детей к школе занимаются опытные педагоги Есанкулова М.М., Камбиева М.Б., Альтудова Р.Г., Калова А.Х., Малаева М.Ч.

Все вышесказанное хочу подтвердить результатами подготовки детей к обучению в школе за последние годы:

Готовность дошкольников  к обучению в школе.

Степень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека:

Учебный год

Всего детей

Школьно-зрелые

к-во(%)

Средне-зрелые

к-во (%)

Незрелые

2018-2019

21

11

9

1

Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 21 детей ( 95 %)

2019-2020

32

20

12

-

Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 32 детей (100 %)

2020-2021

34

30

4

-

Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 34 детей (100%)

2021-2022

30

21

8

1

Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 30 детей (97%)

Анализ успеваемости выпускников в школе за 3 года:

Учебный год

Всего детей

% успеваемости

качество знаний

2018-2019

21

100%

83%

2019-2020

32

100%

83%

2020-2021

34

100%

84%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения

познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...

Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»

Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных...

Доклад для воспитателей «Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада»

       Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом ...