Доклад «Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения»
материал
В содержание понятия общая подготовка (готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения» на семинаре-практикуме для воспитателей старших и подготовительных групп Зольского муниципального района
Февраль, 2022 год Руководитель РМО - А. Ю. Малаева
В нашем дошкольном отделении реализуется такая подготовка детей к школе, под которой нами понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).н
В содержание понятия общая подготовка (готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. Рассмотрим, содержание каждого направления.
Специальная подготовка к школе
Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам. Учитель будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляет основу для начала обучения по специальным предметам.
Очень важна осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л.Е. Журова, Н.В. Виноградова, Г.А. Корнеева, А.Н. Макарова и др. установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.
Общая подготовка детей к школе
При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированными, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а в общей.
Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состояния здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.
Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным. И эти качества, по данным исследований и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.
Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно, в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и других видах деятельности.
Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьей и дошкольным отделением образовательного учреждения. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Итак, подготовка к школе должны быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.
Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяются уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.
Задачи и содержание подготовки детей к школьному обучению определяют два ее основных направления: общая и специальная подготовка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса является формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.
Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДО.
Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.
Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.
Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличие от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.
Суммируя взгляды на общую подготовку, получаем, что она направлена на:
– физическое развитие ребенка;
– развитие интеллектуальной сферы, познавательных процессов, умственных действий и операций, речи;
– социально-нравственное воспитание личности;
– развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;
– формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника;
– развитие важных качеств личности будущего школьника развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость;
– развитие произвольности в поведении и деятельности;
– формирование компонентов учебной деятельности.
Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса.
Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.
Подготовка к школе – организация образовательной работы ДО, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.
Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.
Психологи и педагоги выделяют:
• общую готовность к обучению в школе
• специальную готовность к обучению в школе
Общая готовность.
В содержание понятия входит - психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко):
1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2.Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3.Социально-психологическая готовность. Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4.Эмоционально-волевая готовность. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
5.Психомоторная (функциональная) готовность. Преобразования, происходящие в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости.
Специальная готовность.
Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.
А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой:
1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова.
2. Умение различать гласные и согласные звуки.
3. Умение членить слова на слоги.
4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах и событиях.
7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Б) Развитие элементарных математических представлений:
1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Умение соотносить цифру и число предметов.
5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
В) Кругозор ребенка:
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.
2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах.
4. Знать правила безопасного поведения на улице.
5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
7. Знать названия частей суток и их последовательность.
Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе:
4.Рассматривание картины по школьной тематике.
5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику.
Актуальность проблемы: в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДО.
Детский сад и школа. При взаимодействии этих двух уровней образования может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Основные задачи сотрудничества ДО и СОШ:
- становление единства взглядов на воспитательный процесс между ДО, семьей и школой;
- выработка общих целей, воспитательных задач и путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;
- оказание помощи родителям, способствующей преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной социальной деятельности детей.
Уровень готовности ребенка обучению в школе.
Критерии подготовленности ребенка к школе:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Наши воспитатели в работе по подготовке детей к школе должны:
1.Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.
2.Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.
3.Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
4.Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Школьная зрелость.
1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;
2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
К концу завершения обучения по образовательной программе дошкольного образования ребенка приведут к ожидаемым образовательным результатам, согласно ФГОС ДО, которые предполагают:
Мотивационные (личностные) образовательные результаты
К концу года у детей могут быть сформированы:
-образ Я (знает свое имя и фамилию, возраст, пол, осознает временную перспективу личности- каким был, какой сейчас, каким буду, проявляет свои интересы);
-положительная самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях, умение проявлять инициативу и творчество в детских видах деятельности, нацеленность на дальнейшее обучение;
-предпосылки осознанного отношения к своему будущему (к своему образованию, здоровью деятельности, достижениям), стремление быть полезным обществу;
-стремление к справедливости, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, умение в своих действиях руководствоваться не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-уважительное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, помогать тем, кто в этом нуждается (малышам, пожилым, более слабым), способность откликаться на переживания других людей;
-уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, к людям других культур и национальностей;
-уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье (имеет некоторые представления об истории семьи в контексте истории родной страны, гордится воинскими и трудовыми наградами дедушек, бабушек, родителей);
-патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достояния, уважение к государственным символам, представление о нашей Родине-России как о многонациональной стране, где мирно живут люди разных национальностей, культур и обычаев;
Интерес и уважение к истории России, представления о подвигах наших предков, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
Универсальные образовательные результаты.
Когнитивное развитие. К концу года у детей могут быть сформированы:
-развитый познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире;
-интерес к исследовательской, проектной деятельности, потребность получать ответы на свои вопросы, исследовать, экспериментировать; умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, измерение, сравнение по количеству предметов, размеру, весу и т.д.)
-способность выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строении, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);
-способность самостоятельно устанавливать простейшие связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств, проводить действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объекта;
-элементарные умения добывать информацию различными способами, определять оптимальный способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;
-умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, составлять собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность; способность самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности;
-предпосылки учебной деятельности, навык живого, заинтересованного участия в образовательном процессе, умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;
-конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, информацией; распределять действия при сотрудничестве);
-уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду, интерес к обще групповым (обще садовским) событиям и проблемам; желание участвовать в жизни дошкольного учреждения (праздники, спектакли, проекты, соревнования); способность к совместному обсуждению;
-доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей, умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение, справедливо решать споры: способность формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
Регуляторное развитие. К концу года дети могут:
-проявлять организованность, дисциплинированность; умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в том числе выполнять совместно установленные правила группы, понимание своих обязанностей в связи с подготовкой к школе;
-придерживаться норм культурного поведения и вежливого обращения, проявлять культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
-проявлять самостоятельность, целенаправленность, умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, стремление доводить начатое дело до конца;
-совместно со сверстниками заниматься выбранным делом, договариваться, планировать, обсуждать и реализовывать планы, проявлять организаторские способности и инициативу;
-в играх с правилами договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявлять терпимость и доброжелательность в игре с другими детьми.
Предметные образователь тельные результаты.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности. К концу года дети могут:
- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;
- в играх со сверстниками проявлять самостоятельность, творческое воображение и инициативу, выполнять игровые правила и нормы, согласовать собственный игровой замысел замыслами сверстников;
- в процессе игры придерживаться намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
- моделировать предметно-игровую среду.
Навыки самообслуживания. К концу когда дети могут:
- правильно пользоваться столовыми приборами (ножом, ложкой вилкой); самостоятельно следить за чистой одеждой и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде;
- самостоятельно одеваться и разливаться, складывать на место одежду и обувь;
- убрать за собой постель после сна, игрушки после игры;
- самостоятельно готовить материалы к занятиям, после занятия убирать свое рабочее место. Приобщение к труду. К концу года дети могут:
- ответственно выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы в совместной работе на участке детского сада;
- проявлять элементарные умения планировать свою трудовую деятельность; отбирать необходимые материалы;
- проявлять творческую инициативу, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества, демонстрировать трудолюбие, осознанное отношение и интерес к своей деятельности, умение достигать запланированного результата;
- проявлять стремление старательно, аккуратно выполнять поручение, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
- проявлять желание участвовать совместной трудовой деятельности на ровне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда; проявлять уважение к своему и чужому труду.
Формирование основ безопасности. К концу года дети могут:
- осознанно заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности, соблюдать элементарные правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте, соблюдать меры предосторожности, уметь оценивать свои возможности по преодолению опасности;
- иметь элементарные навыки ориентировки в пределах ближайших к детскому саду местности, уменье находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;
- знать и уметь назвать свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей;
- иметь представление о способах поведения в опасных ситуациях («один дома» «потерялся, «заблудился»);
-иметь элементарные навыки безопасного поведения на дорогах, осознанно относиться к необходимости соблюдать правила дорожного движения (понимать значение сигналов светофора знать некоторые дорожные знаки; различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход);
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к природе).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлении. К концу года дети могут:
- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов);
- устанавливать связи и отношения между целым, множеством и различными его частями (частью, находить части целого множества и целое по известным частям);
- уверенно считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
- называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа;
- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-);
- различать величины: (длину, ширину, высоту, объем, вместимость, массу, вес предметов и способы их измерения);
- измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер, понимать зависимость между величиной меры и числом (результатам измерения);
- делить предметы (фигуры) на несколько разных частей; сравнивать целый предмет и часть его часть;
- различать, называть: отрезок, угол, круг, (овал), многоугольники, треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, шар, проводить их сравнение);
- уверенно ориентироваться в окружающем пространстве, и на плоскости(лист, страница, поверхность стола и др…), обозначать взаимное расположение и направление, движение объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
- определять временные отношений (день- неделя- месяц),; время по часа с точность до 1 чеса;
- знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших);
- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ни в ряду;
- знать монеты достоинством 5, 10 копеек; 1, 2, 5,10 рублей
- знать названия текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времена года.
Конструктивно-модельная деятельность. К концу года дети могут:
- воплотить в постройке собственный замысел;
- работать по правилу и по образцу, слушать взрослого выполнять его инструкции;
- соотносить инструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Ознакомление с предметным окружением. К концу года дети могут:
- иметь представление о том, что все предметы придуманы (изобретены) и сделаны человеком, понимать, для чего был создан тот и иной предмет;
- иметь представление о материалах, из которых изготавливаются предметы;
- понимать, что для производства той или иной продукции нужны полезные ископаемые и природные ресурсы;
- иметь элементарное представление о цепочке процессов по изготовление некоторых предметов и понимать, насколько сложно произвести даже самую простую вещь;
- иметь представление об истории создания некоторых предметов.
Ознакомление с миром природы. К концу года дети могут:
- проявлять инициативу и творчество в познании природы, желание самостоятельно добывать знания, проявлять интерес к природному разнообразию Земли;
- замечать красоту и своеобразие окружающей природы, передавать свое отношение к природы в речи и продуктивных видах деятельности.
- иметь представление о погодных явлениях (снег, иней, град, туман, дождь, ливень, ураган, метель и.т.п);
- уменье назвать характерные признаки времени года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
- иметь элементарные географические представления, уметь показать на карте и глобусе моря и континенты;
- иметь первичные представления о природных зонах Земли(умеренные (леса, степи, тайга), жаркие (саванна, пустыня), холодные);
- иметь начальные представления об особенностях растительного и животного мира в различных природных зонах, уметь делать элементарные выводы и умозаключения о приспособленности растений и животных к среде обитания и сезонным явлениям;
- иметь представление о классификации растений, уметь систематизировать их по различным признакам;
- понимать, что грибы – это не растение, а отдельное царство живой природы;
- иметь представление о животном мире, о первичной классификации; иметь представление о разнообразии отрядов класса млекопитающих, называть некоторые примеры;
- меть представление о том, что в разных странах домашние животные разные;
- иметь представление о некоторых жизненных циклах и метаморфозах,(превращениях в мире животных) на некоторых примерах;
- понимать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян др…;
- иметь представлены о Красной книге: что это такое, зачем она нужна;
- Ознакомление с социальным миром. К концу года дети могут:
- иметь представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство (понимать их значимость);
- понимать, что с одним объектом культуры производство социальным связан целый комплекс разнообразных профессий, уметь показать это на одном из примеров;
- понимать, что земля – наш общий дом, на земле много разных стран; что очень важно жить в мире со всем народами, знать и уважать их культуру, обычай и традиции; знать некоторые государства (название, флаг, столица);
- иметь представление о многообразии народов мира, знать элементы культуры и обычаев некоторых народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи. К концу года дети могут:
- адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью;
-способны изменять стиль общения с взрослым или сверстником зависимости от ситуации;
- владеть достаточным словарным запасом;
- свободно общаться с педагогом, родителями, сверстниками;
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин, с фабульным развитие действия;
- употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- называть последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
Приобщение к художественной литературе. К концу года дети могут:
- сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов;
- различать жанры литературных произведений;
- называть любимые сказки и рассказы; знать наизусть 2-3 любимых стихотворения, считалки, 2-3 загадки;
- называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг;
- выразительно читать стихотворения, пересказать отрывок из сказки, рассказа;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству. К концу года дети смогут:
- эмоционально реагировать ан произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения;
- различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;
- называть основные выразительные средства произведений искусства.
Изобразительная деятельность. К концу года дети могут:
в рисовании:
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- использовать разные материалы и способы создания изображений;
- воплощать в рисунке собственный замысел;
в лепке:
- лепить разные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;
- выполнять декоративные композиции способам налепа;
- расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
в аппликации:
- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания;
- создавать сюжетные и декоративные композиции.
Музыкальная деятельность. К концу года дет могут:
- узнавать мелодию государственного гимна Российской Федерации;
- определять жанр послушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется;
- определять общее настроение, характер музыкального произведения;
- различать части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев);
- петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно, передавая мелодию), ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание;
- петь индивидуально и коллективно с сопровождениями без него;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальным образом, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинный шаг, боковой галоп, переменный шаг);
- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образные движений в играх и хороводах;
- исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Театрализованная игра. К концу года дети могут:
- понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформления постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле высказать свою точку зрения;
- владеть навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
- участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры». «костюмеры», «оформители» …)
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
К концу года могут быть сформированы:
- умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
- соблюдать основные правила иной гигиены;
- элементарные представления о здоровом образе жизни (особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье, потребность в двигательной активности, полезные привычки.
Физическая культура. К концу года дет могу:
- правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание);
- прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см., мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстоянии 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 метров, метать предметы в движущуюся цель;
- перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2- шеренги, после счета «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения;
- выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- следить за правильной осанкой;
- ходить на лыжах, переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, подниматься на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске.
- участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис);
Специальной подготовкой детей к школе занимаются опытные педагоги Есанкулова М.М., Камбиева М.Б., Альтудова Р.Г., Калова А.Х., Малаева М.Ч.
Все вышесказанное хочу подтвердить результатами подготовки детей к обучению в школе за последние годы:
Готовность дошкольников к обучению в школе.
Степень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека:
Учебный год | Всего детей | Школьно-зрелые к-во(%) | Средне-зрелые к-во (%) | Незрелые |
2018-2019 | 21 | 11 | 9 | 1 |
Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 21 детей ( 95 %) | ||||
2019-2020 | 32 | 20 | 12 | - |
Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 32 детей (100 %) | ||||
2020-2021 | 34 | 30 | 4 | - |
Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 34 детей (100%) | ||||
2021-2022 | 30 | 21 | 8 | 1 |
Мотивационная готовность к школе по Венгеру – 30 детей (97%) | ||||
Анализ успеваемости выпускников в школе за 3 года:
Учебный год | Всего детей | % успеваемости | качество знаний |
2018-2019 | 21 | 100% | 83% |
2019-2020 | 32 | 100% | 83% |
2020-2021 | 34 | 100% | 84% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.
Школа не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...
Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения
познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов. Соавторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б.
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов....

Консультация для родителей из серии «Подготовка детей к школе» на тему «Успешность обучения дошкольников – на кончиках пальцев»
Понимание родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики ведущей руки ребенка, помогут дошкольнику не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных...
«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
Развитие фонематического слуха....

Доклад для воспитателей «Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада»
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом ...
