Вредные привычки у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

В данной статье поднимается проблема психологического состояния детей с нарушением речи, которые имеют вредные привычки, что препятствует нормальной коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Что такое вредные привычки у ребенка?

       В процессе коррекционной работы специалисты иногда наблюдают у детей вредные привычки , причины появлений которых необходимо знать для их устранения .  Вредные привычки у ребёнка — это действия ребёнка, которые по общественным или семейным правилам признаются плохими и нежелательными для совершения. С психологической точки зрения привычками называются действия, которые ребёнок повторяет, но зачастую не делает этого осознанно. Вредная привычка — это отрицательная склонность, ставшая потребностью. Это своего рода ритуал, который мешает ребенку нормально жить и развиваться. Вредная привычка становится необходимостью, отвлечением от страхов и беспокойства. В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. И причина их возникновения - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка

Ключевые причины, почему дети такое делают:

-наличие проблем психологического или физиологического плана;

-привлечь к себе чужое внимание;

-попытки себя успокоить или развлечь;

-подражание старшим или детям своего возраста.

      Наибольшее беспокойство чем перечисленные выше привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребёнка, нарушение сна, недержание мочи, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее не самостоятельность, не обязательность в учебном процессе ,рассеянность и мечтательность.  Поэтому учитель –логопед , проводящий занятия с ребёнком, должен в первую очередь увидеть его психическое состояние , устранить нервное напряжение ребёнка , проявляющееся в различных навязчивых действиях. Только эффективное взаимодействие с родителями поможет специалисту погасить факторы активации вредных привычек и успешно реализовывать индивидуальную работу по коррекции речи с ребёнком .

         Появление вредных привычек характерно для определённого периода развития ребёнка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребёнка постоянными внушениями, но следует понимать , что ребёнок мог  скопировать вредную привычку и надо   вести разъяснительную работу и быть предельно внимательными к эмоциональному , физиологическому и психическому состоянию ребёнка.

Виды вредных привычек у детей

Такие привычки у детей подразделяются на следующие виды: патология и норма. 

Паталогические – привычки, появившиеся в результате отсутствия родительского внимания и заботы, также могут быть вызваны из-за регулярного физического и чрезмерно жёсткого наказания:

-грызть ногти (губы, кутикулы),онанизм, выдёргивание волос, удары по собственным частям тела рукой или другим предметом (удары головой об стену) ,сосание пальцев или собственной одежды.

Непаталогические – привычки, перешедшие к детям от родителей. Они не приучают ребенка к гигиене и культуре и показывают плохой пример: ковыряние в носу, чавканье, шарканье ногами, использование слов-паразитов, сутулость, нецензурная речь.

       Для логопеда важно помочь ребёнку избавиться от привычки сосания пальцев.

 Дети раннего возраста исследуют окружающий мир, помещая предметы в рот — они сосут собственные пальцы, одеяльца, соски и другие предметы. Сам процесс сосания успокаивает и помогает заснуть. Большинство детей начинает сосать пальцы в первые месяцы жизни и самостоятельно расстается с этой привычкой к году. Но некоторые могут продолжать сосать пальцы, одежду, волосы до четырех-пяти лет, а иногда и дольше. В возрасте пяти лет начинают прорезываться постоянные зубы, и подобная привычка может быть поводом для беспокойства, если нарушает формирование правильного прикуса.

Часто логопеды наблюдают за привычкой ребёнка скрипеть зубами.

Медицинский термин для описания этого явления — бруксизм. Проявляется более чем у половины детей, обычно начинается в шесть месяцев при прорезывании зубов, может вернуться опять в пять лет при замене молочных зубов на постоянные и проходит с взрослением. Скрип зубами может быть поводом для беспокойства, только если вызывает стоматологические проблемы. Родителям рекомендуется регулярно посещать стоматолога и следить за состоянием ротовой полости и формированием прикуса.

      Вредные  привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребёнок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключится на что то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребёнка на них, постоянно одёргивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребёнок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

     Таким образом, совершенно очевидно что причина возникновения вредных привычек проста – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубокие внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой – это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом

                                                                     г. Москва ГБО Школа № 1360

                                                                   учитель-логопед высшей категории

                                                                   Давыдова Галина Анатольевна

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

О вредных привычках у детей дошкольного возраста....

"ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Вредные привычки детейВредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.бессо...

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»...

Возникновение вредных привычек у детей дошкольного возраста

Причин возникновения вредных привычек у детей множество, и сопровождаются они, как правило, недостатком внимания к ребенку со стороны родителей. Необходимо обязательно обсуждать вредные привычки с сам...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

        B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к н...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Для начала давайте выясним, что такое привычка? Привычка – это сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки, как мы знаем...

Статья: "Вредные привычки у детей дошкольного возраста и их предупреждение"

Вредные привычки у детей. Причины их возникновения. Способы  предупреждения вредных привычек....