Вредные привычки у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Для начала давайте выясним, что такое привычка? Привычка – это сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки, как мы знаем, могут быть полезными и вредными. Важнейшую задачу воспитания, наряду с формированием полезных привычек, составляет борьба с вредными. Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним самого ребёнка, но и изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных действий стало невозможным или было бы затруднено.  

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди детей дошкольного возраста часто встречаются те, которые имеют те или иные особенности поведения, которые не одобряются в цивилизованном обществе. Привычки определённого типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они наносят вред здоровью и физическому развитию ребёнка. Как правило, с течением времени большая часть их исчезает, заменяется на правильные формы поведения.                                         

Маленький ребёнок, который привык дома сосать пустышку или ходить в памперсе, по мере взросления может всё больше времени проводить без соски,   пользоваться горшком, а позднее и туалетом. Постепенно, к началу посещения детского сада, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются – можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваются как вредные.

Различают несколько типов привычек: физиологические, невротические и привычки, связанные с избалованностью. Познакомимся с ними поближе.

Физиологические привычки: сосание пальца, игрушек, тряпок, встречаются у многих детей раннего возраста и очень опасны с точки зрения многочисленных инфекций. Они являются результатом неудовлетворённой потребности в сосании, чувства незащищённости и служат простейшим механизмом, который неосознанно выбирает ребёнок, чтобы освободиться от страха, напряженности и неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребёнка, тормозя его на ранних ступенях развития.

Воспитатель группы, в которую ходят дети 2-3 лет, как правило, легко справляется с теми привычками, которые уже должны исчезнуть в этот период. В таком возрасте малыши охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевать необходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Четкий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных игрушек, похвала взрослого обеспечивают нормальному ребёнку возможность вести себя «как большой». Очень часто, по мере адаптации в детском саду, дети начинают вести себя соответственно возрасту сначала в дошкольном учреждении, а потом и дома.

Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог детского сада – невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, на неправильное поведение взрослых, стремящихся во что бы то не стало искоренить, а вместо этого наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идёт о таких привычках. Как грызение ногтей, ненавязчивые движения головы, рук, тела или лица и т.д.

Эти привычки являются особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых так и не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти привычки свидетельствуют о наличии огромного внутреннего напряжения.

Если в группе детского сада имеются дети с неврологическими нарушениями, которые воспитатель склонен относить к вредным привычкам, то самое главное правило и основное, из которого он должен исходить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимальное спокойствие и психологический эмоциональный внутренний комфорт.

Любое напряжение, которое испытывает ребёнок, может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях – это обычно и происходит с детьми, никто этому уже не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны.

Но в некоторых ситуациях происходит совсем по другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещается плакать, наказывают за крик) как бы «загоняют» свои переживания внутрь.

В этом случае, вместо сдерживаемых резких реакций, появляются судороги, заикания, тики. Агрессия, которой не дали выхода, обращается на самого ребёнка. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребёнка. И, то, что мы считаем вредной привычкой, (а на самом деле это формирующийся невроз) прогрессирует на глазах.

К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания.

Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться уже опасные невротические привычки, полезны движение, музыка, рисование. Всё, что посильно такому ребёнку, способствуя его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детского сада.

И, последний тип вредных привычек – это привычки, связанные с избалованностью. Идут они, конечно же, от семьи. Это капризы и слёзы на обычную тематику «я не могу», «я не буду», «я не хочу и не желаю». Ребёнок, привыкший дома к мгновенному удовлетворению всех его благ и желаний, ждущий, что его будут «развлекать» в детском саду, иногда месяцами не понимает, почему здесь всё иначе, чем дома. Он, настаивая на своём, кричит, плачет, отказывается выполнять просьбы взрослого.

Манипулируя дома родителями или бабушкой с дедушкой, он привык, что именно слезами он добьётся своего желаемого результата. Разумеется, что на первых порах ему приходиться не сладко.

Но, к счастью, дети, даже очень избалованные, начинают быстро привыкать делать так же, как все «за компанию». И это стремление помогает научиться ему новому делу и гордиться новыми умениями.

Твёрдое, но доброжелательное отношение педагога, положительный пример других детей и, конечно, тесный контакт с семьёй воспитанника – большой залог успеха!

 

Использованная литература:

1. Баранова, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей / С.В. Баранова. - М.: Феникс, 2014. - 120 c.

2. Виноградова, Екатерина. Вредные привычки. Читайте вашего ребенка, как книгу. Маленькие подсказки для родителей / Екатерина Виноградова. - М.: АСТ, Сова, 2008. - 185 c.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.

4.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_komissarova_e.v.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комиссарова Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Для начала давайте выясним, что такое привычка? Привычка – это сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки, как мы знаем, могут быть полезными и вредными. Важнейшую задачу воспитания, наряду с формированием полезных привычек, составляет борьба с вредными. Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним самого ребёнка, но и изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных действий стало невозможным или было бы затруднено.  

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди детей дошкольного возраста часто встречаются те, которые имеют те или иные особенности поведения, которые не одобряются в цивилизованном обществе. Привычки определённого типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они наносят вред здоровью и физическому развитию ребёнка. Как правило, с течением времени большая часть их исчезает, заменяется на правильные формы поведения.                                          

Маленький ребёнок, который привык дома сосать пустышку или ходить в памперсе, по мере взросления может всё больше времени проводить без соски,   пользоваться горшком, а позднее и туалетом. Постепенно, к началу посещения детского сада, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются – можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваются как вредные.

Различают несколько типов привычек: физиологические, невротические и привычки, связанные с избалованностью. Познакомимся с ними поближе.

Физиологические привычки: сосание пальца, игрушек, тряпок, встречаются у многих детей раннего возраста и очень опасны с точки зрения многочисленных инфекций. Они являются результатом неудовлетворённой потребности в сосании, чувства незащищённости и служат простейшим механизмом, который неосознанно выбирает ребёнок, чтобы освободиться от страха, напряженности и неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребёнка, тормозя его на ранних ступенях развития.

Воспитатель группы, в которую ходят дети 2-3 лет, как правило, легко справляется с теми привычками, которые уже должны исчезнуть в этот период. В таком возрасте малыши охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевать необходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Четкий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных игрушек, похвала взрослого обеспечивают нормальному ребёнку возможность вести себя «как большой». Очень часто, по мере адаптации в детском саду, дети начинают вести себя соответственно возрасту сначала в дошкольном учреждении, а потом и дома.

Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог детского сада – невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, на неправильное поведение взрослых, стремящихся во что бы то не стало искоренить, а вместо этого наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идёт о таких привычках. Как грызение ногтей, ненавязчивые движения головы, рук, тела или лица и т.д.

Эти привычки являются особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых так и не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти привычки свидетельствуют о наличии огромного внутреннего напряжения.

Если в группе детского сада имеются дети с неврологическими нарушениями, которые воспитатель склонен относить к вредным привычкам, то самое главное правило и основное, из которого он должен исходить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимальное спокойствие и психологический эмоциональный внутренний комфорт.

Любое напряжение, которое испытывает ребёнок, может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях – это обычно и происходит с детьми, никто этому уже не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны.

Но в некоторых ситуациях происходит совсем по другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещается плакать, наказывают за крик) как бы «загоняют» свои переживания внутрь.

В этом случае, вместо сдерживаемых резких реакций, появляются судороги, заикания, тики. Агрессия, которой не дали выхода, обращается на самого ребёнка. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребёнка. И, то, что мы считаем вредной привычкой, (а на самом деле это формирующийся невроз) прогрессирует на глазах.

К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания.

Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться уже опасные невротические привычки, полезны движение, музыка, рисование. Всё, что посильно такому ребёнку, способствуя его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детского сада.

И, последний тип вредных привычек – это привычки, связанные с избалованностью. Идут они, конечно же, от семьи. Это капризы и слёзы на обычную тематику «я не могу», «я не буду», «я не хочу и не желаю». Ребёнок, привыкший дома к мгновенному удовлетворению всех его благ и желаний, ждущий, что его будут «развлекать» в детском саду, иногда месяцами не понимает, почему здесь всё иначе, чем дома. Он, настаивая на своём, кричит, плачет, отказывается выполнять просьбы взрослого.

Манипулируя дома родителями или бабушкой с дедушкой, он привык, что именно слезами он добьётся своего желаемого результата. Разумеется, что на первых порах ему приходиться не сладко.

Но, к счастью, дети, даже очень избалованные, начинают быстро привыкать делать так же, как все «за компанию». И это стремление помогает научиться ему новому делу и гордиться новыми умениями.

Твёрдое, но доброжелательное отношение педагога, положительный пример других детей и, конечно, тесный контакт с семьёй воспитанника – большой залог успеха!

Использованная литература:

1. Баранова, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей / С.В. Баранова. - М.: Феникс, 2014. - 120 c.

2. Виноградова, Екатерина. Вредные привычки. Читайте вашего ребенка, как книгу. Маленькие подсказки для родителей / Екатерина Виноградова. - М.: АСТ, Сова, 2008. - 185 c.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.

4.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

О вредных привычках у детей дошкольного возраста....

"ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Вредные привычки детейВредные привычки — навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.бессо...

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста»...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

В данной статье поднимается проблема психологического состояния детей с нарушением речи, которые имеют вредные привычки, что препятствует нормальной коррекционной работе учителя-логопеда....

Возникновение вредных привычек у детей дошкольного возраста

Причин возникновения вредных привычек у детей множество, и сопровождаются они, как правило, недостатком внимания к ребенку со стороны родителей. Необходимо обязательно обсуждать вредные привычки с сам...

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

        B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к н...

Статья: "Вредные привычки у детей дошкольного возраста и их предупреждение"

Вредные привычки у детей. Причины их возникновения. Способы  предупреждения вредных привычек....