Презентация к консультации "ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

презентация является дополнением к консультации "Дисграфия: виды, причины, симптомы и коррекция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_lutseva_o.n.pptx794.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 г. Шебекино»

Слайд 2

Дисграфия - патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма.

Слайд 3

С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

Слайд 4

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году . Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Мнухина С.С. и Ткачева Р. А.. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения ( нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

Слайд 5

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию ) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис , М. Е. Хватцев , Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии , то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина , А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский , С. Н. Шаховская и другие.

Слайд 6

Причины дисграфии

Слайд 7

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать : Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему. Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях. Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Слайд 8

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии , которая может проявляться в разных формах.

Слайд 9

Виды дисграфии

Слайд 10

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована : Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и фонематического слуха, а также трудностями в звукопроизношении Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием Особая форма дисграфии , обусловленная несформированностью языкового синтеза

Слайд 11

Симптомы дисграфии

Слайд 12

С имптомы по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида: При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п. При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит « смишной заяс », писать он будет точно так же).

Слайд 13

При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита. При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы « отзеркаливаются », в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)

Слайд 14

При дисграфии , обусловленной несформированностью языкового синтеза , ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», « настоле » и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников . Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность .

Слайд 15

Диагноз « дисграфия » ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-летнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Слайд 16

Диагностика дисграфии

Слайд 17

Для диагностики дисграфии консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Слайд 18

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

Слайд 19

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Слайд 20

Коррекция и лечение дисграфии

Слайд 21

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Слайд 22

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, учитель-логопед разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

Слайд 23

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Слайд 24

Профилактика дисграфии

Слайд 25

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма . Любые , даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка . В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение ветряной оспы».

Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб...

Ветряная оспа (ветрянка) у ребенка. Причины, симптомы и лечение.

Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе....

СИМПТОМЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ

СИМПТОМЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ, ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ...

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...

Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)

Данный материал предназначен для учителей-логопедов....

«ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ»

консультация подготовлена для  ПДС учителей-логопедов ДОО...

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика.

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении обще...