занятие " Рыбы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Приоритетная образовательная  область: «Речевое развитие »

Интегрируемые образовательные  области: ««Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие » .

Форма: Непосредственно образовательная деятельность.

Цель:   Расширять представления об обитателях подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

 -расширять представление об   обитателях морей ,  рек, океанов.

- совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных)

 -уточнение, активизация и актуализация словаря по теме:

 (животное , рыба, океан, море, кит, акула, дельфин, скат, рыба-меч, карась, окунь, щука; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный.)

Развивающие:

 Развитие связной речи и навыков общения,   мелкой  моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

 Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._ryby.docx107.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Автор:

учитель - логопед

Сулимова Н.М.

Приоритетная образовательная  область: «Речевое развитие »

Интегрируемые образовательные  области: ««Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие » .

Форма: Непосредственно образовательная деятельность.

Цель:   Расширять представления об обитателях подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

 -расширять представление об   обитателях морей ,  рек, океанов.

- совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных)

 -уточнение, активизация и актуализация словаря по теме:

 (животное , рыба, океан, море, кит, акула, дельфин, скат, рыба-меч, карась, окунь, щука; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный.)

Развивающие:

 Развитие связной речи и навыков общения,   мелкой  моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

 Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

 Просмотр слайдов с изображениями обитателей подводного мира. Чтение «Морских сказок» С. Сахарнова , рассказа «Добрая раковина» , С. Воронина.  

Оборудование:  Компьютер, презентация «Рыбы», магнитная доска, предметные картинки морских обитателей.

СD с записью звуков океана.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в кабинет и встают в полукруг.

«Встанем дружно мы в кружок,

За руки возьмемся, а теперь мои друзья,

Друг другу улыбнемся»

Педагог: -  Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам радость общения.

Педагог: - Послушайте стихотворение:

«В воде они живут.

Нет клюва, а клюют.

Гуляет, резвится,

И счета ей нет.

И панцирь на каждой

надет из монет .»  (Слайд 3)

Педагог: - О ком идёт речь в стихотворении? (О рыбах)

- Ребята,  каких рыб вы знаете? (Ответы детей )

- В какой воде могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в пресной и морской воде, а еще рыбы могут жить у человека в аквариумах.)

 -   Какие бывают рыбы? (Ответы детей).

Педагог подводит детей к пониманию, что рыбы бывают морские, речные, озерные, аквариумные.

Педагог: - Ребята , вы любите отгадывать загадки?

 На экране появляются картинки  рыб:

1.Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.  (окунь) (Слайд 4)

2. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.  (сом)       (Слайд 5)

3.Зубы в пасти в три ряда

Это целая беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он – морской бандит   (акула)    (Слайд 6)

4.Вновь играя и шаля

Перед носом корабля,

Над волной мелькают спины,-

Мчатся шустрые… (дельфины)      (Слайд7)

5..Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси!    (щука)    (Слайд 8)

 Педагог:

-Ребята! Ответы на загадки вы должны разделить на слоги и  подобрать соответствующую схему.

 Игра : «Раздели на слоги» (Слайд 9 )

Щука, карась, сом.

  

Пальчиковая гимнастика: « Рыбки» (Слайд 10)

Рыбка плавает в водице,        (Сложенными  вместе  ладонями                                                                             дети  изображают, как плывет                         рыбка)

Рыбке весело играть.        

Рыбка, рыбка, озорница,        (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.        (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,        (Снова изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла.            (Делают хватательное движение                                                                                               обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,            (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Педагог: - «Посмотрите, что за рыбы!

Я глазам своим не верю:

Чьи хвосты? Чьи плавники?

Кто из моря, из рек,

Рыбы разные у нас,

Поиграем  мы сейчас!»

 

  Игра  “ Чей, чья, чье, чьи.” ( Слайд 11)

Педагог: «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»

-у щуки голова-щучья ,хвост-щучий, плавник –щучий, туловище –щуки.

-у акулы и т. д.

Игра: «Составь слово из слогов». ( Слайд12 )

 Ка-щу  – щука

Сь-ка-ра -  карась

Кунь-о  – окунь

Ба-ры  - рыба

Игра: « Малютки-великаны» (Слайд 13)

Карась-карасик –карасище

Ерш-ершик – ершище

Окунь-окунек-окунище

Щука –щучка-щучище

Составь рассказ: «Удачная рыбалка» ( Слайд 14 )

1. Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
2. Что взяли с собой друзья?
3. Где друзья устроились для ловли рыбы?
4. Как ты думаешь, что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
5. Куда кот кинул пойманную рыбку?
6. Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
7. Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
8. Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
                        
        Удачная рыбалка.
         Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

 

 Итог занятия:

Педагог:

- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?

«Кто слушал внимательно, расскажет обязательно!»

-Рыбы бывают…(ответы детей)

- Рыбы живут... (ответы детей)

- Ребята , давайте нарисуем обитателей подводного мира.(Создание панно «Подводный мир». Каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, которого он поместил на панно.)

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем. Занятие РЫБЫ

Комплексно-тематическое планирование на тему Морские жители...

Конспект открытого занятия "Рыбы"

Конспект открытого занятия "Рыбы"...

Фотоотчет по занятию "Рыбы".

Занятие по ознакомлению с окружающим на тему "Рыбы" в средней группе....

Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...

Конспект занятия "Рыбы"

Конспект на тему "Рыбы"...

Интегрированное занятие "Рыбы"

Занятие разработано для детей группы компенсирующей направленности (разновозрастная)  с ЗПР, ОНР, РАС....