Использование игр и игровых технологий в работе над фразовой речью у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск  Алтайского края

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 41 «Золотая рыбка»

__________________________________________________________________________

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

тел.: 4-21-84; e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Использование игр и игровых технологий

в работе над фразовой речью

у детей с ОНР

Подготовила учитель-логопед

            МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №41 «Золотая рыбка»

Лютая Т.В.

2019 г.

Актуальность

    Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

   Развитие  связного высказывания является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Один из этапов развития связной речи - развитие фразы.

  Работа над фразовой речью является непрерывным звеном в цепочке

                          СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – РАССКАЗ.

        ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи детей.

Особенности фразовой речи у дошкольников с ОНР

Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются в общении дети:

– ответ одним словом или словосочетанием;

– придаточное предложение  («чтобы пить», «чтобы играть»);

– простое побудительное предложение («Давай играть.»  «Давай посмотрим.»).  

Дети  испытывают трудности при построении развёрнутого предложения.

Бедность синтаксических конструкций выражается:

  • в пропуске, многократности повторения отдельных слов;
  • в нарушении порядка слов в предложении;
  • в ошибках при согласовании слов;
  • в незаконченности предложений;
  • в затруднениях конструкции каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

Цель и задачи  в работе над фразой 

       Цель:

Формировать навык построения предложений разнообразных синтаксических конструкций, умение строить развёрнутую фразу с различным количеством и правильным порядком слов, научить выражать свои мысли законченным предложением.

       

В работе над предложением на занятиях решаются следующие

       

       Задачи:

1. Учить  построению различных типов предложений.

2. Закреплять и совершенствовать  приобретённый навык построения предложений.

3. Учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения.

4. Актуализация накопленного словаря.

5. Формировать связность и чёткость высказывания.

6. Учить интонационно оформлять предложение.

7. Развивать мыслительные процессы.

8. Анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии.

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР

Решение этих задач требует планомерной  работы, направленной на постепенное расширение объёма и усложнения структуры и содержания предложения.

  Учитывая семантическую сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе, рекомендуется определённые  этапы  работы над предложением.

I этап

Формирование двусоставного простого

нераспространённого предложения

подлежащее + сказуемое

 Цель: Научить детей составлять предложение из двух слов.

 Учить подбирать действия к названному предмету (Курица что делает? Курица клюёт.) и наоборот, подбирать название предмета к названному действию (Кто клюёт? Клюёт курица.)

  Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить основное внимание на глаголе, на грамматической связи подлежащего и сказуемого

Игры: 

«Кто что делает?»

«Что едет?»

«Кто (что) стоит?» (Стоит – девочка, медведь, стол, ваза)

«Кто (что) бежит?» (Бежит - мальчик, собака, волк, ручей, вода)

«Кто (что) летит?» (Летит - самолёт, бабочка, шар)

«Профессии» (кто что делает?)

«Кто как голос подаёт?»

«Подбери слова» (к словам, отвечающим на вопрос кто? что? подобрать слова, отвечающие на вопрос что делает? Девочка - читает, рисует, прыгает, плачет... Ветер - воет, дует, свищет, задувает...

к словам, обозначающим действие предмета подобрать слова, обозначающие предметы и наоборот. Дует – ветер. Кошка – лакает. Бежит – волк. Врач – лечит. Учит – учитель. Белка – прыгает)

«Отгадайте загадки» Лает- (собака). Жалит - (оса). Ржет - (лошадь)

«Придумайте загадки»

«Путаница» (Ворона...мычит, врач... чирикает).

Работа с моделью:

 Используется прием моделирования ( полоски, стрелка).

    Ребенку поясняется, что предложение – это «когда слова дружат», они помогают нам что-то узнать.

    Логопед предлагает ребенку составить предложение (подружить слова). Вместо полоски слева в модели выбрать и подставить картинку, а вместо стрелки придумать слово-действие.

Проводится анализ предложения. Дети называют 1-ое и 2-е слово. Делается вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку.

Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений. Введение наглядных моделей  позволяет формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, конструировать предложения.

    Одновременно   со схемой предложения дети знакомятся с правилами написания предложений:

- начало предложения пишется с заглавной буквы;

- слова в предложении пишутся отдельно;

- в конце предложения ставится точка.

II этап

Формирование  простого распространённого предложения

Цель:

Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-х-5-ти

и более слов, путём введения прямого дополнения, прямого + косвенного дополнения, определений, однородных членов предложения.

1. Распространение предложения путём введения прямого дополнения:

                   подлежащее + сказуемое + прямое дополнение

Цель: Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-4-х слов, путём введения прямого дополнения.

  • составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого дополнения (Кого держит мальчик? Что рисует девочка?);

  • составление предложения по вопросу и двум опорным предметным картинкам (Что нарисовал мышонок? Кто что ест? );

  • составление предложения по вопросу и одной опорной предметной

картинке - на подлежащее или прямое дополнение  (Что где растёт? Кто где живёт?);

                                                                                                                       

  • составление предложения по вопросу (без картинок), ответ на который предполагает использование прямого дополнения  (В чём варят суп? Где живёт кит? Чем едят кашу? Куда вешают шубу? Чем косят траву?).

Игры: 

«Живое предложение» (Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово.

   Логопед: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим».

  При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова),

«Придумай предложение»

«Составь предложение»

«Наведи порядок»  (Составление предложений по опорным словам.

 Ручка, писать, Маша.    Маша пишет ручкой).

«Желание» ( Я выпью стакан воды)

 «Кто что ест?» (По двум картинкам (например, корова и трава),  ребенок самостоятельно составляет предложение: Корова жует траву. Лошадь жует траву. Собака грызет кость. Кошка лакает молоко),

«Накорми животных (птиц

 «Исправьте ошибку» ( Хлеб кушает девочку.)
Работа с моделью.

Логопед выкладывает предметные картинки (например, с изображением девочки, супа, хлеба и яблока). Предлагает ребенку рассмотреть их и назвать. А затем знакомит с новой графической моделью предложения:

Вместо первой полоски слева в графическую модель предложения ребенку предлагается поставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо второй полоски – любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос логопеда: «Что кушает девочка?» Ребенок отвечает на вопрос и проговаривает все предложение целиком («Девочка кушает суп»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на модель. Определить, какое слово первое, какое второе, третье.

 В предложения добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти. Используем прием распространения предложения по данной схеме.                            

2. Распространение предложения путём введения  прямого 

и косвенного дополнения:

подлежащее + сказуемое + прямое дополнение

 + косвенное дополнение

Цель: Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из

4-х-5-ти слов, путём введения прямого и косвенного дополнения.

  • составление предложения по вопросу, поставленному к  сюжетной 

картинке, ответ на который предполагает использование прямого и косвенного дополнения (Чем мама моет окно? Чем мама режет хлеб? Из чего мальчик лепит зайца?);

  •  составление предложения по вопросу и опорным предметным

 картинкам (по трём, двум или одной);

  •  составление предложения по вопросам (без опоры на картинки), ответ на которые предполагает введение прямого и косвенного дополнения (Мама шьёт что? и кому? Птица  строит что? Из чего? Девочка рисует что?и чем?).

Игры:  

«Доскажи предложения»

«Небылицы»

«Подумай и скажи»  

«Придумай предложение по схеме»

Работа с моделью.

Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки (например, картинки: девочка, карандаш, дом, кошка, яблоко) и графическую модель:

Ребенок называет предметные картинки и подставляет в карточку вместо первой полоски слева картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо последней полоски  – картинку «карандаш». После этого логопед предлагает ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (дом, кошка, яблоко) и подставить ее в карточку вместо третьей полоски.

А затем – просит составить предложение по карточке, со всеми выбранными картинками и со словом-действием «рисует».  «Девочка рисует дом карандашом». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов.

3. Распространение предложения путём введения обстоятельства места, времени, образа действия:

подлежащее + сказуемое  + обстоятельство

подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство

Цель: Научить детей строить и пользоваться в речи предложением

из 4-х-5-ти слов, путём введения  обстоятельства.

  • составление предложения по вопросу, поставленному к  сюжетной 

        картинке, ответ на который предполагает использование обстоятельства

         места  (Где играют дети? Где девочка рвёт цветы?);

  • составление предложения по вопросу и опорным предметным

картинкам (по трём, двум или одной);

  • составление предложения по вопросам (без опоры на картинки),

ответ на которые предполагает введение обстоятельства.

Игры:

«Подумай и ответь!» (Куда можно повесить пальто? – Пальто можно повесить на вешалку. Куда можно положить книги? – …  .

Кого можно увидеть в зоопарке? – …  .)

«Где котёнок?»

«Помоги Незнайке» ( Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену.

Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу. Мама несет сумку в капусте.)

«Куда?»

«Скажи складно»

Работа с моделью.

Ребенку предъявляются предметные картинки, карточка с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда) и модель предложения:

   Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо полосок в модель предложения подставляют картинки предметов. Вместо короткой полоски – маленькую карточку с графическим изображением предлога. Составляются и анализируются предложения.

«Мяч лежит на ковре.» «Девочка села на стул». «Конфета упала на ковер».

4. Распространение предложения путём введения определения:

подлежащее + сказуемое + определение + дополнение

Цель: Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-4-х

  слов, путём введения определения.

  • составление предложения по вопросу, поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает введение определения (Какой флажок сделал мальчик? Какую книгу читает девочка?);

  • составление предложения   по вопросу и  опорным  предметным 

картинкам (Какие овощи выросли на огороде?  Какой мяч нарисовал мальчик?);

  • составление предложения по вопросу, ответ на который предполагает введение определения (Какой заяц зимой? В какой вазе стоят цветы? Какую куклу подарила бабушка?).

     Начинать эту работу надо с распространения предложения качественными прилагательными, отражающих цвет, размер, форму, как наиболее наглядные характеристики предметов. Затем вводятся относительные и притяжательные прилагательные.

        Сколько в предложении существительных, столько определений можно ввести, поставив к этому слову вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Игры:

«Предложение рассыпалось»

(Составление предложений по данным словам. Слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности):

Медведь, мед, сладкий, любит.

Под, ноги, скрипит, снег, белый.

Снежинки, легкие, кружиться.)

«Паровозик» ( Дом стоял.  Дом стоял на пригорке. Дом стоял на лесном пригорке. Дом стоял на лесном пригорке возле сада. Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада.)

«Удлиним предложение». (Машина едет.  Пожарная машина едет. Красная пожарная машина едет.)

«Составь предложение по схеме»

«Думай – говори»

 (Логопед  предлагает говорить друг другу слова. Говорить следует быстро, надо называть такие слова, чтобы они подходили друг другу, сочетались по смыслу. Мишка — спит — на кровати.)

5. Распространение предложения путём введения однородных членов предложения:

Цель: Научить детей строить и пользоваться в речи предложением

из 5-ти и более слов, путём введения однородных членов.

  • составление предложения по вопросу  к  сюжетной  картинке

(Что лежит на столе? На столе лежат книги, тетради, карандаши.);

  • составление предложения по опорным предметным  картинкам

(Миша играл кубиками, машинкой и  мячиком.  Диме купили синий свитер, красную куртку и чёрные ботинки.);

  • составление предложения по вопросам без опоры на картинки, ответ на которые предполагает ведение однородных подлежащих, сказуемых, определений или  дополнений

(Какие звери живут в зоопарке? Какую посуду вымыла мама?).

Игры:

«Составь предложение про покупки»

«Кто что делает?» (Дедушка сидит в кресле и читает газету.)

«Кому какой подарок?»

(В день рождения кукле подарим платье, бантик, юбку.

Петушку дадим зёрна, крошки, пшено.)

«Закончи предложение». ( Я съем... кусочек пирога, мяса, хлеба.)

«Перечисли»

(Какие у тебя игрушки? С кем ты играл(ла) во дворе?)

«Назови одним словом и перечисли»

(Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны.)

«Подумай и скажи»

 (Логопед  предлагает говорить друг другу слова. Говорить следует быстро, надо называть такие слова, чтобы они подходили друг другу, сочетались по смыслу. Я проснулся — умылся — пошел гулять. Мишка встретил зайца — бегают — играют — смеются — веселые зверята.)

 Методика работы с моделью при  распространении предложения путём введения определения и однородных членов аналогична предыдущему подэтапу работы.

III этап

Формирование  сложного предложения

  Когда дети научатся правильно составлять простые распространённые предложения, рекомендуется перейти к обучению  составлять разные виды сложных предложений.

  При обучении  правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения  используется  вопросно-ответная форма речи. Необходимо научить детей отвечать на вопросы, ответы на которые отрабатывают умение строить сложные предложения. На первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.
Логопед: «Почему мишка сидит такой грустный?»

Ребенок: «Потому, что он устал».
В дальнейшем сложное предложение проговаривается полностью.

1. Сложносочиненные конструкции с союзом «а», из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую.

Игры: 

«Составьте предложения по действиям».

(Логопед дает задание двум детям:

– Лена, сиди, Коля, стой.

Дети должны составить предложение:

 «Лена сидит, а Коля стоит»).

«Кто что любит» (Заяц любит морковку, а белка любит орехи.)

«Где растут овощи?»

(Логопед выставляет поочередно картинки с изображениями овощей. Дети отвечают на вопрос: где растет этот овощ?

Далее детям предлагается составить предложение по двум предметным картинкам:  Помидор растет на земле, а репа растет в земле.)

«Закончи предложение»

 (Днём светит солнце, а ночью … .)

 «Сравни предметы и составь предложение».

2. Сложносочиненные предложения с союзом «и».

Игры: 

«Закончи предложение»

(- Наступила весна и … .

- За мной придёт мама и мы … .)

«Вставьте маленькие слова»

«Составь предложение»

«Скажи складно»

«Подбери предложение к схеме»

3. Сложноподчиненные предложения с союзами  «потому что», «поэтому», «чтобы» и др.

Игры:

«Расскажи, что было сначала, а что потом»

«Всё наоборот»

 (Логопед заранее готовит и раскладывает необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расчёску, ножницы, полотенце, постельные принадлежности, посуду, одежду. Один ребёнок – водящий по заданию логопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, например ребёнок садится за стол непричёсанным, кушает, а потом достаёт расчёску и начинает расчёсываться. Дети должны уловить ошибку в последовательности изображённых действий, исправить её и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.)

«Загадай желание» (Я хочу, чтобы… .)

«Зачем нужна эта вещь?» (Стул нужен, чтобы… .)

«Придумай умные вопросы»

«Скажи, почему ты выбрал эту игрушку» (Я взял куклу, потому что она мне понравилась. Я выбрал сачок, потому что хочу ловить бабочек.)

Игра «Почему так называется» (Хлебница – посуда, в которой хранят хлеб.)

«Угадай, где ошибка» (Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу.

Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю книгу)

 «Почемучка» (Почему мама взяла зонтик? Мама взяла зонтик, потому что на улице шёл дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно)

«Телефон» (Дети «звонят» друг другу по телефону: «Вова, принеси мне книгу» или: «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить, что ему сказали: «Коля сказал, чтобы я принес книгу. Он сказал, что сегодня плохая погода»)

 «Логический поезд»

«Что ты хочешь?» (Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают на столе. Потом  дают друг другу задания в такой форме:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.
Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей.
Я хочу, чтобы Лена взяла коляску а катала в ней куклу.
Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял.
Я взял клюшку, чтобы играть в хоккей.
Я взял мяч, чтобы играть в футбол.
Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.
Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.)

     Методика работы с моделью аналогична работе с моделью на этапе  формирования  простого распространённого предложения.

   Работа над предложением должна включаться как обязательный элемент в структуру занятий по развитию речи. При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Задания должны соответствовать основному принципу – от простого к сложному.  

     В результате  поэтапной работы  над формированием предложения дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений и овладевают основами связной речи.

                                         Игровые технологии.

  В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным,но не развлекательным,эффективным, а не эффективным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Логопедические занятия проходят в игровой форме:

  • занятие-путешествие;
  • занятие-соревнование;
  • занятие-диспут;
  • занятие-игра;
  • театрализованное выступление
  • занятие – конкурс
  • занятие – викторина.

Игровая форма занятий

  Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с  заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия дети  выполняют упражнения  по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).За  успешное выполнение заданий дети могут оцениваться  

фишками, звёздочками и  т.п., что вносит соревновательный элемент.

   Очень нравятся  дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению  детей  в  команды  или  подбора  детей  для выполнения различных заданий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии,

не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети поддерживали  друг

друга,  действовали совместно, дружно.

Значение игровых технологий.

1. Формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность.

2. Повышается уровень самоконтроля за собственной речью, преодолевается застенчивость, робость.

3. Развиваются все психические процессы.

  Занимательные сюжеты, игровая форма занятий создают доброжелательную атмосферу в группе, дети учатся действовать совместно, дружно; стимулируют детей к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

«Игровые технологии на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация: статья раскрывает, как преодолеть  проблему речевого развития детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий.Ключевые слова: игра, речь, игровые технологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

Использование компьютерных технологий в работе над коррекцией речи у детей с нарушением интеллекта.

Статья об использовании компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ....

«Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»         Исследо...