Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гущина Юлия Викторовна

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна работа по развитию речи именно в раннем дошкольном возрасте. Исправить недостатки в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

     Одним из важных факторов правильной речи является развитие звуковой культуры речи детей уже в раннем дошкольного возраста. Если ребенок научится правильно произносить звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Визитная карточка Гущина Юлия Викторовна Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад « Ивушка» Нижегородской области города Бор, п. Октябрьский. Образование: среднее специальное , НПК. Должность: воспитатель. Квалификационная категория: высшая. Стаж работы: 25 лет. Педагогическое кредо: «Уча других, учусь сама и детство проживаю многократно»

Слайд 2

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста 2020 Тема:

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования. ФГОС дошкольного образования п.1.2 Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, п.1.4. Сотрудничество Организации с семьей; п.1.6 Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром п. 2.6 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Особенностями звукового развития речи детей раннего возраста занимались: Д.Б. Эльконин, Л.С Выгодский , М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.В. Гербова , Е.В Колесников, О.А. Новиковская, А.М Леушина , Т.Н. Ушакова, А.И. Максаков, И. А Смирнвоа , О.Е. Громова и др. По мнению выдающегося психолога Т.Н. Ушаковой « Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком». По мнению выдающихся педагогов Н.Е Вераксы и А.Н. Вераксы - «…эффективнее всего звуковая культура речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста формируется в игровой деятельности, с помощью игровых методов и приемов По мнению выдающегося российского педагога Л.С. Выгодского «Умение ребёнка позитивно общаться - позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Слайд 6

Цель: воздействие на уровень развития звуковой культуры речи детей раннего возраста через использование игровых технологий. Задачи: Способствовать обогащению предметно-пространственной среды по развитию звуковой культуры речи с использованием игровых технологий для успешного развития детей в ДОУ. Создать и реализовать систему игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей раннего возраста. Развивать у детей устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи. Развивать и совершенствовать стороны звуковой культуры речи каждого ребенка (фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат, речевое дыхание, звукопроизношение, средства выразительность речи,) – средствами разнообразных игровых технологий. Способствовать внедрению игровых технологий в образовательный процесс ДОУ Привлекать родителей принимать активное участие в формировании звуковой культуры речи у детей совместно с дошкольным учреждением.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: -О! Как же ты красива! Е. Щукина. Считаю, что систематическая планомерная работа по развитию звуковой культуры речи с использованием игровых технологий позволит добиться скорейшему и полноценному овладению родным языком уже в раннем возрасте, а также будет способствовать решению задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 9

1 этап -подготовительный Обогащение развивающей предметно – пространственной среды: работа с литературой проведение диагностических мероприятий анкетирование родителей разработка перспективного плана https://nsportal.ru/gushchina-yu-v Бросовый материал Природный материал Объемные формы, фигурки животных Сыпучий материал

Слайд 10

Входная диагностика степени сформированости звуковой культуры речи детей раннего возраста по методикам Серебряковой Н.В. и Максакова А.И. Оценочные критерии степени сформированости звуковой культуры речи Сформировано - Стадия формирования - Не сформировано -

Слайд 11

Сформированность звуковой культуры речи детей в соответствии с развитием раннего онтогенеза : развитие слухового восприятия; сформированность правильного звукопроизношения; развитие отчетливого и внятного произнесения слов; выработка правильного речевого дыхания; Расширение словарного запаса детей. Проявление инициативы детей на потребность в общении с окружающими, получение информации. Овладение бесконфликтными навыкам общения детей со взрослым и сверстниками. Ожидаемые результаты работы.

Слайд 12

2 этап –основной Взаимодействие специалистов Воспитатель Музыкальный руководитель Учитель-логопед Ребенок

Слайд 13

Алгоритм работы по формированию ЗКР у детей раннего возраста АЛГОРИТМ Развитие артикуляционного аппарата Развитие речевого дыхания Формирование правильного звукопроизношения Произношение гласных звуков Произношение согласных звуков Слоговое звукопроизношение Произношение в словах Произношение во фразах, стихах. Формирование фонематического слуха

Слайд 14

Развитие артикуляционной моторики . (методика: Нищевой Н. «Веселая артикуляция гимнастика» , Новоторцевой Н.В. Сказки «О Веселом язычке». Развитие речевого дыхания : (методики Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» Развитие общей и мелкой моторики (методика Новиковской О. « Академия пальчиковых наук» Развитие фонематического восприятия (методика Е.В . Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» Развитие правильного звукопроизношения ( Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) «Расти, малыш!» , методическое пособие Литвиновой О.Э. «Речевое развитие детей ранний возраст» Методическая база

Слайд 15

Этапы системной работы Иры на развитие фонематического слуха Д/и «Звуки природы» «Музыкальные инструменты» «Звуковой сенсорный центр» «Звуковой музыкальный центр» «Звуковые вкладыши» «Интерактивные игры» Д/и «Угадай , кто там живет?»

Слайд 16

Игры на развитие артикуляционного аппарата Этапы системной работы

Слайд 17

Этапы системной работы Игры на развитие речевого дыхания Игры с трубочками «Сдуй бабочку» «Горячий чай» «Веселые вертолётики » «Мыльные пузыри»

Слайд 18

Этапы системной работы Игры на развитие правильного звукопроизношения Игры на звукоподражание Интерактивные игры

Слайд 19

Этапы системной работы Игры на развитие интонационной выразительности речи Д\ и «Кто как кричит?» Интерактивные игры Чтение потешек , сказок, стихотворений

Слайд 20

Этапы системной работы Игры на развитие мелкой моторики «Ферма» Д/и «Шнуровки» Сенсорные игры Д/и «Мозаика» Игры-вкладыши Конструкторы Игры с пирамидками Игры с песком Игра «Рыбалка» Конструктор- пазл

Слайд 21

Работа с родителями Семинар «Как правильно развивать речевое дыхание у ребенка» Создание картотеки «Игры для развития звуковой культуры речи» Информация в родительский уголок «Эффективность развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста по средствам игры ». Родительское собрание «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры». Презентация. Помощь в создании предметно- развивающей среды. Анкетирование «Выявление особенностей соблюдения звуковой культуры речи ребенка в семье» Индивидуальные беседы « Выявление особенностей и трудностей развития звуковой культуры речи у дошкольников» Консультации «Методы и формы развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста в детском саду и в семье» Совместные развлечения и досуги для детей и родителей « В гостях у колобка» Создание видео картотеки «Как развивать речь через игры с кинетическим песком » https://www.youtube.com/watch?v=Gp519Pvl8n0

Слайд 22

Результативность профессиональной педагогической деятельности достигнутые результаты Оценочные критерии степени сформированности звуковой культуры речи по методикам Серебряковой Н.В. и Максакова А.И. Оценочные критерии степени сформированности звуковой культуры речи у детей раннего возраста Сформировано - Стадия формирования - Не сформировано -

Слайд 23

Результаты профессиональной деятельности и достигнутые результаты. Достижения в психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для речевого развития и развития звуковой культуры речи; Наблюдения за речью детей после реализации комплекса разработанных мероприятий показало, что в звуковой культуре речи детей имеются положительные тенденции; Большинство детей стали правильно произносить большую часть звуков родного языка в соответствии развитию раннего онтогенеза; Большинство детей научились регулировать речевое дыхание; Отмечается развитие речевого слуха детей и развитие у них умения передавать в голосе различные эмоциональные состояния; Игровая деятельность детей более разнообразно: речевые игры стали длительными по времени, в течение которого дети готовы продолжать игру, не устают. Д ети четко научились выполнять правила игры и действовать по словесной инструкции педагога. Родители стали активно принимать участие во взаимодействии с воспитателями по данной проблеме, а так же применяют игровую деятельность для развития звуковой культуры речи своего ребенка в семье.

Слайд 24

Диапазон личного вклада в развитие образования. Новизна. Новизна опыта заключается в том, что разработан план системного и комплексного подхода в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста с внедрением в педагогический процесс игровых технологий в условиях ДОУ, как неотъемлемая часть в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Разработан перспективный план. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/12/perspektivnyy-plan-po-zvukovoy-kulture-rechi-dlya-detey Выполнен подбор диагностического инструментария. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/17/diagnostika-pervonachalnogo-urovnya-sformirovannosti-zvukovoy Разработаны картотеки игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук . https://nsportal.ru/gushchina-yu-v Вовлечены родители в педагогический процесс.

Слайд 25

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника : Уровень МБДОУ Методическая разработка Способы трансляции Родительское собрание «Специфика развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста» Родительское собрание МБДОУ Проектная деятельность совместно с родителями «По этапное обучение родителей играм с кинетическим песком совместно с детьми младшего дошкольного возраста» Нетрадиционное родительское собрание Мастер класс для педагогов «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста по средствам игры» Выступление на педсовете Практический семинар для родителей «Как правильно развивать речевое дыхание ребенка». Обучение родителей использованию речевых игр для развития звуковой культуры речи у младших дошкольников Работа в родительском клубе

Слайд 26

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника : Муниципальный уровень Семинар «Творческое преобразование предметно-пространственной развивающей среды: развивающие пособия как необходимый элемент ППРС ДО » Заседание творческой группы педагогов СДГ «Росточек » РМО. Практикум –презентация «Современные технологии в развитии художественно-творческих способностей » Печатная публикация « Всероссийское общество охраны природы» Нижегородское областное отделение. Министерство экологии и природных ресурсов. Министерство образования Нижегородской области. «ДОО Нижегородской области по реализации национальных проектов «Экология» и «Образование»: проблема перспективы экологического воспитания дошкольников» Презентация на тему «Развитие детей раннего возраста в игра с кинетическим песком » Статья «Семейный детский сад как вариативная форма экологического воспитания дошкольников» стр 73-77

Слайд 27

Всероссийский уровень Картотека игр направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста. Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста Картотека игр, направленных на развитие верного звукопроизношения через звукоподражание для детей раннего возраста. Картотека чистоговорок с грамматическими формами для формирования правильного звукопроизношения у детей раннего возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/01/kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-artikulyatsionnogo https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/17/kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-melkoy-motoriki-paltsev https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/18/kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-prosodicheskoy-storony https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/10/21/kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/11/18/kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-vernogo https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/17/kartoteka-chistogovorok-s-grammaticheskimi-formami-dlya Фильмотека Обучающие фильмы для родителей играм с кинетическим песком, способствующих развитию звуковой культуры речи для детей раннего возраста. Социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/user/837019/video Использование инновационных современных технологий в развитии игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста . Интерактивная игра Использование инновационных технологий в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Международный образовательный портал MAAM.RU https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-inovacionyh-tehnologii-v-razviti-rechi-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-realizaci-fgos.html ttps ://www.youtube.com/watch?v=Gp519Pvl8n0

Слайд 28

Литература Алексеева М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. Ушакова О. С.,Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраст: Учеб.- метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с . АлифановаЕ.А ., Егорова Н.Е. «Логопедические упражнения в рифмах». Пособие для логопедов и воспитателей : - М: издательство «Гном», 2000 г, 128с. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», - М.: Книголюб, 2004. - 132 с. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. Дурова Н.В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с. Е.В . Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста » - Изд. «Сфера», 2010, 64с Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: изд. « ГНОМ и Д», 2001г.- 16с ..

Слайд 29

Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно». Учебно-методическое пособие по развитию речи для детей. - изд . «Сфера»; 2005. – 2008, 134с Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с. Литвиновой О.Э. «Речевое развитие детей ранний возраст » Часть1. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. – изд. ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г. – 128с Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., «Расти, малыш!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 96 Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраст: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных . Образовательных учреждений. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155): изд. «ТЦ -Сфера», 2018. – 32с .

Слайд 30

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для  многих народов было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой ...

«Использование словесных игр для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Для использования педагогами словесных игр с детьми дошкольного возраста.Материал для развития речи....

Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.

В  данной работе представлен перспективный план по формированию звуковой кутуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий на учебный год....

РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье представлены некоторые виды пальчиковой гимнастики для формирования ЗКР у дутей раннего возраста.Статья полезна как воспитателям так и родителям маленьких детей....

Консультация для родителей "Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста"

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся раннего возраста...

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с использованием игровых технологий по теме: « Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с – ц»

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с использованием игровых технологий по теме:« Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с – ц»...