Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова
консультация по логопедии

Трофимова Алина Михайловна

      С каждым годом учителями-логопедами отмечается увеличение количества  детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для логопедической коррекции является нарушение слоговой структуры слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Учитель – логопед

МАДОУ №36

«Мальвина»

Трофимова А.М.

г. Южно-Сахалинск

      Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

      С каждым годом учителями-логопедами отмечается увеличение количества  детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для логопедической коррекции является нарушение слоговой структуры слов.

       Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.

        Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, до 3 – 3,5 лет они, как правило, самоустраняются, а к 6 -7 годам дети умеют произносить слова любой сложности. В случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием.

         Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова характерны  для детей с моторной алалией, выраженной дизартрией, в отдельных случаях с ринолалией, широко распространены у детей с интеллектуальной недостаточностью  и  задержкой психического развития.

         Нарушения слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

       Нарушения в воспроизведении слогового состава слова  проявляются в виде:

1.Нарушения количества слогов:

– сокращение слога;

– опускание слогообразующей гласной;

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2.Нарушения последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

3.Искажения структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

4.Уподобления слогов.

5.Персеверации (циклического повторения).

6.Антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

7.Контаминации (смешения элементов слова).

       Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению несформированности слоговой структуры слова всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень нарушения слоговой структуры слов. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

       

        Работа проводится на специально организованных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Характерной особенностью занятий по формированию  слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

       Коррекционная программа состоит из двух этапов:

I этап - подготовительный;

II этап - коррекционно - развивающий.

Подготовительный этап - подготовка  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Работа на невербальном материале:

1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания и слухового гнозиса.

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ладонь  правой руки и т.п.).

6. Графические упражнения на переключение (игра «Продолжи строчку»).

       Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном материале:

Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).

Коррекционный этап - непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Уровень гласных звуков: произнесение звука столько раз, сколько точек на кубике; произнесение  звука столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;  пропевание серий звуков с четкой артикуляцией; повторение звуков за логопедом; слуховой и зрительный диктанты и т.п.

Уровень слогов: составление всех возможных слогов из предложенных букв; нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); называние ударного  слога  в цепочке услышанных слогов; чтение цепочек слогов; чтение или повторение за логопедом серии слогов и т.п.

Данные виды заданий  целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.

Уровень слова: игра «Телеграф» («передать» слово, отстучав количество слогов); ударение  мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; деление слов на слоги  с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); объяснение сложных слов (значение слова пароход, из каких двух слов оно образовано); чтение слов с отхлопыванием ритмической структуры слова; выбирание слогов из таблицы и составление слова; образование  новых  слов из первых слогов двух слов (чайник + капуста = чайка); придумывание  слов, оканчивающиеся на – ЧОК и т.п.

1.Двусложные слова из открытых слогов (вата).

2.Трехсложные слова из открытых слогов (машина).

3.Односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак).

4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).

5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).

6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник).

7.Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок).

8.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).

9.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

10.Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).

11.Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).

12.Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

        Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания и закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там).

       Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий создаются различные игровые ситуации.

      Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями   эффективна при условии систематизированного поэтапного проведения занятий, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.  Благодаря этим условиям мной были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...