Проект учителя-логопеда с использованием цветотерапии в группе для детей с заиканием
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Словохотова Лариса Геннадьевна

Проект учителя-логопеда с использованием цветотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchitelya-logopeda.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ.

Коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием предполагает использование различных методов развивающей образовательно-воспитательной работы.

Одним из них является метод проектирования, который подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи (заиканием и общим недоразвитием речи) мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-  обеспечение психологического благополучия и здоровья;

- развитие познавательных способностей;

 - творческого воображения и мышления;

- коммуникативных навыков.

У детей с речевыми недостатками, в частности, с заиканием наблюдается снижение познавательной активности. Проекты способствуют развитию интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы сначала с помощью взрослых, а  затем и самостоятельно.

Работа над проектом в группе для детей с заиканием осуществляется при участии учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Тематика проектов довольно разнообразная:

- патриотической направленности;

- по изучаемой лексической теме;

- направленные на социализацию в обществе;

- ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности.

По роду деятельности в нашей группе  применяем проекты:

- творческие;

- исследовательско-творческие;

- информационно-практико-ориентированные;

- ролево-игровые.

Виды проектов по срокам реализации также разнообразные:

- краткосрочные (одно или несколько занятий);

- средней продолжительности;

- долгосрочные.

Особые или особенные дети, талантливые или загадочные, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи или с трудом осваивающие речь – все они ставят перед современной педагогикой задачи, требующие нестандартных подходов и инноваций.

Ни для кого не секрет, что в логопедические группы приходят дети не только с проблемой развития речи, но и особенностями развития познавательной и эмоциональной сферы, это ослабленные дети, часто с признаками неблагополучия в их семьях.

В последнее время становится всё более актуальным внедрять в образовательный процесс  и коррекционную работу учителя-логопеда разнообразные здоровьесберегающие технологии.

 

         В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На логопедических занятиях используются различные  традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.

Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Цветовой игротренинг в коррекционной работе логопеда  с детьми имеет ряд преимуществ, цвет - природный материал, обладающий собственной энергетикой.

         Естественная потребность детей играть  позволяет использовать  цветотерапию в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Цветотерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством цветотерапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.

 

Поскольку, при работе  с  заикающимися детьми логопедической группы  встал вопрос не только о развитии речи, но и о гармонизации развития психологических процессов и эмоционального состояния детей, для коррекции недостатков в развитии воспитанников группы был опробован метод  цветочной терапии.

Этот метод достаточно универсален и стал хорошей средой и базой для решения широкого спектра педагогических и психолого-коррекционных задач.

 

Предлагаю вашему вниманию проект с использованием цветового игротренинга в работе учителя-логопеда.

Тема: «Путешествие в желтую страну»

(Развитие плавности речи и лексико-грамматических категорий на этапе ограничения речи)

Цель: создание условий, способствующих развитию плавности речи  и лексико-грамматических категорий  у заикающихся дошкольников на этапе ограничения речи.

Продолжительность: 1 месяц (октябрь)

Поэтапное планирование проектной деятельности:

  1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.

  • Беседы по темам:  «Законы плавной и красивой речи», «Золотая осень», «Овощи и фрукты». Беседа: «Цветик-семиветик», рассказ о свойствах желтого цвета. Беседа о желтом цвете.
  • Подбор картинного материала, предметов и игрушек желтого цвета, оформление группы и логопедического кабинета.
  • Чтение сказки «О том, как появился разноцветный мир»,  чтение и заучивание стихов к «законам плавной речи», стихов, считалок на осеннюю тематику со словом «желтый».

  1. Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Направления проектной деятельности.

  1. Работа по развитию речи:
  • Активизация словаря и закрепление знаний детей об окружающем мире (овощах, фруктах, цветах)
  • обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и прилагательных, подбор родственных слов с общей частью «желт» или «жёлт».
  • упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
  • развитие  фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно, легко и плавно излагать свои мысли.
  • расширение представлений детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;
  • заучивание стихов, загадок; стихотворения «Желтая песенка» (на развитие речи с движениями)
  • разучивание стихов к законам плавной и красивой речи.
  1. Работа с семьей.
  • Сбор информации об овощах, фруктах и цветах желтого цвета;
  • Подбор стихотворений об овощах, фруктах, цветах желтого цвета;
  • Изготовление альбомов с картинками  желтых овощей, фруктов, цветов
  • Оформление «Бортового журнала» для игры «Плавание по морю Красивой речи в разноцветные страны»
  • Изготовление ободков-бескозырок  вместе с детьми для игры.
  1. Творческая деятельность детей:
  • Коллективные работы по аппликации «Осень в лес пришла» и лепке «Желтые овощи и фрукты на блюде»
  • Рисование по теме «Желтый цвет. Автопортрет» с элементами аппликации.
  • Оформление «Бортового журнала» для игры «Плавание по морю Красивой речи в разноцветные страны»
  • Коллективное конструирование «Волшебный город в Желтой стране».
  1. Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и её оформление.

Презентация:

  • Оформление альбома «Желтая страна», выставки детских работ по лепке, аппликации, рисованию.
  • Открытые мероприятия для учителей-логопедов города; педагогов ДОУ; родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие учителя – логопеда и педагога - психолога в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Весна в лесу».

Интегрированное занятие учителя – логопеда и педагога – психолога Тема: «Весна в лесу»Цель:1.     Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Весна»;2....

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.

Каждую пятницу вручала по одной теме своим воспитателям для работы на  следующую неделю  со всей группой. Они завели себе папочку взаимосвязи логопеда и воспитателя и вкладывали эти таблицы ...

Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.

В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи,  зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....