Консультация логопеда "Алалия. вопросы и ответы"
консультация по логопедии (средняя группа)

Колосова Галина Николаевна

Изложены теоретические сведения об одной из форм алалии - моторной, являющейся одним из наиболее тяжелых дефектов речи (причины возникновения синдрома, механизм развития, симптоматика). Рассмотрен вопрос дифференциальной диагностики моторной алалии от сходных состояний.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

«Алалия. Вопросы и ответы»

1 вопрос

Алалия. Определение, этиология, классификация

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, 1аliо — говорю, речь) — в переводе отсутствие речи. Причины алалии Пренатальные вредности (физиологические, психические травмы, стрессовые состояния).Натальные (быстрые,стремительныероды).Постнатальные (до 3 лет опухоли, травмы, менингиты, энцефалиты).

Максимально вредоносным фактором нарушения является асфиксия, так как поражаются многие отделы нервной системы, что вызывает нарушение формирования всего мозга, что затрудняет спонтанную компенсацию. В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн (1888, А. Гутцман (1924, Э. Фрешельс (1931, М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нару-шении являются воспалительные или алиментарно-трофические об-менные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. А. Трейтель (1901) считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. А. Либманн (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Ивинг (1963) указывал на отсутствие у детей моторного образа слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга. М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Р. Лухзингер (1970, М. Берри (1957, М. Б. Эйдинова (1961, В. А. Ковшиков (1985) и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев яв-ляются следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Среди этиологических факторов выделяются также внутриутроб-ные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д. По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия бывает следствием соматического заболевания. Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1962; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977, и др.) подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (минимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов. Классификация алали Моторная (экспрессивная) алалия Сенсорная алалияВ настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:экспрессивную (моторную) алалию Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсо-моторных операций. импрессивную (сенсорную) алалию Сенсорная алалия – это системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении речевых зон КГМ (височной области доминантного полушария) и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия обращенной речи при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи).

2 вопрос

Диференциальная диагностика алалии от сходных состояний

Моторная алалия – первичная интеллектуальная недостаточность

Алалия: Связан с расстройством только вербальной знаковой системы и заключается в трудности усвоения правил пользования языковыми единицами. Он не связан с патологиями мышления или других психических процессов

ИН: Интеллектуальный дефект вызывает нарушения формирования всех звеньев речевой деятельности, что приводит к системному недоразвитию речи с преобладанием в его структуре семантической неполноценности.

Моторная алалия – задержка речевого развития

При ЗРР отмечается отставание в овладении языковыми средствами и в формировании речевых способностей. Однако развитие речи при ЗРР отличается от нормального развития речи только темпом. Т. е., речь запаздывает, но в дальнейшем ее развитие соответствует онтогенетическим закономерностям. У детей с ЗРР возможно спонтанное преодоление отставания в развитии. Развитие речи у детей с алалией протекает своеобразно, например, некоторые стадии предречевого или речевого развития могут отсутствовать.

В ходе становления речи для детей с ЗРР не характерны стойкие нарушения звукослоговой структуры слов, стойкие грамматические ошибки, что является одним из признаков нарушения развития речи при алалии.

Дети с ЗРР могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями. Логопедическая помощь таким детям может не иметь широкомасштабного характера. Прогноз логопедической коррекции благоприятный.

Для диф. диагностики может быть информативен анамнез: у детей с алалией он, как правило, отягощен действием патогенетических факторов, а в анамнезах детей с ЗРР нередко отмечается позднее начало речи у кого-либо из родителей.

Моторная алалия - анартрия

У детей с анартрией (сопутствующей ДЦП) отсутствует произвольная речь. Детям трудно жевать, глотать, пить, возможны поперхивания в процессе принятия пищи. Отмечается гиперсаливация. Возможно наличие рефлексов орального автоматизма (сосательного, хоботкового, поискового, нарушения дыхания. Анартрия сочетается с координационными расстройствами.

Наиболее информативными для диагностики являются параличи мышц языка, нарушения их мышечного тонуса, неподвижность мягкого нёба (нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц).

При моторной алалии возможны проявления артикуляторной диспраксии (поиск нужной артикуляции, трудности переключения с одной коартикуляции на другую).

Моторная алалия - афазия

В основе алалии лежит недоразвитие, разрушение или заторможенность речевых систем коры больших полушарий мозга при поражении центральной нервной системы в период до формирования более или менее устойчивой речи (до трехлетнего возраста). Это обусловливает невозможность или затруднения образования временных условных связей во второй сигнальной системе и задерживает развитие речи.

Афазия отличается от алалии тем, что возникает у ребенка всегда вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга (патологические «очаги») в период более или менее сложившейся речи, в возрасте не ранее 2,5—3 лет.

Наряду с органическими поражениями мозга возникают и заторможенные очаги в речевых системах. При растормаживании их речь в той или иной мере восстанавливается. Иногда это происходит у детей и без специального коррекционного воздействия.

3 вопрос

Характеристика коррекционного воздействия при сенсорной алалии.

В работе большое значение придается комплексному подходу (невропатолог, ЛОР-врач, психоневролог, логопед). При разработке индивидуальной программы коррекционного воздействия учитывается степень нарушения восприятия речи, уровень развития экспрессивной речи, состояние невербального интеллекта и др. особенности ребенка. Ведущее направление работы – развитие фонематического восприятия, понимания речи.

В начале коррекционной работы допускается использование логопедом выразительной мимики, жестов в качестве вспомогательных средств восприятия ребенком обращенной к нему речи. В занятиях важно: давать посильную нагрузку, не перенапрягать слуховой анализатор.

Рекомендуется последовательность в работе:

1. Организация звукового и речевого режима. Цель – максимально ограничить слуховую нагрузку, создать благоприятные условия для восприятия как неречевых, так и речевых звуков. Ограничивается общение, исключаются звуковые раздражители (ТВ, радио, планируется дополнительный сон, отдых. На этом фоне повышается восприимчивость ребенка к звукам. Первостепенная задача логопеда – с помощью коротких эмоциональных игровых ситуаций возбудить у ребенка интерес к звукам окружающей жизни, а затем и к звукам речи. Вызвать желание подражать им.

2. Восприятие неречевых звуков (связь звука с объектом, узнавание звучания, различение звучаний). Используются звучащие игрушки. Ребенок знакомится с игрушкой, рассматривает, держит ее в руках (ощущает вибрацию при звучании, издает с ее помощью звуки. Задача – закрепить связь: звук – объект. (зрит. образ +звук + ощущ. вибрации =связь звука с конкретным объектом). Количество игрушек постепенно увеличивается.

Следующий шаг – ребенка учат различать (дифференцировать) звуки. Сначала контрастные по звучанию игрушки, затем – менее контрастные. Работа сочетается с ситуацией “зрительного голода”, т. е. отсутствуют отвлекающие внимание ребенка игрушки, предметы и т. п.

3. Восприятие речевых звуков. Логопед производит действия, сопровождая их звукосочетаниями, простыми короткими словами. Вовлекает ребенка в подражание, как действию, так и звуку (слову, включенному в действие. Мячик – “бах”, машина –“би-би”.

В специально организованных коротких играх ребенка знакомят со звукоподражаниями животным. Задача – закрепить связь: звук – образ животного. Усвоенные звуки и звукосочетания дифференцируются: Кто говорит “мяу”? Покажи картинку. Кто говорит “гав-гав”? В работе используется много картинок, игрушек, предметов (кошки на картинках, кошки игрушечные, живые, фарфоровые и т. п.). Чем многочисленнее связи (звук–образ) – тем они прочнее. После того, как ребенок начнет дифференцировать какое-то количество звуков, начинают работу по дифференциации слогов типа: –уа, -ау, -ам, на-, ма-, ку-ку, ням-ням …то есть тех слогов, которые можно связать с конкретным предметом, объектом или действием.

4. Различение слов, фраз, развитие собственной речи ребенка. Первые отрабатываемые слова должны быть различны по смыслу, звукослоговой структуре. Произносятся с постоянной интонацией, на которую ребенок опирается при восприятии смысла сказанного. Ребенок показывает картинку, названную логопедом, выполняет действие. Важно, чтобы он не только слышал слово, но и видел предмет, производил манипуляции с ним: возьми мишку, погладь, покорми… Одновременно с накоплением пассивного словаря стимулируют произнесение слов ребенком.

Первые отрабатываемые фразы, как правило, бытовые инструкции. Порядок слов и интонация д. быть неизменны. Сначала ребенок понимает фразу только ситуационно. Логопед помогает мимикой, жестами. Ребенок включается в наглядно-образно-действенную ситуацию, сопровождающуюся речью. Логопед постоянно следит за тем, чтобы ребенок понял слово или фразу. Сначала ребенок привыкает понимать речь одного человека, затем привлекаются другие люди, окружающие ребенка.

Собственная речь ребенка появляется по мере развития фонематического восприятия, акустических дифференцировок.

Вспомогательные приемы в работе с сенсорным алаликом:

1) привлечение внимания к лицу говорящего (элемент чтения с губ);

2) повторение прослушанных слов, фраз – закрепление связи слухового образа слова и двигательного;

3) для избежания эхолалии полезно соединять повторение инструкции с ее выполнением;

4) в ст. дошкольном возрасте используют письменную речь: дети с сенсорной алалией сравнительно быстро запоминают буквы, написания слов, овладевают чтением (глобальным чтением – целыми словами). В работе над чтением важно, чтобы в тексте было много сопровождающих картинок, фиксирующих внимание ребенка на смысле читаемого. (Аналитико-синтетическое чтение появляется по мере развития произносительной речи).

Прогноз коррекционного воздействия при сенсорной алалии сложен, индивидуален. Занятия внутри каждого этапа по продолжительности и по содержанию планируются индивидуально. Помимо “речевых” задач, на занятиях решаются задачи развития неречевые психических функций ребенка: зрительного и слухового внимания, памяти, мышления. Доброжелательным отношением и разнообразием игр формируется интерес к занятиям, стимулируются эмоциональные (речевые и неречевые) реакции ребенка в процессе общения.

4 вопрос

Задачи и содержание коррекционного воздействия при моторной алалии.

Моторная алалия- системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций.

Осуществляет: комплексный подход, системный подход, индивидуальный подход, учет структуры дефекта.

Логопедическая работа направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Развитие моторики: мелкой, общей, речевой.

1 этап: воспитание речевой активности, формирование активного и пассивного словаря, нераспространенные и распространенные предложения, психофизиологические предпосылки речевой деятельности.

2этап: формирование фразовой речи, грамматического строя речи, дилогической речи, рассказ-описание.

3 этап: формирование связной речи, автоматизация полученных навыков

5 Вопрос

Сенсорная алалия. Механизмы, речевая и неречевая симптоматика.

Сенсорная алалия- нарушение понимания речи, вследствие нарушения работы речеслухового анализатора.

С. а. -нарушение формирование имп. речи, вследствие неполноценной работы центрального отдела речеслуховаго анализатора, обусловленной поражением височной доли домин. полушария в доречевой период развития ребёнка с сохранным биол. слухом и первично сохранным интеллектом.

Этиология.

С. а. возникает вследствие орг. поражения центральных отделов речеслуховых зон к. г. м., возникшего в доречевой период развития речи ребёнка:пренатальный (асфиксии, интоксикации, травмы, инфекционные заболевания, интронатальный (кровоизлияния, травмы, патологические роды, родовспоможение, перенатальный (перенесённые заболевания, травмы…до 3 лет)

Механизмы сенсорной алалии

Вопрос сложный, недостаточно изученный.

В ходе исследования сенсорной алалии ученые высказывают разные точки зрения по вопросу ее механизмов.

1) Сенсорная алалия связана с нарушением слуха. Эта точка зрения не подтверждается, так как исследования показали, что у детей с сенсорной алалией есть некоторое снижение слуховых порогов, но в целом звукопроизношение и слуховой анализатор не нарушен.

2) Сенсорная алалия- это один из симптомов интеллектуальной недостаточности и ее механизм стоит рассматривать в структуре механизма интеллектуальной недостаточности.

3) Доминирующая- она связана с расстройством фонематического слуха, у детей страдает переход от сенсорного анализа воспринимаемых звуков к языковому. Характеризуется механизм нарушения восприятия речи при сенсорной алалии.

Считается что у детей с сенсорной алалией страдают: либо перцептивный, либо языковой уровни, но скорее всего оба, смысловой уровень может страдать вторично из-за нарушения языкового.

Механизм нарушения при сенсорной алалии можно сформировать так, у детей не осуществляется анализ и синтез звукового раздражения, поступающего в кору головного мозга, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначающим им предметом.

Неречевая симптоматика сенсорной алалии.

Неврологическая сим-ка.

Всегда индивидуальна, вариативна, как и степень ее выраженности у разных детей. Возможно наличие церебрастенического синдрома. Ведущий неврологических симптом при сенсорной алалии- это слуховая агнозия разной степени выраженности, от полного отсутствия восприятия звуков до избирательной. Характер данного нарушения (страдает только фонематический слух).

Отличительной степенью симптоматики сенсорной алалии является своеобразие функционирования речеслухового анализатора.

Исследования Трауготт выявила, что у сенсорных алаликов есть некоторое снижение слуха, но не столь значительное, чтобы не усваивать речь. Дети слышат, но они не способны дифференцировать аккустиченские сигналы. «словесная глухота»

Для слухового анализатора детей с сенсорной алалией характерны такие особенности как:

- резкая истощаемость слухового анализатора при восприятии звукового материала, возможно даже запредельное торможение.

- большая неустойчивость слуховых порогов, ребенок то слышит тихую речь, при этом не слышит громкую, то громкость одинаковая (ребенок то слышит, то не слышит)

- нарушено образование условных рефлексов на звуковые раздражители (в отличие от зрительных и двигательных). Данный симптом Трауготт предложила называть замыкательной акупатией.

- у детей с сенсорной алалией возможна гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам обычно не воспринимается людьми.

Восприятие речи ребенком зависит от времени суток, утром кора головного мозга продуктивнее. Чтобы привлечь внимание ребенка с сенсорной алалией необходимо дотронутся до него, повернуть к себе его голову.

Психопатологическая симптоматика сенсорной алалией.

Для детей с сенсорной алалией возможны грубые нарушения слухового восприятия и как следствие у них формирования полного слухового внимания, для которых характерно мерцающий характер, быстрая истощаемость, распределение слухового внимания.

Грубо страдает формирование слуховой памяти, что отрицательно сказывается на овладении лексикой.

Вторичная интеллектуальная недостаточность при сенсорной алалии выражается более резко, чем при моторной алалии на степень развития интеллектуального влияния благоприятной обстановки.

Также имеет особенности, они проявляются прежде всего в поведении детей в виде определенной лояльности.

Речевая симптоматика сенсорной алалии

Характерные симптомы это эхолалия.

Вербализм- называние слов без соотношения их со смыслом.

Речевая симптоматика проявляется как в импрессивной речи, так и в экспрессивной. Это отличает детей с сенсорной алалией от детей с моторной алалией, у них вторичной диссоциации между состоянием экспрессивной и ипрессивной речи.

Особенности импрессивной речи у ребенка в зависимости от возраста и других факторов состояния импрессивной речи может быть от полного ее отсутствия до частичного нарушения восприятия речи.

Для удобства дифференциации степени выраженности нарушения у детей импрессивной речи, а также моментов.

1. Отсутствие понимания речи. Ребенок не прислушивается никак не реагирует на речь. Возможны отдельные слова не соответствие со смыслом. Ребенок с 1-ой ступени имперссивной речи на понимание и не использование жестов.

2. Ребенок понимает короткие бытовые ситуативные фразы. При этом понимание смысла опирается на лексические и грамматические классификации.

Вопрос 6

Моторная экспрессивная ал. Механизмы, речевая и неречевая симптоматика.

Собатович, Ковшиков, Мастюкова

Моторная алалия- системное нарушение эксп. речи центрального органического характнсомоторных операций. ера, обусловленное несформированностью яз. операций и процессов пораждения реч. высказываний при относительно сохранных смысловых и сенсомотрных операций.

Моторная алалия возникает вследствие минимальных орг. поражениях, не тяжелого характера.

Ребёнок своевременно начинает понимать речь. ю но собственная речь не формируется. М. а. связана с нарушением центральных отделов речедвигательного анализатора орг. характера.

Фонемат. восприятие сохранно.

Выделяют афферентрую и эфферентную моторную алалию (в зависимости от нарушенного звена речедвиг. анализатора).

1. Афферентная моторная алалия

Локализация- патология посцентральные отделы к. г. м.

Симптомы- кинестетическая апраксия (нарушен кинестетичсекая анализ и синтез раздражителей, нахожнение нужной позы, смешение звуков по арт. Сходству.

2. Эфферентная моторная алалия

Локализация- премоторные зоны (Зона Брока)

Сим-ка- кинетическая диспраксия (трудности переклюаемости, персеверации, нарушение ЗССС.

Неречевая сим-ка моторной алалии

1. Неврологическая сим-ка

- наличие в перинатальный период энцефалопатий, судороги мышц, угнетение условных рефлексов

-агнозии (зрительная. Тактильная, слуховая не характерна)

- диспраксия (оральная, моторная)

2. Психопатологическая сим-ка

- нарушение внимании (трудности концентрации, произвольности, речеслухового внимания)

- слабо развита речеслуховая память

-вторично наблюдается интел. недостаточность, конкретность мышления, примитивность

3. Особенности эм. -волевой сферы

-патологические черты характера (плаксивость, замедленность, раздражительность)

-эмоц. неустойчивость

- снижение самооценки

-замкнутость

-агрессивность

-негативизм

4. Речевая сим-ка

- от полного отсутствия эксп. речи до относительно развернутой речи с элементами недоразвития систем языка (старшие дошк)

- задержка формирования эк. речи

- низкая речевая активность

- компенсация с помощью мимики, жестов

- систеное нарушение речи

- лексическая сторона: пассивный словарь выше активного, трудности актуализации слов, вместо самого слова дается его словестное описание

- грамм. строй: словоизменение (неверное согласования слов в роде числе и падеже, неправильное употребление окончаний слов, пропуск СЯ у глаговой, трудности вопрсиятия категории времени, словообразование (суффиксы и префиксы опускаются)

- нарушение структуры предложения: простые, нераспространенное, чаще побудительные и повест. предложения, нарушена связь предложенией)

-свзная речь: неразверные рассказы, нарушение логики излагаемого, нарушение связь предложнией, пропуск частей рассказа, нарушена последовательность рассказа. Страдает програмироване высказывания.

Нарушение фонетико-фонемат. стороны: полиморное нарушение, замена сложных звуков простыми, смешение звуков по арт. сходству, нарушение ЗССС, персеверации.

- если алалия+ дизартирия, то наблюдается нарушение просодики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готовимся к школе. Ответы на часто задаваемые вопросы"

Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы....

Консультация для родителей "Речь ребенка второго года жизни. Вопросы и ответы"

В данной консультации вы найдете ответы на интересующие вас вопросы о речевом развитии ребенка второго года жизни....

Консультация для родителей «Детские вопросы и ответы на них»

      Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как? ” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии...

Консультация для родителей :"Гендерное воспитание в вопросах и ответах"

Данный матерниал поможет Вам найти ответ на вопрос "Что такое гендерное воспитание детей?"...

Консультация для родителей "А.Звонкин: вопросы без ответов"

Многие родители сами, без педагогических наставлений, стараются наблюдать за развитие своего ребенка и по мере возможности участвовать в нем.Недавно опубликована замечательная книга Александра Звонкин...