Игры для дифференциации различных пар звуков
учебно-методический материал по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

Дифференциация на слух пар звуков в словах в различных играх и упражнениях делает занятие с детьми любого возраста более увлекательным...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naydi_mesto_kazhdoy_kartinke.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Найди место каждой картинке»

Цель: дифференциация на слух пар звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход: логопед показывает детям по одной картинке, спрашивает, какой звук, например «С» или «З», есть в  названии картинки (коза). Дети называют этот звук. Логопед ставит картинку слева на фланелеграф и объясняет, что слева будут стоять все картинки, в названиях которых есть звук «З», а справа – все картинки, в названиях которых есть звук  «С». Таким образом расставляются все картинки.

«Выдели из фраз нужные слова»

Цель: учить детей выделить из фраз слова с заданными звуками, которые дифференцируются.

Оборудование: фразы с дифференцируемыми звуками.

С-З                Зое подарили маленького слоненка.

                         У Лены звонкий голос.

                         Коза ест траву.

                         Мама заплетает Тане косы.

                         Костя уронил на пол вазу и т.д.

Ход: логопед произносит предложение и просит детей назвать слова только со звуком  “З”, а потом – со звуком “С”.

Аналогично проводится работа по дифференциации других пар звуков  (ш – ж; ч-щ; с- ш; л – р и т. д.). Очень важно, чтобы дети называли нужные слова без предлогов, т.к. предлог в предложении отдельное слово.

Так же используется материал стихов.

С-З      “Там котик усатый

              По садику бродит

              А козлик рогатый

              За котиком ходит.”

             “На солнце темный лес зардел,

               В долине пар белеет тонкий,

               И песню раннюю запел

               В лазури жаворонок звонкий.”                

                             

             

С- Ц           “Цапля важная, носатая

               Целый день стоит, как статуя.

             “Пес тоскует на цепи,

               А попробуй, отцепи.”

Ш-Ж       “Свети, свети, солнышко,

                  Зеленей, лужок!

                  Поднимай, Аленушка,

                  Первый свой флажок!”

                  “Горные вершины

                    Спят во тьме ночной,

                    Тихие долины

                    Полны свежей мглой.”

Ч-Щ           “Мы щенка в воде и мыле

                     Два часа мочалкой мыли.”

С-Ш           “Стала петь мышонку кошка:

                   “Мяу-мяу, спи, мой крошка!”

З-Ж           “Но веселые зверята –

                    Поросята, медвежата –

                    Пуще прежнего шалят,

                    Зайца слушать не хотят!”

Ч-Ц           “В небе коршун кружится

                    Третий час подряд,

                    Но ему, разбойнику,

                    Не украсть цыплят!”

С-Щ         “Соловьи над речкой пели-

                   Даже щуки присмирели.”

Р-Л          “Куртка шофера пахнет бензином,

                  Блуза рабочего – маслом машинным.”

                                

“Свист и шум”

Цель: дифференциация звуков “С-Ш”

Оборудование: стихотворение “Свист и шум”.

В словах на “с” – повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

“собака”, “сумка”, “сахар”, “лист”…

Теперь тебе все ясно?

Так ветер осенью свистит,

Стучась в стекло с разбегу,

И свистом словно говорит:

“Насыплю скоро снегу!”

В словах на “ш”-совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

“шалаш”,”подушка”,”решето”,

“шуршим”,”решаем”, “пишем”…

Так на ветру шумит камыш,

Шипит наш кот со звуком “ш”,

И если мышку уследишь,

То тоже ты услышишь “ш-ш-ш”…

Чтоб “с” услышать в слове “лист”

Запомни ты без долгих дум,

Что в звуке “с”- один лишь свист,

А в “ш”-шипенье,шорох,шум!”

Ход: логопед по принципу противопоставления обыгрывает звуки “с-ш”. В первых четверостишиях дает “нагнетание “ звука  “ с” , в следующих – звука “ ш “. Затем звуки противопоставляются и подводится итог об особенностях их звучания.

«Свист и цокот»

Цель: дифференциация звуков  “с-ц”.

Оборудование: стихотворение “Свист и цокот”.

“Звук “ с “- это просто свист ,

Он плавно,спокойно звучит:

“собака”,  “сосулька”, “лист”,

А “ ц “- как цокот копыт.

Звук “с “ мы можем тянуть,

Послушайте : “с…”,  “с…”,  “с…”

А  “ ц “ спешит  “ улизнуть “,

Срывается : “ ц “, “ ц “, “ ц “.

Тревожен цокот копыт.

И звук их отрывист и строг.

Подкова о камень стучит

“цок-цок”, “цок-цок”, “цок-цок”!

И чтобы точно узнать,

Где “с”, а где “ц” звучит,

Старайся ухом поймать

То свист, то цокот копыт.

Теперь попробуй понять

И правильный дать ответ,

Где цокот, где свист прозвучат

В словах “сок – цок” и “свет-цвет?”

Ход: Логопед читает стихотворение, сравнивая звучание звуков “с-ц”,

Отождествляемых с неречевыми звуками. Звуки противопоставляются в каждом четверостишии, а в последнем из них даётся задание детям различать звуки в словах. Особое внимание надо обратить на более протяжное звучание “с” по сравнению с “ц”  (второе четверостишие).

Последние слова даются ребёнку отдельно для слухового восприятия.

“Звонок и жук”

 

Цель: Дифференциация звуков “З-Ж”.

Оборудование: стихотворение “Звонок и жук”.

Звенит, звенит, звенит звонок!

Зовёт, зовёт он на урок!

Звонка призывный звонкий звон

Созвал друзей со всех сторон.

В звонке высокий звонкий звук,

Он разливается вокруг.

Тот звук ты мысленно прикинь:

“Дзынь-дзынь”, “дзынь-дзынь”,

“Дзынь-дзынь”, “дзынь-дзынь”!

Запомни тот задорный звон,

Он с детства каждому знаком,

Он к знаньям весело манит,

В ушах звенит, звенит, звенит…

Когда же зажужжит вдруг  жук,

То у жука пониже звук,

И глуше будет жук жужжать,

Как будто жук слегка прижат.

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждём, что жук ужалить может,

Но жук живёт совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!”

Ход:  Логопед читает стих, начиная в первой части слова со звуком “З”, а во второй – со звуком “Ж”. При этом указывается и на основные различия в звучании звуков (звук “З” более высокий и звонкий, а “Ж” звучит ниже и несколько глуше).

Шёлк – щёлк

Цель: Дифференциация  звуков “Ш-Щ”.

Оборудование: стихотворение “Шёлк-щёлк”.

Пещера и ящик, Кощей и щенок-

Здесь слышится “Щ” , несомненно,

В словах же : машина, мешок и шнурок

Звук “Ш” мы  уловим мгновенно.

Трещать и пищать, помещать и вращать,

Выращивать, щёлкать и щупать,

Прощать, освещать, ощущать, навещать-

Здесь “Щ” можно сразу прощупать.

В других же словах- шутим, пишем,шумим,

Решаем, шагаем и дышим,

А также спешим, совершим, насмешим-

Звук “Ш” мы отчётливо слышим.

Звук “Ш” слышен тише, он только шипит,

Как мышка, шуршит осторожно,

А в “Щ” ещё что-то прощально трещит,

И щёлкает как-то тревожно.

И чтоб не оставить звук “Ш” для щенка,

Понять в этих звуках толк,

Научимся шум отличать от щелчка,

Послушайте: “шёлк-щёлк”!

Ход: Логопед читает стихотворение, чётко произнося звуки “Ш”, “Щ”. В конце детям даётся задание назвать, в каком из последних слов есть звук “Ш”, в каком –“Щ”.

“Капли – барабаны”

Цель: Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Оборудование: стихотворение “Капли-барабаны”.

Глухие звуки звучат глухо,

Совсем в них голоса нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: пугаться, пускать,

Здесь голоса нет в звуке “П”,

А в слове бороться и в слове бежать

Слышится звонкое “Б”.

Можно все звонкие прокричать

Попробуем: “Б”, “В”, “Г”!

Глухие же можно лишь прошептать,

Послушайте: “П”, “Ф”, “К”…

“П” – это капают капли дождя,

“Б”- барабонов бой

“Ф” – это фырканье только ежа,

“В” – это волка вой.

“С” – то водичка струйкой бежит,

“З” – зазвенел комар,

“Ш” – лишь мышонок тихо шуршит,

“Ж” – уже жук зажужжал.

“Т” – это дятел по ветке стучит,

Тихий, тупой то звук

“Д” – здесь голос уже звучит,

Всё загудело вдруг!

“К” – то кукушка в чаще лесной

Тянет своё “КУ – ку”,

“Г” – загогочут вдруг гуси порой,

Гуляя гуськом на лугу.

Чтобы не спутать кору с горой

За звуками зорко следя,

Запомни, что “Б” – барабанов бой,

А “П” – лишь капли дождя…

Ход: Логопед читает стих, произнося звуки без призвуков, только звук “п”, “б”.

“Нежный или злой”

Цель: дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков.

Оборудование: стихотворение “Нежный или злой”.

Есть мягкие звуки и твердые звуки,

Их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше

Звучанье  у них нежней,

А твёрдые – словно грубее и ниже,

Как будто твердые – злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, мель, метель.

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелят постель.

Твёрдый звук обрывается резко,

Послушайте: стол, укол!

Для нежностей нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

Он строг и отрывист,звучит очень кратко,

Как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки,

Послушайте: молот, лук!

А мягкий звук задержать ещё можно,

Он не спешит уходить,

Прощается с нами он осторожно,

Его мы можем продлить.

Послушайте: свежесть, близость,весть-

Здесь всё протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть

Чуть-чуть попозже уйти…

Давайте отыщем мягкие звуки

В группе предложенных слов:

“мель-мел, брать-брат,кровь-кров.”

Ход:  логопед читает, дети внимательно слушают. В конце стихотворения определяют, мягкий звук или твёрдый слышится в приведенных словах.

                   

“ Где “Л”, а где “Р”?”

Цель:  дифференциация звуков   «Л» и «Р».

Оборудование:  стихи

Звук «Л» словно плавно плывет в волнах,

Так плавно плывёт челнок.

А «Р» грохочет, как гром в горах,

Как будто горный поток.

Звук «Р» – это грохот грома,

Звук «Л» – это плеск волны;

На «Р» вдруг каркнет ворона,

А где звуки «Л» слышны?

Звук «Л» – он словно ласкает слух,

Послушайте: голос, мел,

А «Р» так громко прорвётся вдруг,

Как грозный гром прогремел!

Ход: логопед читает стихи и обращает внимание детей на разницу в произнесении этих звуков. Затем можно предложить детям определить наличие «Л» и «Р» в различных словах.

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель:  дифференциация звуков в словах, подбор в двустишия подходящих по смыслу  и звучанию слов; развитие чувства рифмы стиха.

Оборудование: двустишия, заканчивающиеся в каждой строчке словами, отличающимися друг от друга одним звуком, причём парным по какому-либо  признаку.

«К-Г»

  1. Очень зелены,густы

В нашем садике …(кусты)

  1. Зреет красная калина,

Соберёт её…(Галина)

  1. Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собачке …(кости).

  1. Ели вкусную икру,

Подарили нам  …(игру)

  1. Громко петь умеет Клаша,

И её подружка …(Глаша)

  1. Затвердела снега корка,

Будет скользкой наша …(горка).

  1. Коля любит есть галеты,

Галя ест всегда …(котлеты).

  1. Жаворонка слышен голос,

Зреет в поле спелый …(колос).

«Т-Д»

  1. Назовём мы книгу «том»,

Для жилья построим …(дом).

2.  Город называем   - Тверь,

     в доме открываем …(дверь).

  1. Там тележка, это – тачка.

Дом в саду завётся …(дачка).

  1. Я в тетрадке ставлю точку.

Мама любит  сою …(дочку).

  1. По реке плывут плоты,

Зреют на вевях …(плоды).

  1. Нитку сматывай с катушки,

Воду черпай из …(кадушки).

  1. Хорошо танцует Таня

И её братишка …(Даня).

  1. Соловей выводит трель,

Слесарь в сеть включает …(дрель).

8.  Архитекторы-творцы

     строят чудные …(дворцы).

«С-З»

1.  Распустились утром розы,

     На цветах сверкают …(росы).

2. Щиплет травушку  коза,

    Косит травушку …(коса).

3. На столе лежала сайка,

    А по лесу бегал…(зайка).

4. Лиза пробовала суп,

    Заболел у Лизу …(зуб).

«С-Ш»

1.Положили в плошку кашку,

   Надевал пожарный …(каску).

2.Сочинял писатель басню,

   Рисовал художник…(башню).

3. Сладко спит в берлоге мишка,

    На столе с салатом …(миска).

4. В поле землю я пашу,

    На лугу коров …(пасу).

5. На лицо надета маска,

    Имя нашей кошке…(Машка).

6. Как нам хочется суметь

    Спать спокойно, не …(шуметь)!

«Л-Р»

  1. Дедушку зовут Лука,

У него болит…(рука).

  1. На столе – с картошкой плошка,

За столом – голодный…(Прошка).

  1. Рисовал художник ламу,

И  картину вставил в…(раму)

  1. Вкусный и душистый плов

Приготовил повар…(Пров).

  1. Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я …(пил).

  1. Хорошо танцует Валя,

И её сетрёнка …(Варя).

7. Вечно плачет этот Лёва,

Этот мальчик просто…(рёва).

  1. Зреет на кустах малина,

Соберёт её…(Марина).

  1. Собирал модели Юрик,

Помогал братишке…(Юлик).

  1. В блеске солнечных лучей

По земле бежит …(ручей).

  1. Буква «Л», придя на сквер,

Повстречала букву «Р».

Говорит: «Давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например».

«Л» сказала: жёлтый лис…

«Р» сказала: варит  рис…

«Л»сказала: просят ламу,

«Р» сказала: вставить раму.

«Л» сказала: я из ложи

«Р» сказала: корчу рожи.

«Л» сказала: очень жалко,

Что исчез наш колобок.

«Р» сказала: очень жарко,

Он забрался в коробок.

«Л» сказала: сбитъся с лада…

«Р» сказала: ты не… рада?

«Ш-Ж»

Две вороны ворожили,

Десять – сено…(ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар …(тушили).

А журавлик рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая  …(ушами).

«Пройди по дорожке»

Цель: дифференциация звуков в словах; развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: каждому ребёнку –карточку, на которой изображена  дорожка-спираль, на ней от края к центру изображены картинки (в названиях некоторых есть один из дифференцируемых звуков, в названиях других - другой).

Ход: логопед раздаёт детям карточки и просит мысленно пройти по дорожке от края листа к центру (двигая глазами или пальцем) и назвать только те предметы, в названии которых есть один из дифференцируемых звуков, а двигаясь от центра обратно - только те, в названии которых другой звук.

«Крути волчок»

Цель: дифференциация звуков в словах, совершенствование мелкой моторики, цветовосприятия.

Оборудование: небольшой волчок (диск-семигранник цветов радуги, надетый на палочку); два комплекта карточек: в уголках каждого комплекта  маленькие треугольнички цветов радуги; в названиях предметов из одного комплекта один из дифференцируемых звуков; в названиях других предметов другой звук

Ход: дети по очереди крутят волчок.  Если он остановился, например, на грани красного цвета, то дети, у которых на карточках  треугольнички красные   (карточки предварительно раздают детям), быстро выкладывают их, называют свои картинки и какой звук в каждом названии. Так выкладываются все пары картинок, называются картинки и какой звук в каждом названии.

 

                       

«Цветик-семицветик»

Цель: дифференциация звуков в словах; совершенствование представлений о цветах спектра; развитие моторики.

Оборудование: на подставках –два цветка, в которых есть серединки, а лепестки надо вставлять (типа ромашки); два комплекта лепестков всех цветов спектра; на лепестках – картинки, в названии одних предметов есть один из дифференцируемых звуков; в названиях других – другой.

Ход: лепестки в хаотичном порядке лежат на полу возле цветов. Логопед предлагает   детям собрать «волшебные цветы – семицветики» так, чтоб цвета лепестков следовали друг за другом в том порядке, как в радуге. Дети выполняют это задание, при этом к одному цветку подбирают картинки с одним из дифференцируемых звуков; к другому-с другим.

«Две подружки»

Цель: дифференциация звуков, совершенствование словарного запаса.

Оборудование: две бумажные куклы в платьях тех цветов, в названии которых есть дифференцируемые звуки (голубое - розовое, «л-р»); предметные картинки, относящиеся к различным лексическим темам.

Ход: логопед выставляет кукол без платьев,  предлагает подобрать цвет краски,  в названии которой есть один из дифференцируемых звуков, для одного платья; в названии другого цвета другой звук. Затем так же подбирают подружкам имена. После этого дети подбирают каждой кукле предметы с её любимым звуком по различным   лексическим темам  (овощи одежда, цветы и так далее).

«Это очень сложно»

Цель: дифференциация звуков в словах, соотнесение звука  с соответствующей буквой, совершенствование лексических представлений, развитие зрительного внимания и мышления.

Оборудование: каждому  ребенку дается большого размера карточка:         слева друг под другом изображены две буквы, соответствующие дифференцируемым звукам; в центральной части –мелкие картинки (8-10 шт.) столбиком; справа- символические обозначения лексических понятий, к которым относятся предметы на картинках. Между буквами, картинками и символами - пустые поля, на которые накладываются с помощью скрепок листы белой бумаги.

Ход: логопед раздаёт детям карты. Затем называются буквы, картинки. На белом листе бумаги напротив каждой буквы и напротив каждой картинки ставится точка. Затем  дети карандашом соединяют         точки картинок с точками тех букв, которые есть в названии картинки. Аналогично идет работа по соединению картинок с символами лексических понятий. Соединять точки можно и с помощью фигурных линеек различной конфигурации.

«Кто в каком домике живет?»

Цель: дифференциация звуков в словах; повторение названий различных живых существ.

Оборудование: плоскостные цветные домики с окошками-карманами; предметные картинки с изображениями живых существ (рыбы, животные, птицы, насекомые, земноводные).

Ход: логопед объясняет, что в одном домике живут те, в названиях которых есть один звук, а в другом - те, в названиях которых – другой звук. Дети размещают животных в домиках.

«Воткни кнопочки»

Цель: дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики.

Оборудование: каждому ребенку – карточка, где по рядам расположены картинки с дифференцируемыми звуками (в хаотичном порядке); под каждой картинкой – дырочка для кнопочки мозаики; кнопочки от мозаики 2-х цветов.

Ход: логопед предлагает каждому ребенку кнопочками одного цвета обозначить картинки с одним из дифференцируемых звуков; другого цвета – с другим звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию  гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....

Игры на дифференциацию звуков Л-Р

Картотека игр на дифференциацию звуков Л-Р...

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

Логопедические игры для дифференциации звуков Ж и З

Игровые задания для закрепления навыков дифференциации звуков Ж и З...

Игры для дифференциации различных пар звуков

Игры для дифференциации различных пар звуков...