Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
картотека по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Никитина Мария Михайловна

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателями на занятиях по обучению грамоте, родителями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_zvonkie_i_gluhie_zvuki.docx8.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 91»

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

                                                                                                                                    Выполнила воспитатель

                                                                                                                        высш.кв.категории

                                                                                                                        Никитина М.М.

г.Нижнекамск, 2014

Глухой – звонкий»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры.

          Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой— синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

«Наоборот»

Цель: развитие умения  дифференцировать звонкие и глухие согласные,

Ход игры.

I вариант.

          Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой,  и наоборот

2 вариант.

          Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие(каждый ребенок по одному звуку).

         Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного.

          За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

«Игра с мячом».

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает   мяч   учителю.

2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок  ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому.

          Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду.

Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

«Тима и Дим».

Цель: дифференциация  звонких   и   глухих   согласных.

Ход игры.

          Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира:  одного из них называют Дима, другого Тима.

          Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

         Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.

«Чья команда победит?»

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры.

          Педагог вызывает шесть детей и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое—со звонкой, например: «Заря» — «Смена», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пахтакор» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Взрослый объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена»—с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не сможет подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

«Кто вернее и быстрее?»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры.

          Дети  делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их   по звонкости   (глухости).

«Лото»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три    синих    с    красной    окантовкой фишки.

Ход игры.

          Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

«Домино»

Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками:  ваза — кукла,  кукла —флаг, флаг — гуси, гуси —дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова —бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.

Ход игры.

          Ведущий берет пластинку домино «ваза— кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

 

«Магазин – игрушек»

Цель: развитие умения выделять первый  согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры.

          Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной». Ребенок берет купленную игрушку на парту, чтобы позже поиграть.

          Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.

«Найди картинке ее домик»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных  домика  с  кармашками для картинок, на   одном кармашке синий квадрат, на другом —синий   с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры.

          Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии  по этой теме.

 

«Загадки»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.

Ход игры.

Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.

Примерный материал:

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

        (Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

      (Белка.)

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито.

    (Паутина)

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу

Лезут в воду,

Лезут в воду —

И плывут.

(Гуси.)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзшую землю

В шубу белую одел.

(Снег.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка.)

 

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел).

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.

(Панама, шляпа.)

Он признался ножу:

- Без работы я лежу.

Построгай меня дружок,

Чтобы я работать мог.

(Карандаш)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн...

Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"

Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект занятия «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)

Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)Цели: 1. Закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложени...

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в картинках: Г- К (птицы)

Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнок должен определить наличие звука Г или К в названии птицы и соединить соответствующую букву с изображением, а также - выполнить дополнительные задания....