Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
картотека по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателями на занятиях по обучению грамоте, родителями .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zvonkie_i_gluhie_zvuki.docx | 8.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 91»
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Выполнила воспитатель
высш.кв.категории
Никитина М.М.
г.Нижнекамск, 2014
Глухой – звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.
Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.
Ход игры.
Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой— синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.
«Наоборот»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные,
Ход игры.
I вариант.
Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой, и наоборот
2 вариант.
Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие(каждый ребенок по одному звуку).
Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного.
За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.
«Игра с мячом».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому.
Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду.
Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.
«Тима и Дим».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры.
Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»
Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.
«Чья команда победит?»
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры.
Педагог вызывает шесть детей и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое—со звонкой, например: «Заря» — «Смена», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пахтакор» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Взрослый объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена»—с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не сможет подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.
«Кто вернее и быстрее?»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.
Ход игры.
Дети делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).
«Лото»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.
Ход игры.
Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.
«Домино»
Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла —флаг, флаг — гуси, гуси —дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова —бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.
Ход игры.
Ведущий берет пластинку домино «ваза— кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.
«Магазин – игрушек»
Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости).
Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.
Ход игры.
Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной». Ребенок берет купленную игрушку на парту, чтобы позже поиграть.
Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.
«Найди картинке ее домик»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом —синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.
Ход игры.
Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.
Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии по этой теме.
«Загадки»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.
Ход игры.
Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.
Примерный материал:
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(Бочка.)
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка.)
На потолке в уголке
Висит сито,
Не руками свито.
(Паутина)
Перед ними синий пруд,
Хорошо им будет тут.
Прямо с ходу
Лезут в воду,
Лезут в воду —
И плывут.
(Гуси.)
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзшую землю
В шубу белую одел.
(Снег.)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка.)
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел).
Я с полями, с козырьком,
С лентой алой и цветком.
Я защищаю голову
От солнца и от холода.
(Панама, шляпа.)
Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня дружок,
Чтобы я работать мог.
(Карандаш)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн...
Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"
Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
Конспект занятия «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)
Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков» (ОНР, 2-й год обучения)Цели: 1. Закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков в слогах, словах, предложени...
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в картинках: Г- К (птицы)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнок должен определить наличие звука Г или К в названии птицы и соединить соответствующую букву с изображением, а также - выполнить дополнительные задания....