Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sogl._zv._zvonkiy-gluhoy.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе
Воспитатель: Евдокимова Наталья Владимировна
Тема: Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Цель: Познакомить с понятием «Согласный звук», «звонкий согласный», «Глухой согласный».
Задачи:
- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Формировать умение различать звонкие и глухие согласные.
- Закреплять навыки определения первого звука в слове по звонкости – глухости.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: Таблицы определения звуков, карточки с изображение колокольчиков для определения звонкости – глухости звуков, схема обозначения звуков, звуковые домики, колокольчики, шляпы, красные мячи.
Ход занятия:
- Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.
Доброе утро! Сейчас я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушайте и повторяйте вместе со мной. Арт. гимн. « У бабушки с дедушкой».
- Знакомство с понятием «Согласный звук», «Звонкий согласный», «Глухой согласный». Способы образования и определения .
Давайте вспомним с вами, что такое звук? (то, что мы произносим и слышим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Гласные звуки образуются при работе голосовых связок, потоку воздуха ничего не мешает. Гласные звуки можно пропеть, протянуть. Согласный звук образуется при работе голоса и преграды, встречающейся на пути у потока воздуха (язык, зубы, губы).
Согласные могут быть звонкими, когда мы слышим голос и существует преграда. Согласные могут быть глухими, когда голос не работает, а выдыхаемый без голоса воздух за счет преград превращается в свист, щелканье, шипение и т.д.
Способы определения:
- Произнесение согласного с приложением руки к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то звук звонкий. Если нет, то глухой.
- Закрыть уши ладошками и произнести согласный звук. Что услышали: голос или шум? Если голос – звук звонкий, если шум – глухой.
Знакомство с таблицей определения звуков.
- Закрепление изученного материала.
- Определите, есть ли голос у звуков Н , Х , Ж, Ч , Н . Если звук звонкий, показываем колокольчик, если глухой – колокольчик перечеркнутый.
- Игра « Глухой – звонкий».
Педагог называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой – беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.
Б , Д , П , К , Ж , З , С , Ф , Р , М , В , Х , Ш .
- П. и. «Колокольчики и шляпы».
Дети встают в круг и называют свое имя. Если первый звук в имени согласный звонкий – берем в руки колокольчики, если согласный глухой – шляпу, если гласный – красный мячик.
- Определи место звука в слове (начало, середина, конец).
Звонкий звук Д в словах ДОМ, ЕДА, РОД, глухой звук С в словах ДОСКА, СОМ, МОРС.
- Игра «Наоборот». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок возвращает ему мяч, называя слог глухим звуком.
ЗА – СА, БА- ПА, ТУ-ДУ, ГО- КО, ЖА-ША, ВЫ- ФЫ, МУ- НУ.
- Итог занятия. Рефлексия.
Какие согласные звуки бывают? Как мы можем определить звонкость звука? Какое у вас настроение осталось после занятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн...
Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"
Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....
НОД по РР "Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные"
Образовательная ситуация в области «Речевое развитие» - обучение грамоте детей группы старшего дошкольного возраста (разработанная в технологии «Ситуация»)...
Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....