Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Евдокимова Наталья Владимировна

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sogl._zv._zvonkiy-gluhoy.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте

 в старшей  группе

Воспитатель: Евдокимова Наталья Владимировна

Тема: Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Цель:  Познакомить с  понятием  «Согласный звук», «звонкий согласный», «Глухой согласный».

Задачи:

  1. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
  2. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные.
  3. Закреплять навыки определения первого звука в слове по звонкости – глухости.
  4. Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование:  Таблицы определения звуков, карточки с изображение колокольчиков для определения звонкости – глухости звуков, схема обозначения звуков, звуковые домики, колокольчики, шляпы, красные мячи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Артикуляционная гимнастика.

Доброе утро! Сейчас я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушайте и повторяйте вместе со мной.  Арт. гимн. « У бабушки с дедушкой».

  1. Знакомство с понятием  «Согласный звук»,  «Звонкий согласный», «Глухой согласный». Способы образования и определения .

Давайте вспомним с вами, что такое звук?  (то, что мы произносим и слышим) Какие бывают звуки?  (гласные и согласные). Гласные звуки образуются при работе голосовых связок, потоку воздуха ничего не мешает. Гласные звуки можно пропеть, протянуть. Согласный звук образуется при работе голоса  и преграды, встречающейся на пути у потока воздуха  (язык, зубы, губы).

Согласные могут быть звонкими, когда мы слышим голос и существует преграда. Согласные могут быть глухими, когда голос не работает, а выдыхаемый без голоса воздух за счет преград превращается в свист, щелканье, шипение и т.д.

Способы определения:

  1. Произнесение согласного с приложением руки к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то звук звонкий. Если нет, то глухой.
  2. Закрыть уши ладошками и произнести согласный звук. Что услышали: голос или шум? Если голос – звук звонкий, если шум – глухой.

Знакомство с таблицей определения звуков.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Определите, есть ли голос у звуков  Н ,  Х ,  Ж,  Ч , Н . Если звук звонкий, показываем колокольчик, если глухой – колокольчик перечеркнутый.

  1. Игра « Глухой – звонкий».

Педагог называет согласный звук. Если звук  звонкий, дети  громко хлопают в ладоши, если глухой – беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.

Б ,  Д  , П  , К  , Ж  , З  , С  , Ф  , Р  , М  , В  , Х  , Ш .

  1. П. и. «Колокольчики и шляпы».

Дети встают в круг и называют свое имя. Если первый звук в имени согласный звонкий – берем в руки колокольчики, если согласный глухой – шляпу, если гласный – красный мячик.

  1. Определи место звука в слове  (начало, середина, конец).

Звонкий звук   Д  в словах ДОМ, ЕДА, РОД,   глухой звук  С   в словах  ДОСКА, СОМ, МОРС.

  1. Игра «Наоборот». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок возвращает ему мяч, называя слог глухим звуком.

ЗА – СА,  БА- ПА,  ТУ-ДУ,  ГО- КО,  ЖА-ША,  ВЫ- ФЫ,  МУ- НУ.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Какие согласные звуки бывают?  Как мы можем определить звонкость звука? Какое у вас настроение осталось после  занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн...

Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"

Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения....

НОД по РР "Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные"

Образовательная ситуация в области «Речевое развитие» - обучение грамоте детей группы старшего дошкольного возраста (разработанная в технологии «Ситуация»)...

Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....