Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Евдокимова Наталья Владимировна

Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_-_myagkie_soglasnye.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте

 в старшей  группе

Воспитатель: Евдокимова Наталья Владимировна

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Цель:  Познакомить с  понятием   «мягкий согласный», «твердый согласный».

Задачи:

  1. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.
  2.  Формировать умение различать твердые  и  мягкие  согласные на слух и по кинестетическим ощущениям
  3. Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
  4. Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
  5. Развивать навык слогового анализа и синтеза.

Оборудование:  Таблицы определения звуков, карточки зеленого и синего цвета для обозначения  твердости и мягкости звуков на каждого ребенка, схема обозначения звуков, звуковые домики, робот Дэн и кошечка Дина.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Артикуляционная гимнастика.

Все ребята рано встали,

Глазки на меня подняли.

Сели дружно , не зевайте!

На вопросы отвечайте!

Арт. гимн. « У бабушки с дедушкой».

  1. Повторение пройденного материала.

-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки называются  гласными?

- Какие звуки называются  согласными?

- Какие звуки называются звонкими и глухими согласными, как это можно определить?

3.   Объяснение нового материала.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дэн! ( педагог говорит  грубым голосом робота)

- П: Ребята, кто к нам пришел? Какой он? (Железный, твердый, ….)

Каким голосом он говорит? (грубым, громким, твердым)

- «Доброго вам утра, ребята, меня зовут Дина»,  - появляется кошечка.

- П: Ребята, кто это? Какая она?  (пушистая, мягкая)  Каким голосом говорит? (нежным, ласковым, мягким)

Дэн и Дина любят  произносить разные звуки.

Дэн     Дина

К    К

Г     Г

Х    Х

Т     Т

Д    Д

С    С

З     З

Р     Р

Эти звуки одинаковые или разные? (разные)

Те звуки которые любит произносить Дэн называются твердыми, как и он сам, а те звуки, которые любит произносит Дина называются мягкими, как и сама кошечка Дина.

Твердые согласные звуки мы будем обозначать в схемах синими квадратами, а мягкие  -зелеными.

Давайте  почувствуем, что будет происходить с язычком, когда мы будем произносить твердые и мягкие согласные звуки.  При произнесении твердых согласных звуков спинка языка не напряжена, расслаблена. При произнесении мягких согласных – напряжена (кошечка будто подтягивается, выгибает спинку дугой).

Давайте попробуем поочередно  называть твердые и мягкие звуки:

С  –   С   , З  -   З  ,  Р   –   Р  ,  В  -   В   ,   Г  -    Г ,  Д   -   Д.

Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается  к небу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.

В русском языке согласных букв 21, а согласных звуков намного больше, их 36.

Обратите внимание на имена наших гостей. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите) (Д). Какой  первый звук  в имени кошечки ? (ДЬ) Какой буквой вы его обозначите? (Д)

Какой можно сделать вывод? ( одна буква может обозначать два  разных звука)

Но есть привередливые звуки, без мягкой или твердой пары.  Это звуки  Й   , Ч   , Щ  , они всегда мягкие, а звуки  Ж  , Ш   ,   Ц  - всегда твердые.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.

Если вы услышите в произнесенном слоге твердый согласный звук , поднимаете синий квадрат, если мягкий – зеленый.

Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.

  1. Игра с мячом « Скажи наоборот»

Я вам бросаю мяч и называю твердый звук, вы мне бросаете мяч обратно и называете его мягкую пару.

  1. Робот Дэн и кошечка Дина любят играть в разные игрушки.  Игрушки,  в названии которых первый звук твердый согласный, поставьте роботу, а в которых мягкий согласный – кошечке.

  1. « Подбери нужный цвет».

Я буду произносить слова. Вы, если услышите первый звук в слове твердый  согласный, поднимаете синий квадрат, если первый звук в слове мягкий – зеленый.  

Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, ряд, лак, сон, жар, пень, лес, лото, мак.

  1. Звуковой анализ слова Дина.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Какие согласные звуки бывают?  Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков ? (спинка языка напрягается, подтягивается к небу) ?  Какими фишками мы обозначаем в схемах твердые и мягкие согласные звуки ? ( синими и зелеными)  Какое у вас настроение осталось после  занятия?  Покажите это выражением лица. (улыбка или трубочка ).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....

ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...