Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".
презентация к уроку по логопедии по теме

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст занятия.37.5 КБ
Office presentation icon Презентация к занятию.933.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.

Занятие для детей 1 класса с ФФНР.

Цель: Дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи:

  1. Учить распознавать на слух мягкое и твердое звучание согласных;
  2. Познакомить с обозначением мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда;
  3.  Познакомить со способом обозначения мягкости согласного мягким знаком.
  4. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление, навыки слогового и буквенного анализа и синтеза слов.

Оборудование:

  1. Индивидуальные кружочки синего и зеленого цвета.
  2. Индивидуальные карточки с заданиями.
  3. Цветные карандаши красного, зеленого, синего цветов на каждого ребенка, простые карандаши.
  4. Компьютер и проектор для презентации.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами отправимся в сказочный город Буквозвукоград. Но, чтобы нам туда отправиться, нужно ответить на вопросы, кто отвечает, тот садится на свое место.

- Как вы думаете, кто живет в буквозвукограде ? (буквы, звуки).

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим).

- Назовите любой звук и букву, обозначающую этот звук на письме.

- Молодцы, ребята, все заняли свои места и можно приступать к чтению сказки.

2.Основная часть (презентация)

Живет - поживает в сказочном городе Буквозвукограде буква мягкий знак.(слайд 1) .Стоит ей подойти к какому-нибудь слову и оно становится совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в слово «ель», слово «угол» превращается в слово «уголь», слово «галка» превращается  в слово «гальку», слово «уголки» в слово «угольки». (слайд 2). Решил тогда Мягкий знак, что он важнее всех в сказочном городе. Надел  на себя корону и пошел гулять.

Шел он долго по городу и начало темнеть, а ему никто не встречается. И вдруг на одной из улиц он увидел своих друзей, согласных букв. Они были синего и зеленого цвета. ( слайд 3). Вы догадались, как их называют? (твердые и мягкие).

  1. Сейчас я буду называть вам согласные звуки, если вы услышите мягкий согласный, поднимайте зеленый кружок, а если твердый, то синий. (б, б*, м, м*, з*, з, г*,г, д, д*). Продолжаем читать сказку. Мягкий знак спросил у них, почему вы гуляете так поздно по городу и где ваши дома? Твердые и мягкие согласные расплакались и сказали, что заблудились и не могут найти свои дома. Тогда мягкий знак успокоил их и пообещал, что  поможет отыскать дома для твердых и для мягких согласных и повел их за собой. Шли они долго ли коротко ли и вот на их пути оказалось два дома. Один дом из твердого кирпича, а другой из мягкой ваты. В доме из кирпича жили гласные буквы А, У, О, Ы, Э, а в доме из ваты гласные Я, Ю, Е, Ё, И. (слайд 4). Тогда мягкий знак попросил всех твердых согласных поселиться в каменный домик, а мягких согласных поселиться в домик из ваты. Потому что камень твердый, а вата мягкая. Согласные буквы зашли каждый  в свой дом и подружились с гласными. Когда согласные  стали рядом с гласными, то получились слоги. В каменном доме получились слоги МА, КУ, ЛО, РЫ, СЭ. В доме из ваты получились слоги МЯ, КЮ, ЛЕ, СЁ, ТИ. (слайд 5). Мягкий знак увидел, что если после  согласных букв стоят гласные А, У, О, Ы, Э, то согласные будут звучать твердо, а если гласные Я, Ю, Е, Ё, И , то согласные станут мягкими.
  2. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Смотрим на задание под первым номером. Здесь написаны слоги, нужно их прочитать, определить  твердый или мягкий согласный в слоге и написать его в синий или зеленый домик.( РА, ЛЯ, ПО, СЕ, КУ, МЮ, БЫ, ВИ, ГЭ, ДЁ).  Теперь берем цветные карандаши для звуко - буквенного анализа, под твердыми согласными рисуем синий круг, под мягкими согласными зеленый, под гласными красный. (слайд 6).
  3. Ребята мягкий знак приготовил вам интересную физкультминутку. Правила такие: если в слове вы услышите твердый согласный, надо маршировать и называть этот твердый звук, если мягкий, надо хлопать и называть этот мягкий звук  (бок, бег, сон, люк, мяч, кол, Рим, рис, лак, век, лес, сыр).
  4. Ребята, найдите второе задание на карточках.  Вам нужно вставить пропущенные гласные буквы в слова и разделить слова на слоги. Согласные, написанные синим и зеленым цветом, они помогут вам подобрать нужную гласную. Гласные буквы, которые нужно вставить находятся в скобочках. М…со, в…тка, к…т, л…ки, л…д, л…жа, д…ня, т…кси, н…ги, (а, я, е, е, и, о, у, ы, ю). (слайд 7).
  5. Мягкий знак помог нашим согласным найти свои домики, а сам чего – то загрустил. Он хочет, чтобы мы прочитали пары слов,  и нашли отличия. Читаем по очереди. Угол- уголь, хор — хорь, брат — брать, стал — сталь, ел — ель, мел — мель. (слайд 8).  Ребята, что делает мягкий знак в словах? (делает мягкой  впереди стоящую согласную).

3. Выводы

-Ребята, давайте все вместе повторим и запомним правило: мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами Я, Ю, Е, Е, И и Ь (мягким знаком). (слайд 9).

4. Заключительная часть

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, которые приготовил для вас мягкий знак.

- Вам понравилось занятие?

-Что было интересного на занятии?

-Что было сложно для вас?

- День учебный продолжается, а  занятие  наше завершается. 
До свидания ребята.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

сог твёр лас мяг ды е ки ны е е

Слайд 3

сог твёр лас мяг ды е ки ны е е

Слайд 4

М К Л Р С М К Л Р С

Слайд 5

М К Л Р С М К Л Р С А У О Ы Э Я Ю Е Ё И

Слайд 6

М А , К У , Л О , Р Ы , С Э М Я , К Ю , Л Е , Р И , С Ё

Слайд 7

М…со, л…жа, д…ня, л…са я у ы и

Слайд 8

Молодцы!!!

Слайд 9

Конец сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....

ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет

Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"

Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...