Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Булахтина Марина Николаевна

Задачи НОД:

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.
  3. Закреплять понятия о многообразии слов.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 68

«Светлячок»

Конспект НОД

 по подготовке к обучению грамоте

«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

для детей 5-6 лет

                               

             

                                                                      Подготовила

                                                                                  Булахтина М. Н.                                                    

                                                                          воспитатель

Тамбов 2019

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки

Задачи:

  1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.
  3. Закреплять понятия о многообразии слов.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.

Активизация словаря: шуршание листьев, нора, склон.

микроцель

Ход занятия

Используемый материал, пособия, музыкальное сопровождение

1.

2.

3.

5.

6.

7.

Эмоциональный настрой детей

Закрепление представлений  у детей о признаках осени.

Умение интонационно выделять в словах звук / ж/

Развитие мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук

Закрепить умение определять на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Развитие координации движений в мышечных группах рук и кистей.

Закрепить умение детей интонационно выделять в словах звуки  /с/ и /сь/.

Развитие внимание, фонематического слуха.

Закрепление знаний полученных на занятии.

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Дети, какой сегодня день?

- Какое настроение вызывает у вас токая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

(Звучит музыка)

(Дети стоя у фланелеграфа)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся погулять в осенний лес.

- Какое сейчас время года?

Воспитатель: Да, правильно, осень – это прекрасная пора. Посмотрите внимательно на картину и перечислить, что вы видите на ней.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы видим луг, речку, золотые листочки берез, пожелтевшую, почти высохшую траву, яркое солнечное небо. А что нам помогает в речи перечислить то, что мы видим.

- Конечно слово, благодаря ему вы можете рассказать о чем-то, выразить свои чувства, попросить о чем-либо и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, как ярко светит солнце и по-осеннему согревает нас. Здесь мы можем встретить насекомых, которые не спят. Посмотрите,  вот летит жук и жужжит (показываю).

- Как жужжит жук? (ж-ж-ж- сначала тихо, а затем громче)

- Вот он сел на листик клена отдохнуть. Мы не будем ему мешать. Давайте сейчас немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Жуки»

(Дети стоят по кругу)

Правая рука сжата в кулачок, указательный палец вытянут вперед (жук). Левая ладошка раскрыта (Листок).

Дети производят вращательные движения указательным пальцем правой руки и жужжат (Жук летит).

Затем кладут палец на левую ладошку (жук отдыхает). Повторить движения несколько раз.

(выполнить на другой руке)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы отдохнули, нагулялись в лесу, пора возвращаться в группу.

Воспитатель: Ребята, проходите рассаживайтесь за столы и внимательно рассмотрите картинки. Что на них изображено?

- Давайте еще раз произнесем все слова, которые изображены на картинках.

- Какие звуки, вы ребята заметили, повторяются в этих словах?

Воспитатель: Правильно ребята это звуки /сь/ и /с/. Скажите они одинаково звучат?

- Конечно нет, звук /сь/ - мягкий согласный, а звук /с/ - твердый.

Воспитатель: Посмотрите, на фланелеграф еще раз, если вы заметили, то кроме картинок там висят фишки зеленого и синего цветов. Кто-нибудь мне скажет, для чего они используются?

Воспитатель: Совершенно верно – фишкой синего цвета мы обозначаем твердый согласный звук /с/, а фишкой зеленого цвета – мягкий согласный звук /сь/.

Воспитатель: Ну, а теперь давайте каждую картинку со звуками /с/ и /сь/ обозначим нужной фишкой.

(Вызываю по одному ребенку к фланелеграфу, он произносит слово, выделяет голосом звук, обозначает нужной фишкой и объясняет свои действия).

Воспитатель: Молодцы, ребята, ну а теперь мы с вами встанем около столов и немного поиграем.

Игра «Будь внимательным»

(дети встают около столов)

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, где есть звук /с/ и /сь/. А вы когда услышите в слове звук  /с/ - поднимайте руку вверх, когда звук /сь/ -приседайте

(слон, сосиска, лиса, миска, сироп, синица, лось, сирень, сосулька и т.д.)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Катя.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам рассказать о своей прогулке в осенний лес. Я там видела так много интересного! Хотите послушать.

Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь по удобнее и давайте послушаем рассказ Кати. (Дети сидят на стульчиках возле фланелеграфа).

(Рассказ рассказывает кукла с демонстрацией всех персонажей на фланелеграфе).

Кукла:  Вышла Катюша  рано утром из дома и отправилась в лес. Солнышко ярко светит (ставлю изображение солнца)

Катюше очень нравилось в лесу и вдруг она услышала как птичка запела свою песню, она подошла поближе и увидела, что на ветке сосны сидит синица (показываю). Девочка послушала пение птицы, рассмотрела её и пошла дальше. Под ногами было много листьев (показываю), они шуршали и как - будто тоже напевали песню Осени. Но тут Катя неожиданно увидела бабочку (показываю), она сидела на дереве, расправив свои красивые крылья, грелась на солнышке. Катя полюбовалось на неё и когда собиралась идти дальше, под ногами обнаружила грибок (показываю), он спрятался под листком. Девочка подумала, пора возвращаться домой. По дороге на склоне оврага она увидела чью – то нору (показываю). Она догадалась, что в ней жила лиса (показываю), просто её сейчас не было в норе, она ушла охотиться  на грызунов. Девочка набрала букет из осенних листьев и отнесла его маме.

Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ Кати?

- Да, интересный рассказ ты рассказала нам Катя, да и посмотрите какая красивая картина у вас получилась.

- Давайте, назовем что вы на ней видите?

- Назовите слова, в которых вы слышате звук /с/, какой фишкой его обозначаем? Какой это звук?

- Назовите слова, где вы слышите мягкий звук /сь/? Какой это звук? Какой фишкой обозначаем?

Воспитатель: Ребята, а мы все предметы назвали на картинке? Какие не назвали?

- Почему?

Воспитатель: Давайте, скажем Кате спасибо за рассказ и попрощаемся сней.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вы узнали сегодня нового?

- Что вам понравилось делать? Почему?

Что вам больше всего запомнилось?Почему?

Песня из м/ф

«Крошка Енот»

«Улыбка»

Муз. В.Шаинского

Слова  М. Пляцковского

картина И.Левитана «Золотая осень»

картинка с изображением жука.

Предметные картинки:

Девочка, солнце, синица, бабочка, лиса, листочек, грибок, сосна.

Кукла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"

Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...