Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_oblast_kommunikaciya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Область «Коммуникация»

(Подготовка к обучению грамоте),

проведенной  в старшей группе

детей с ЗПР

учителем-дефектологом

Волковой Ларисой Павловной

Тема:              «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки»

Задачи:

  1. Закреплять правильное произношение звуков к, кь.
  2. Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К среди других букв.
  3. Упражнять в чтении слогов.
  4. Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие,  зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
  5. Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.

Оборудование:

Картинки (корова, кошка, мальчик, девочка), сигнальные карточки синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы, азбука-плакат, палочки для выкладывания буквы, тарелки, щитки, кассы букв, тетради, карандаши

Словарь: буква, звук, согласный, твердый, мягкий, глухой

Ход НОД

Этапы НОД

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Орг.момент

Дид.игра «Отгадай загадку»








Основная часть


1. Беседа с детьми










2.Характеристика звука К

























3.Дид.игра «Поймай звук»






4. Дид.игра «Придумай имя»












5.Дид.игра «Твердый-мягкий»
















Физминутка

Пальчиковая игра «Моя семья»











6.Характеристика буквы К.



1)Нахождение буквы М среди других букв








2)Выкладывание буквы К из палочек



7.Составление и чтение слогов.














8. Работа в тетрадях


Итог НОД

Загадывание загадок. Картинки-отгадки вывешиваются на доску.

Голодная пасется, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.

(Корова)

Без расчески причесался и Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

(Кот)



- Кто изображен на картинках?

- Произнесите слово КОРОВА.

- Какой первый звук в слове корова? (К)

- Произнесите слово КОТ.

- Какой первый звук в слове кот? (К)

- Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.


- Ребята, произнесите звук К.

- Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду – язык «горкой»)

- Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

- Произнесите еще раз слово КОТ. Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего цвета).

- А теперь произнесите ласково - кисонька.

- Звук К слышится мягко или твердо? (Мягко)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем мягкие звуки? (Квадратами зеленого цвета)

Вывешиваю на доску квадраты синего и зеленого цвета.


- А теперь я буду произносить разные слова, а вы будете «ловить» только те, в которых есть звук К.

Слова: корова, медведь, Катя, лес, кукла, машина, Костя.


- К нам в гости пришли друзья.

Вывешиваю на доску картинки: мальчик и девочка.

- Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука К.

Имена: Катя, Ксюша, Коля, Костя, Кирилл.

- Ребята, Катя и Коля очень любят учиться, давайте покажем им, как мы умеем выполнять задания.


- У вас на столах сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

- Твердые звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами синего цвета)

- Мягкие звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами зеленого цвета)

- Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую зеленый. Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук К, вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

Слова: кошка, Кирилл, камень, Кеша, киска, корова, Катя


- Катя и Коля брат и сестра. Они очень дружные. А у вас есть братья и сестры? Вы с ними дружно живете? Молодцы, значит у вас дружная семья.

- 1, 2, 3, 4, 5

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.


- Ребята, Катя и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают буквы. А вы?


На доске вывешаны буквы М, Н, В, К.

- Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

- А теперь найдите букву К в азбуке.

- Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?


- Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

- Возьмите палочки и выложите букву К.


- Положите перед собой щитки. Откройте кассы букв, покажите К.

На верхнюю полоску щитка положите букву К, справа от нее положите букву А.

- Прочитайте, что получилось? (КА)

- Что это – слог или слово? (Слог, часть слова)

На доске схема для чтения слогов (КА, КО, КУ, КЫ). Дети читают слоги, затем составляют их самостоятельно.


Раскрашивание буквы К.



- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Хвалю детей, прощаемся с гостями.

Дети отгадывают загадки












Отвечают на вопросы


Произносят слова и выделяют звук К в начале слова







Произносят





Дети отвечают на вопросы










Отвечают на вопросы










Дети хлопают в ладоши, если в слове слышат звук К








Придумывают имена для мальчика и девочки








Дети отвечают на вопросы и берут в руки сигнальные карточки синего и зеленого цвета



















Выполняют пальчиковую гимнастику











Находят букву К





Находят букву К в азбуке




Из палочек на досках выкладывают букву К




На щитках составляют из букв слоги, читают их




Отвечают на вопросы









Выполняют задание в тетрадях


Отвечают на вопросы



Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....

Конспект логопедического занятия по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твер...

ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет

Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...

Различение твердых и мягких согласных звуков

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Различение твердых и мягких согласных звуков"....