Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук П, буква П, п»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Сагалакова Марина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Согласный звук П, буква П, п»

Задачи:

  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Формировать фонематические процессы;
  • Способствовать развитию звуко - буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки;
  • Повторить и закрепить ранее изученную  согласную букву П, согласный звук П; уметь определять ее место в начале, в середине, в конце слова, в алфавите по методу Шулешко;
  • Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности, аккуратность выполнения заданий на листах.

Предварительная работа: Загадывание загадок со словами на букву П, д/и «Поймай слово» (полка, пенал, поросенок, петушок, поле и т.д.)

Материал:  цветные карандаши по количеству детей, картинка - Пятачок с шариком, пальма, письма, плакат с алфавитом, проволока для выгибания буквы, счетные палочки, картинки для выполнения индивидуального задания по количеству детей, разрезная азбука по количеству детей, синие и зеленые кружки по одному каждого цвета по количеству детей.

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент:

Воспитатель просит детей пройти в группу, посмотреть на доску и сказать, что они видят.

(На доске висит картинка «Пятачок держит шарик»)

- Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы видите? (ответы детей)

- Вспомните, куда, к кому и зачем шел Пятачок, и что случилось с ним по дороге? (ответы детей)

Пятачок спешил поздравить Ослика с днем рождения, нес ему в подарок воздушный шарик. 

- Что случилось дальше? (ответы детей)

Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

- Давайте надуем наши невидимые шарики с помощью щёк:        

                Надуваем быстро шарик.

                Он становится большим.

                Вдруг шар лопнул,

                Воздух вышел -

                Стал он тонким и худым.

- Какой услышали звук, когда лопнул шарик? (Звук П).

- Сегодня мы повторим букву П и познакомимся со звуком П.

Пройдите и займите свои места за столами.

Основная часть

Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Воспитатель показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

                П! – мы губы сложим вместе.

                П! П! П! – пыхтим мы глухо.

                Нету голоса и звука!

- Звук [П] – гласный или согласный? (ответы детей)(Согласный).

- Почему так думаете? (ответы детей) (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

- Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

- Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

- Звук [П′] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Воспитатель даёт образец характеристики звуков [П] и [Пʹ].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

- Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

- Звук [П] – какой? (ответы детей) (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

- Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П′] (ответы детей)

- Звук [П′]  – какой? (ответы детей) (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

Игра «Будь внимательным!»

 У детей на столах синие и зеленые кружки. Воспитатель произносит слоги, слова.

- Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П′] - поднимите зеленый кружок.

Воспитатель произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

Игра «Живые звуки». 

- Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР (ответы детей)

- Назовите первый звук, второй, третий, четвертый (ответы детей)

- Звук [П]  мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова? (ответы детей)

Физминутка «Мы похлопаем, мы потопаем»

                Мы похлопаем сейчас столько раз (воспитатель показывает цифру 3)

                Мы потопаем сейчас столько раз (воспитатель показывает цифру 2)

                А теперь мы повернёмся

                И друг другу улыбнёмся.

- В каких словах физминутки услышали звук [П]? (ответы детей)

 (Похлопаем, потопаем, повернемся).

Повторение буквы П. Связь звука и буквы.

- Давайте повторим букву П. 

- Кто может сказать на каком этаже в какой квартире живет буква П?

(ребенок выходит к доске и на плакате показывает букву П, остальные дети проверяют)

        - На что похожа буква П? (ответы детей)

        - Выложим букву П из палочек (дети выкладывают)

- А теперь давайте напишем букву П в воздухе (дети пишут букву П в воздухе)

- Попробуйте согнуть проволоку в виде буквы П (дети сгибают проволоку)

- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

Работа с разрезной азбукой.

- Найдите в разрезной азбуке букву П.

 Чтение слогов и слов с буквой П.

- Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем. Выложите слог ПА, ПУ, ПИ, ПЕ, ПО, ПЫ, ПЯ, ПЭ (дети выкладывают слоги на столе)

Д/игра «Найти на картинке 10 спрятанных букв П и раскрасить» (дети выполняют задание)

Заключительная часть

- Ребята, какую букву мы сегодня повторяли и с каким звуком познакомились?

- Как называется дом, в котором живут буквы?

- Какие игры были самые интересные? А было вам сложно?

- Вам понравилось искать спрятанную букву на картинке?

- Назовите, одним словом, какое у вас сейчас настроение?

Вы все молодцы! Мне понравилось, как прошло наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук Ю, буква Ю, ю»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17151349","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...