Консультация "Значение и взаимосвязь движения и речи"
консультация по логопедии

Данная консультация может быть применена в работе ДОУ педагогами и специалистами групп коррекционнной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_i_rech.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и взаимосвязь движений и речи.

    Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.
   Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок
не может составить простейшую фразу, владеет лишь не
большим количеством обиходных слов. Такие родители
считают, что со временем их ребенок догонит сверстников,
заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

   У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1года и 3 месяцев
 ребенок не произносит ни одного слова —
нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме
появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би».    Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.   Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.

  Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

   Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Психологи так же утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

  Таким образом , развивая двигательную активность ребенка  мы решаем  ряд логопедических задач:

 1. Формирование ритма речи. Известно, что в стихотворных текстах ритм является периодическим, заданным. В стихотворениях ритм легко вычленяется, т.к. каждый его период (такт) равен стихотворной строке.

2. Формирование темпа, мелодики, интонации, выразительности и логического ударения. При сопряжённом произнесении (на начальном этапе текст повторяется за педагогом) дети усваивают эти компоненты.

3. Формирование слоговой структуры слова. Работая над ритмом, мы тем самым способствуем правильному усвоению детьми слоговой структуры слова.
4.
Развитие слухового внимания, умения слышать и понимать звучащую речь.

5. Обогащение словарного запаса детей.

Я предлагаю вам познакомится  с  различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику, которые вы легко можете применять в общении с ребенком.

1. Упражнения с пальчиками.
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

-упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, спички, веточки, палочки от чупа-чупсов, семена растений, крупы, кофе , скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)
-упражнения без предметов, т.е пальчиковые игры,  например:
 пальчиковая гимнастика
 "Моем ручки". Проговаривая слова и правильно выполняя все движения, ребята, тем самым, ещё и запоминают как правильно следует мыть руки.

 

Чтоб здоровыми нам быть-

Надо руки чаще мыть!(сжимаем и разжимаем кулачки)

Кран для этого откроем ,( далее движения по тексту)

Смочим теплой их водою.

Тщательно намылим

Жидким пенным мылом.

Трем ладошки друг о друга,

 Вымоем все пальчики!( Массажируем все пальчики)

Это правило простое

Для девочек и мальчиков.

После ручки сполоснем, ( далее движения по тексту)

 Смоем все бактерии,

Пусть они от нас бегут

Вместе с мыльной пеной.

Экономить воду будем -

Кран закрыть мы не забудем!

Полотенчиками ручку

Высушим мы каждую:

Для ладошек очень вредно

Оставаться влажными!

Ты мой друг и  я твой друг-(сжимаем и разжимаем кулачки поочередно)

Рады чистоте мы рук!

2.Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

  Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол. Хотя на самом деле все просто: достаточно немного пофантазировать!
   Виды игр с мячом:

-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

 -игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» ,«Передай мяч» и т.д.
  -игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом : «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А» «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..
-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

     Все эти варианты игр вы можете использовать для совместных игр с ребенком.

3.Логоритмика и физминутки, которые мы используем  ежедневно в НОД.

Мы на своих занятиях, стараемся подбирать стихотворения, соответствующие изучаемой лексической теме.

  Например, к теме "Зимующие птицы" можно использовать следующую физминутку:
Вот под ёлочкой зелёной (Встали)
Скачут весело вороны: (Прыгаем)
Кар-кар-кар! (Громко) (Хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (Повороты туловища вправо-влево)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища вправо-влево)
Кар-кар-кар! (Громко) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями)
И все вместе засыпают (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают)
Кар-кар-кар! (Тихо) (Хлопки над головой в ладоши)
Проговаривание и заучивание  скороговорок также можно сочетать с движением, используя один из элементов речедвигательного тренинга, предложенного психологом  Рычковой Т.П.  Автор предлагает произносить текст и сопровождать его движениями рук, например: руки согнуть в локтях на уровне диафрагмы, кисти сжать в кулачки и делать вращательные движения 15-20 раз в одну и другую сторону. Сначала мы проговариваем скороговорку медленно, по слогам, затем увеличиваем скорость речи и движений.  Давайте попробуем:

  Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

Я надеюсь,  что применяя данные игры и упражнения в своей работе вы тоже добьётесь успеха! Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимосвязь эмоций, движений и речи

СООБЩЕНИЕ   К  ПЕДСОВЕТУ   НА   ТЕМУ:  «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ,  ДВИЖЕНИЙ   И   РЕЧИ    У   ДЕТЕЙ...

«Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребёнка раннего возраста»

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. В чём же его необычность?Ребёнок интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. Причём умственное развитие тесно связано ...

Взаимосвязь развития движений и речи.

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии ...

взаимосвязь движения и речи для детей.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А....