Речевые упражнения для родителей по лексическим темам логопеда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тверскова Ирина Анатольевна

                     

речевые упражнения для родителей. ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_17_1.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые упражнения для родителей по лексическим темам логопеда

 ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ».

1.Беседа с ребенком о профессиях людей, работающих в детском саду(Заведующая детским садом, воспитатель, логопед, медсестра, врач, повар, прачка, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, рабочий по зданию), чем занимается каждый из этих людей)

2.«Кто что делает? Какие? Какая?»

Младший воспитатель (что делает?) − моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, помогает, накрывает, ...

Воспитатели (какие?) – добрые, отзывчивые, внимательные, требовательные, доброжелательные, любимые, ...

Группа (какая?) – большая, светлая, чистая, красивая, уютная, …

3.Подумай и скажи, кому и для чего нужно?

стиральная машина  ̶ … Стиральная машина нужна прачке, чтобы стирать белье

метла – … дворнику, чтобы убирает территорию

швабра – … помощнику воспитателя, чтобы мыть полы и следить за чистотой

ростомер – … медсестре, чтобы измерять рост и следить за здоровьем детей

пианино – … музыкальному руководителю, чтобы учить детей петь и танцевать

кастрюли – … повару, чтобы готовить для детей вкусную еду

картинки – … логопеду, чтобы учит детей правильно и красиво говорить

краски – … воспитателю, чтобы учить и воспитывать детей

мячи – … преподавателю по физкультуре, чтобы учит выполнять различные упражнения

4.«Один – много»

комната – комнаты     спальня – спальни  коридор – коридоры   

 раздевалка – раздевалки  кабинет –кабинеты     зал – залы

площадка – площадки    веранда – веранды   

игра – игры      кухня – кухни 

5.«Подбери нужное слово» 

Повар достал мясо … холодильника. Повар достал мясо ИЗ холодильника.

Воспитатель убрал игрушки … полки. С

логоогопед положил указку … стол. НА

Помощник воспитателя вымыл пол … спальне. В

Психолог занимается с детьми … столом. ЗА

Музыкальный руководитель исполнял песню … музыку. ПОД

 6.«Повтори за мной» (Распространение предложения)

Повар варит. Повар варит суп. Повар варит овощной суп.

Повар варит вкусный овощной суп. Умелый повар варит вкусный овощной суп.

Умелый повар варит вкусный овощной суп для детей.

 

ТЕМА: «МОЯ СЕМЬЯ"

Упражнение №1.  Учить различать понятия: «имя», «фамилия», «отчество»

.-Назови свое имя? Какая у тебя фамилия? Назови свое отчество? Откуда у человека берётся отчество? (Отчество дается от имени папы).

 Задание№2. Рассмотреть семейные фотографии, обсудить их. Ребёнок должен знать, как зовут всех членов семьи: маму зовут Наталья, папу -  Роман, сестру – Катя и так далее.

- Кто ты маме? (сын, дочь)

- Кто ты бабушке?

- Кто старше: мама или бабушка (папа или дедушка)

3.Игра «Назови ласково»

Семья – семейка                              бабушка -                              дочь -

Мама  -                                              папа -                                          внук -

Дедушка -                         сын -                                  внучка –

Сестра -                                            брат -                                         дети –детки

Задание №4. Составь рассказ о своей семье https://docs.google.com/drawings/image?id=sUXbv34lEu5Y9FAtYn6pZ4w&rev=1&h=57&w=164&ac=1

1)  сколько в семье человек;

2)  с кем живет ребенок (если неполная семья);

3)  как зовут родителей (имя, отчество);

4)  кем работают родители;

5)  сколько лет брату (сестре);

6)  в каком классе учится брат (сестра);

7)  какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...). 

 Я хочу рассказать о своей семье. В моей семье 5 человек.  Я живу с мамой, папой, братом и сестрой. Моего папу зовут Иван Иванович, а маму – Марина Витальевна. Папа работает банкиром, а мама – врачом. Моему брату 7 лет, он учится в 1 классе. У меня самая дружная и крепкая семья. Я очень люблю свою семью.

«ФРУКТЫ И ОВОЩИ»

1.Игра  «Назови ласково»

Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик; яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.

Помидор- помидорчик, морковь-морковка, 

Огурец- огурчик, тыква- тыковка, 
Лук- лучок, свёкла- свёколка, чеснок- чесночок, капуста- капустка, 
Горох- горошек, картошка- картошечка.

2. Игра «Один – много»

Помидор — помидоры, баклажан — баклажаны0 ,перец — перцы,
кабачок — кабачки, тыква — тыквы, морковь — моркови,
свёкла — свёклы, луковица — луковицы, репа — репы,
редька — редьки и т.д.

 Апельсин — апельсины, банан — бананы, мандарин — мандарины,

слива — сливы, персик — персики, яблоко — яблоки и т.д.

3. Игра «Назови какой, какая, какое? »

Образование относительных прилагательных, например: сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина —

4. Игра «Сосчитай до пяти»

(согласование существительных с числительными) :

один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов;

одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т. д.

5. Игра «Скажи наоборот»

(подбор слов-антонимов):

картофель крупный, а редис — мелкий,

перец внутри пустой, а морковь — полная,

помидор мягкий, а огурец — твёрдый,

персик большой, а абрикос — маленький,

апельсин круглый, а банан — длинный,

лимон кислый, а персик — сладкий.

6. Игра «Четвёртый лишний»

(выделение лишнего предмета из группы предметов). Например: яблоко, груша, ваза, лимон (ваза) ; лимон, персик, помидор, абрикос (помидор) ;лук, репа, крапива, чеснок (крапива). Обязательно спросите ребёнка, почему он выбрал в качестве лишнего тот или иной предмет.

ТЕМА:  «ЛЕС. ГРИБЫ, ЯГОДЫ»

1.«Назови, что это». Развивать умение показывать и называть следующие грибы и ягоды: мухомор, поганка, подберёзовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опёнок, боровик и др., клюква, брусника, калина, черника, малина, рябина, боярышник и др.

Знать какие грибы съедобные, а какие несъедобные, где растут.

Знать когда какие ягоды созревают. Как растут (на кусте, на дереве, на земле). Где растут (в лесу, на болоте и т.д.)

2.Скажи как я, обращая внимание на окончание.

В лесу растёт (что?) малина. боровик

В лесу нет (чего?) малины, боровика

 В лесу я увидел (что?) малину, боровик…

В лесу я подошёл (к чему?) к малине, к боровику……………………

Из леса я вернулся (с чем?) с малиной, с боровиком………………

В лесу я думал (о чём?) о малине, о боровике………………………

3.» Назови ласково».

Мухомор – мухоморчик       Малина -        Брусника -

Поганка –       Земляника-        Калина -

Сыроежка -       Черника - .        Рябина –

4. «Подбери слово – действие»

«Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.)

Аналогично спросить про ягоды.

5. «Добавь в предложение нужный предлог»

Малина упала с ветки…землю.

Девочка положила гриб…корзину.

Опята растут…пеньке.

Ягоды растут…лесу.

Подосиновик растёт…осиной.

Рябина растёт…дереве.

ТЕМА: «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

1.Беседа с ребёнком:

Откуда хлеб пришел? — Из магазина. 

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. 

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна. 

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле. 

Кто ее посеял? — Колхозники.

2.«Подбери признак»

Хлеб какой? – пшеничный, полезный, ароматный, ржаной, пышный, аппетитный, свежий, хрустящий, поджаренный, мягкий, душистый, пропечённый, вкусный, пахучий, сухой, поджаристый, чёрствый,…

3.«Профессии и действия»

Работает на тракторе − тракторист. Вспахивает, рыхлит.
Пашет землю − пахарь. Сеет, пашет, косит, удобряет.
Работает на комбайне − 
комбайнер. Срезает колосья, обмолачивает.
Выращивает хлеб − хлебороб. Растит, ухаживает, собирает, убирает.

Производит муку – мельник. Мелет, хранит, продаёт.

Выпекает хлеб – пекарь. Стряпает, печёт, выпекает, готовит.

4.«Один – много»

зерно – много зерна                          мука – много муки         

пирожное – много пирожных          хлеб – много хлеба   

пирог – много пирогов                     элеватор – много элеваторов

тесто – много теста                        рогалик – много рогаликов 

5.«Назови какой?»(образование признаков предметов)

Квас из хлеба (какой?) – … хлебный 

Каша из кукурузы (какая?) – … кукурузная

Мука из пшеницы (какая?) – … пшеничная 

Поле из ржи (какое?) – … ржаное

Хлопья из кукурузы (какие?) – … кукурузные

6.«Составь предложение по двум опорным словам.»

Маша – булочка         Маша купила свежую булочку.

Повар – блины

Магазин – хлеб

Пирожки – духовка

Пшеница – мука

Бабушка – пирог

Пекарь – батон

Пап – ватрушка

Собака – сухари

Хлебозавод – мука

ТЕМА: «ФРУКТЫ. САД»

1.«Назови, какой сок?»( Образование относительных прилагательных)

Сок из яблок — яблочный
... груш — грушевый
... слив — сливовый
... вишни — вишневый
... лимонов — лимонный
... абрикосов — абрикосовый
... апельсинов — апельсиновый
... персиков — персиковый
... мандаринов — мандариновый
 2. «Посчитай»
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
3.«Угадай»
Долька (чего?) мандарина, апельсина... 
Косточка (чего?) вишни, сливы, яблока, груши... 
Гроздь (чего?) винограда
Кожура (чего?) яблока, груши, апельсина...
4.«Красивые слова»
Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, душистое, нежное, сочное, наливное, Румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, (не) большое, маленькое...)
Яблоки (какие?) (крупные, сушеные, печеные, летние, осенние, зимние, поздние, южные, антоновские...)
Груша (какая?) (сладкая, вкусная, ароматная, душистая, сочная, мягкая, твердая, желтая, зеленая, зелено-коричневая...)
5.«Отгадай фрукт по описанию» 
 Желтый, кислый, овальный, спелый, душистый, растет на дереве. (Лимон.)
 Круглое, сочное, сладкое, красное, спелое, твердое, вкусное, румяное. (Яблоко.)
6.Игра «Что лишнее?»
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)    
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)    
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
7.«Да и нет»
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

8.«Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос............... маленький;
у яблока семечек много, а у сливы ..................одна косточка;
апельсин круглый, а банан ....................длинный;
лимон кислый, а персик ................сладкий;
апельсин больше, а мандарин.................. меньше
 9.Составление  рассказа по вопросам к сюжетной картинке.

Примерный текст составленного рассказа:

Наступила осень. В саду созрели фрукты. Семья пришла собирать урожай.

Мама забралась на лестницу и срывает с яблони большие, круглые, красные, сладкие, ароматные яблоки. Дима подбирает с земли крупные, жёлтые, душистые, сочные, сладкие груши и складывает их в большую плетёную корзину. Папа несёт полную тяжёлую корзину с фруктами домой.

Богатый урожай собрали в саду. Дома из фруктов мама и бабушка выжмут сок, сварят варенье и законсервируют компоты. Запаса фруктов хватит на всю зиму.

ТЕМА: «ЧЕЛОВЕК»

Ребёнок должен знать:

- части тела:

- действия, которые может выполнять человек (ходить, бегать, стоять, думать, смотреть, читать..)                                                                                                              

   1.Игра «Назови ласково» 

голова – головушка, колено — … глаз — … ухо — … шея — …

 локоть — … лицо — … голос — … ресница — … 
 
2. Игра «Много-один» Образование единственного числа существительных: волосы – волос плечи — … глаза – … уши — … колени — … брови — … щеки — … ногти — … ресницы — … 
 
3. Игра «Назови действие» глазами мы смотрим,

головой — … носом — … ушами — … ртом — … руками — … ногами — … зубами — … 
  
4.Игра «Посчитай»  один лоб, два…, три…, четыре…., пять 
Одна голова, две …, три…, четыре…, пять…
 
5. Игра « Назови лишнее слово»
палец, палка, пальчик, пальцевой; 
голова, головушка, голый, головастик. 

  6. Игра  «Найди ошибку». Взрослый произносит предложение, а ребенок находит ошибку и повторяет правильно предложение.
- руками прыгают, а ногами трогают;
- глазами нюхают, а носом смотрят;
- ушами едят, а ртом слушают;
- ногами хлопают, а руками топают;
- ногтями берут, а руками царапают.

ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь: мебель, диван, тахта, софа, кровать, шкаф, комод, стол, стул, кресло, табурет, полка, тумбочка, сервант, горка, трюмо, пуфик, гарнитур, мебельная фабрика, магазин, столяр;

Глагольный словарь: сидеть, лежать, кушать, обедать, работать, читать, писать, отдыхать, спать, вешать, ставить, пилить, спилить, распилить, отпилить, просушить, продать, купить, чистить, вытирать, протирать;

Словарь признаков:деревянная, пластмассовая, кожаная, велюровая, стеклянная, зеркальная, компьютерная, кухонная, обеденная, детская, твердая, мягкая, жесткая, железная, красивая, удобная, комфортная, современная, офисная, чистая, грязная, старинная, большая, маленькая;  

Словарь наречий: красиво, чисто, удобно, уютно, комфортно, мягко, приятно, светло, грязно, темно.

1.Лексико-грамматический строй речи:

Игра  «Один — много».

стол — столы – много столов; 

кровать — кровати-     ; 

диван — диваны-      ; 

стул — стулья и т.д.

2.Упражнение «Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (стул-стульчик).

Шкаф — шкафчик                                    Стол – столик

Стул — стульчик                                      Кровать -

Тумба -                                                       Полка - 

Комод -                                                      Буфет -

Сервант -                                                   Диван -

Кресло -                                                     Пуф -

 и т.д.

3. Игра «Скажи наоборот»

Старая — новая                                    взрослая — детская

большая — маленькая                            тяжелая — легкая

мягкая — жесткая                                 грязная — чистая 

старинная — современная                      модная и т.д.

 Развитие связной речи:

4.Рассказ-описание «Стул».

«Стул  —  это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят». 

 5.«Куда спрятались игрушки?»( составление полных предложений с  предлогами на, за, под).

На доске картинка с изображением комнаты.

Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.

Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.

  Развитие общей моторики:

6.Считалочка «Мебель»    

(на каждое слово удар мячом)

1,2,3,4,5  будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Развитие мелкой моторики:

7.Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре,     Делают "клювики" на двух руках одновременно

Много мебели в квартире.                 Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,   Загибают пальчики, начиная с мизинца,

А в буфет поставим чашку.                   на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.         Попеременно хлопают то в ладоши, 

Много мебели в квартире.                          то кулачками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"

Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...

Ркомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Инструменты"

Рекомендации логопеда для родителей  по обогащению словаря, формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР на материале лексической темы: "Инструменты"...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по лексическим темам.

Рекомендации для родителей младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Первый  период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)...

Тематическое планирование , тетрадь взаимосвязи с воспитателями и советы логопеда для родителей по лексической теме "Сад. Фрукты"

В методической разработке содержится материал для написания тематического планирования, тетради взаимосвязи с воспитателями и оформления стенда советов логопеда на примере лексической темы " Сад....

2. Рекомендационные упражнения для родителей по лексическим темам (ОВЗ)

Еженедельные задания  для родителей на закрепление материала по изучаемым лексическим темам  с ребёнком дома...