Основные способы коррекции ринолалии. Взаимодействие учителя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
статья по логопедии

Пашкова Ангелина Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Основные способы коррекции ринолалии

Взаимодействие учителя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

         Работа логопеда важный и кропотливый процесс, который нацелен не только на взаимодействие с воспитанников, но и с родители.  Существует огромное множество нарушений речевого аппарата, которые необходимо корректировать до поступления обучающегося в школу.

Термин ринолалия  имеет различные трактовки в зависимости от сферы изучения: общемедицинской, логопедической или специальной направленности.

         В логопедической науке  ринолалия ( "ринос" -нос, "лалия"- речь)- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата, характеризуется своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств.

Все эти факторы патологического характера приводят к тому, что у ребенка нарушается артикуляция и тональность произношения звуков. Если имело место быть врожденное нарушение, то у ребенка  развивается неспособность свободного движения мышц языка, верхней губы и мягкого неба.

К основным симптомам ринолалии у детей считается:

  • неестественный голос;
  • произношение большинства звуков «в нос»;
  • видимые дефекты в речевом аппарате;
  • ощущение постоянной заложенности носа у малыша.

         Анализ многочисленных результатов работы в коррекции данного недуга показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, достигается в процессе комплексной работы над проблемой. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. Поэтому коррекционно-логопедическая работа над голосом является частью комплексных мероприятий. Одной из важнейших составляющих успеха в является глубокая взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родных малыша.

       Коррекционно-логопедическая работа нацелена на решение таких задач, как:

  1. нормализация «ротового выдоха», т.е. формирование длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
  2. формирование полноценной артикуляции всех звуков речи в соответствии с программой;
  3. устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта.

       

       Коррекционно-педагогическая работа по коррекции ринолалии предусматривает строгую и чёткую последовательность. Она схожа в любой возрастной категории, различной степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния. Сначала проводятся мероприятия по компенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологическая основа для нормализации речи. После этого логопед и другие специалисты уделяют внимание постановке физиологического и фонационного дыхания, т.к. оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» являются важным этапом по устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка.

После данных мероприятий  возможно исправление звукопроизношения, т.к сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосоведения обеспечивает возможность выработки стереотипа нормальной речи.

       Коррекция звуковой стороны речи, усвоение правильных навыков звукопроизношения строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

4 общие этапа по работе с ринолалией:

  1. Дооперационный подготовительный этап.
  2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.
  3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.
  4. Этап полной автоматизации новых навыков.

         Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Коррекционная работа с детьми с ринолалией, осуществляется обязательно на индивидуальных занятиях, так как именно на индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции.

       Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для ринолалии. Занятия проводится 3-4 раза в неделю, и длятся 15-20 минут. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, также даются четкие указания для занятий дома.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

До операции, как правило, решаются следующие задачи:

освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

подготовить правильное произношение гласных звуков;

подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:

развить подвижность мягкого нёба;

устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;

подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).

       Специфические упражнения проводит только логопед:

массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);

гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

артикуляционная гимнастика;

голосовые упражнения.

Основная их цель:

увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.

На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и согласных звуков. Развитие подвижности органов артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба.

       При составлении индивидуального плана работы с ребенком, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.. Фонематическое восприятие. Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.

Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.

В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.

Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3'; Ш; Р.

В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.

Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.

Таким образом, осуществляется одновременно - устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка.

Вышеперечисленное говорит о том, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-логопедической работы по исправлению ринолалии. Основные задачи этих мероприятий - нормализация резонанса, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.

       Важно отметить, что постановка и автоматизация звуков и голоса, а также  реабилитация при ринолалии - это  длительный процесс, поэтому огромное значение имеет работа с родителями малыша.

Логопеду не следует ограничивать свои контакты с семьей только информацией о недуге. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, помогать и гордиться достижениями детей, следить за выполнением указаний и упражнений логопеда, рассказывать о возникающих трудностях в процессе работы над проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Статья о взаимодействии логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми....

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своем развитии проходит определённые этапы. На ка...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефиц...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР

В стаье описываются применяемые  мною методы и формы работы с родителями для успешного обучения детей в логопедической группе....

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Консультация для учителей - логопедов. Формы взаимодействия с семьей....

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...