Игры с солью в логопедической практике
статья по логопедии

Игры с солью в логопедической практике применяются как одно из вспомогательных направлений по развитию мелкой моторики, кинестетической чувствительности и развитию всех компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_statya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с солью в логопедической практике

Склюева М.В., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №10» г. Березовский Кемеровской области

      В последние годы под влиянием неблагоприятных социальных, биологических, экологических факторов число детей с ослабленным соматическим и психическим здоровьем достигло больших, можно сказать, критических значений.  В связи с этим применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания – важнейшая задача на сегодняшний день. Логопедия, по сути своей, насквозь проникнута идеей здоровьесбережения. Логопеды, восстанавливая и корригируя структуры речи, дают импульс к развитию всех психических процессов. Речь – важнейшая высшая психическая функция, функционирует в тесной связи всех отделов нервной системы. Поэтому в логопедии часто применяются опосредованные воздействия при развитии речевых компонентов. Одним из таких путей является развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений. Ученые, в их числе  А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина,    доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как речевой центр головного мозга расположен рядом с моторным центром. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется, поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Игры на развитие мелкой моторики давно стали неотъемлемой частью логопедического процесса. Но логопеды постоянно ищут новые методы и приемы. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики и кинестетической чувствительности детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Все методы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Одним из методов является песочная терапия - это техника, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Очень близко к песочной терапии стоят игры с солью.

Соль – также природный материал, а прикосновение к природе всегда благотворно воздействует на психику детей. Но у соли есть ряд особенностей, которые увеличивают ее коррекционное воздействие:

- существует множество видов соли, различной по своей структуре и свойствам;

- морская и йодированная соль создают испарения йода и микроэлементов, обогащая воздух полезными свойствами;

- соль легко окрашивается в различные цвета;

- соль не требует специального ухода, ее можно хранить долгое время, в ней не размножаются  никакие микроорганизмы (в отличие от круп, также применяемых на занятиях);

- ее можно купить в магазине, причем сразу с государственным сертификатом.

В связи с вышеперечисленным считаю возможным рекомендовать логопедам применять игры с солью в логопедической практике как одно из вспомогательных направлений по развитию мелкой моторики, кинестетической чувствительности и, как будет показано далее, развитию всех компонентов речи.

В данной статье дополняется, развивается и вносятся новые элементы в уже существующие практические рекомендации по работе с солью на логопедических занятиях. Кроме логопедов, материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, психологам, дефектологам.

Нейрофизиологами Л.С. Выготским,  А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейном установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за движения пальцев и речь, расположены по соседству. Кроме этого, проекция кисти руки, находящаяся в коре головного мозга, занимает примерно третью часть от всей двигательной проекции. Сопоставляя результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М.М. Кольцова пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. М.М. Кольцова специально подчеркивала, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян Л.И. Белякова, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, Е.М. Мастюкова и др.). Стимуляция тонкой моторики и потоков импульсов от рецепторов, расположенных в коже активизирует соответствующие отделы мозга, соответствнно мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Усилить эффект можно, сочетая упражнения по развитию мелкой моторики с речевым сопровождением. Работа с сыпучими материалами, в частности, с солью, - один из путей для развития речи.

Зная детскую психологию, мы можем утверждать, что наибольшего результата в работе с детьми можно достичь, только используя ведущую деятельность ребенка – игровую. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Именно это положение является для логопедов важнейшим при использовании игр с сыпучими материалами. Таким образом, игры с сыпучими материалами, в частности, с солью, имеют под собой основательную научную базу, которая объясняет происходящие положительные процессы сточки зрения нейрофизиологии, детской психологии, логопедии. Игры с песком – одна из наиболее популярных в настоящее время технологий профилактики и коррекции психических проблем ребенка, а также наиболее естественная для дошкольников деятельность, направленная на развитие личности в целом.

В последнее время в интернете и печатных изданиях появились публикации, посвященные играм с солью. Но в основной акцент в этих играх ставится на психотерапевтический эффект. Присоединяюсь к мнению коллег, полностью одобряющих положительное психологическое влияние таких игр. Существует лишь несколько публикаций на сайтах, предлагающих использовать игры с солью как средство развития речи. В своей работе я предлагаю игры с солью, направленные преимущественно на развитие речевых функций.

Соль – материал достаточно разнообразный по своей структуре, цвету, свойствам, причем достаточно доступный. Существует каменная соль крупного помола – белая и с сероватым оттенком, соль класса «Экстра» - измельченные крупинки обычной соли; морская соль с крупными кристаллами, морская соль с йодом; соли для ванн различных видов, цветов и ароматов. Также можно покрасить обыкновенную белую соль в различные цвета цветными мелками, пищевыми красителями, сухой гуашью, косметическими красителями. Такое разнообразие исходного материала создает широкие возможности для использования различных игр с солью.

Любую работу с солью необходимо предварять знакомством со свойствами соли. Ребенку предлагается рассмотреть соль, потрогать ее, описать ее свойства. Логопед кратко рассказывает о происхождении соли, таким образом расширяя представления детей об окружающем мире. Также логопед инструктирует детей о правилах работы с солью:

- перед работой с солью осмотр рук на предмет царапин и ранок;

- трогать соль чистыми сухими руками;

- работать аккуратно, стараться не просыпать соль из контейнера;

- не бросать соль друг друга и на пол;

- после работы с солью тщательно вымыть руки.

Я разделила игры с солью на следующие виды:

- игры на развитие мелкой моторики и кинестетической чувствительности;

- дыхательная гимнастика с использованием соли;

- артикуляционная гимнастика;

- игры для автоматизации звуков;

- игры для дифференциации звуков;

- игры для развития лексико-грамматического строя и связной речи;

- игры на обучение грамоте.

Рассмотрим игры каждого раздела более подробно.

  1. Игры на развитие мелкой моторики и кинестетической чувствительности.

Эти игры привнесены из методик, описанных в работе с песком. Ребенку предлагается ряд движений: нарисовать на соли пальцем фигурку, делать различные движения пальцами и кистью по поверхности соли, опустить всю кисть в соль и уже в соли выполнять движения с сопротивлением материала: сжать-разжать кулачок, раздвинуть-сдвинуть пальцы, «месить» соль, шевелить пальцами под поверхностью соли, вращать пальцами и кулачками в соли, растирать соль между ладонями. С помощью соли можно отрабатывать движения щепотью: постучать по соли щепотью, захватить щепотку соли, резко бросить обратно, захватить соль, медленно высыпать сквозь сложенные щепотью пальцы Причем логопед спрашивает: «Что ты чувствуешь? Какая соль?» Движения можно сопровождать различными стихотворными текстами, например:

Кулачок, как колобок,

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками играем.

По сравнению с песком соль предоставляет больше возможностей, ведь соль бывает мелкая и крупная, цветная, с запахом. И эти новые качества соли позволяют их сравнивать, вносить каждый раз новые ощущения.

  1. Дыхательная гимнастика с использованием соли.

Дуть на соль можно прямо изо рта, а можно из трубочки. Каждый раз упражнение можно обыгрывать с разным сюжетом, так как разная соль это позволяет:

- «Вьюга» - ребенок раздувает сугроб из соли в разные стороны;

- «Буря в пустыне» - ветер в пустыне раздувает барханы из желтой соли;

- «Буря в песочном океане» - ребенок изображает волнение моря;

- «Лыжник» - ребенок дует на фигурку лыжника, скользящего по снегу;

- «Насекомые» - сдуть насекомых с полянки – зеленой соли;

 - «Змейка» - змейка ползет по пустыне – желтой соли.

Прочие игры на развитие дыхания можно взять из игр с песком: «Секретики», «Помоги зайцу», «Выровняй дорогу», «Что под солью?» и прочие.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Суть этих упражнений перекликается с применением биоэнергопластики. Выполняя артикуляционное упражнение, ребенок имитирует движения органов артикуляции, при этом пальцы соприкасаются с солью. Например, упражнение «Лошадка» - щелкать языком, при этом пальцы постукивают по поверхности соли.

  1. Игры для автоматизации звуков в слогах.

Для автоматизации звуков в слогах можно использовать вариации различных дорожек. Логопеды их придумали великое множество. При работе с солью главное – подобрать необходимый материал к сюжету. Например:

- «Перепрыгни с камушка на камушек через речку» - в голубой соли разложить настоящие камушки (или шарики марблс) и пальцами «шагать» по ним, произнося слоги с автоматизируемым звуком;

- «Веселый зайчик (собачка, кошка и др. герои в соответствии с закрепляемым звуком) – игрушка прыгает по полянке, произнося заданный слог;

- «Автодром» - провести машинку мимо препятствий, произнося слоги;

- «Лабиринт» - по заранее начерченным логопедом дорожкам провести игрушку, также произнося слоги.

5)  Для автоматизации звуков в словах, предложениях разноцветная соль также предоставляет определенные возможности.

- «Волшебный клад» - логопед заранее закапывает в соль игрушки, в названии которых есть закрепляемый звук, ребенок откапывает и говорит, что он нашел.

- Вариант предыдущей игры: логопед предлагает ребенку придумать имя с закрепляемым звуком кукле, например, Света. Соответственно, в соли зарыты игрушки со звуком С. Ребенок составляет предложение типа: Света отыскала стул.

- Вариант игры «Волшебный клад» - закапывать заламинированные  картинки в соль.

- «Разноцветные моря» - моря из соли могут быть: розовое (для автоматизации звуков Р и З), красное (Р, С), зеленое (З, ЗЬ), синее (С, СЬ), шоколадное (Ш), желтое (Ж,Л), белое (Л). Идея подсказана игрой «Разноцветные моря» из книги В. Лебедевой  «Трудный звук, ты наш друг!». Подбираются игрушки, в названии которых есть, например, звук Р. Ребенок опускает игрушку в розовую соль  и говорит: «Русалка плавает в розовом море» или «Заяц плавает в зеленом море».

 - Вариант этой игры: выкладывать на цветную соль  картинки с прозрачными изображениями. Тогда изображение становится такого же цвета, что и море. Фраза выглядит так: «Синяя скалка плавает в синем море».

- Вариант игры: собрать предметы (или картинки) только красного цвета, опустить их в красное море. Фраза выглядит так: «Красное ведро плывет в красном море».

- Все, что было сказано в предыдущих играх, подойдет для игры «Разноцветные пустыни». Смысл всех игр такой же, только во фразах слово «море» заменяется на слово «пустыня», например: «В розовой пустыне мы увидели ракушку, русалку, жирафа, динозавра и т.д.» (на звук Р), «В розовой пустыне мы видели змею, вазу, зебру и т.д.» (на звук З)

- Для всех предыдущих игр финал может быть таким: «Вспомни, кто плавал в красном море?», ребенок вспоминает и перечисляет.

 - Отдельно на автоматизацию звука Л можно создать мелкое и глубокое моря и пускать мелкие игрушки со звуком Л (кукла, одеяло, осел, лошадь, клоун, полка, холодильник, ласточка, зеркало, лопатка и пр.) то в мелкое, то в глубокое моря. Фраза: «Лошадь плывет в мелком море».

  1. Игры для дифференциации звуков.

- «Два берега» - доставать мелкие игрушки из соли с оппозиционными звуками и поставить на соответствующие берега.

- «Любители морей» - пустить плавать игрушки с дифференцируемым звуком в соответствующее море: осла – в белое море, ракушку – в розовое море, сову – в синее море, кошку – в шоколадное море и.т.д. Противоположные моря: розовое (красное) – белое (Р-Л), синее – шоколадное (С-Ш),  синее – зеленое (С-З). При дифференциации звонких – глухих звуков можно придумать детям поющее море (с колокольчиками) – молчащее моря.

- «Разноцветные моря», но теперь в пустыни (моря) мы посадим предметы с оппозиционным звуком: «По синей пустыне идут  кошка, барашек, мышка, черепашка и т. д.», «В шоколадной пустыне мы нашли собаку, стол, стул, русалку, монстра т.д.» (дифференциация звуков С-Ш).

-  Логопед предлагает ребенку придумать имя с заданным звуком кукле, например, Соня (Миша). Соответственно, в соли зарыты игрушки со звуком Ш. Ребенок составляет предложение типа: Соня нашла ракушку. Миша нашел автобус.

- Вариант предыдущей игры: ребенок может нарисовать предметы, для этого нужна мелкая соль, возможно, цветная. Например: Алсу увидела на песке розовую (белую) ракушку. Таким образом, получаются довольно насыщенные оппозиционными звуками фразы.

  1. Игры для развития лексико-грамматического строя и связной речи. Все нижеперечисленные игры можно использовать для закрепления звуков при условии подбора соответствующего речевого материала.

- Игра «Чего не стало?» на закрепление формы род. падежа.

- «Подбери слово». Ребенок откапывает предмет и подбирает к нему прилагательное.

- «Какой предмет спрятался». Логопед описывает предмет, не называя его, ребенок отгадывает. Затем спрятанный предмет описывает ребенок.

- Дорисовывание картинки на поверхности мелкой соли и составление по ней предложения.

  1. Игры на обучение грамоте.

Эти игры связаны с запоминанием образа букв. Поэтому можно использовать рисование букв на соли, отыскивание букв в соли, отыскивание заданной буквы в соли, сложение слов из найденных букв.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи требует от логопеда иметь в арсенале большое разнообразие методических приемов. Логопед должен уметь привлекать различные приемы работы из смежных областей: педагогики, психологии, нейрофизиологии и приспосабливать их для работы с детьми с нарушениями речи. Работа с солью позволяет корригировать речевые процессы при этом мягко воздействуя на психоэмоциональное состояние ребенка. Игры с солью как вспомогательный прием имеет большой коррекционный потенциал и могут применяться логопедами на любом этапе работы над коррекцией произношения и других компонентов речи. Подробное описание позволяет логопедам свободно освоить предложенные приемы игр с солью на практике.

Список литературы

Домаркова Н.В. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли [Электронный ресурс], - logoped.rurazvitie_melkoj_motoriki_cherez_sol.htm - статья в интернете

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001 г.

Калашникова Е.Ю. Технология использования морской соли как средство индивидуализации образовательного процесса и взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом в соответствии  с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс], http://13aksay.detkin-club.ru/articles/72841 - статья в интернете

Рекомендации по окрашиванию соли в домашних условиях [Электронный ресурс], - http://www.domohozyajka.com/2015/02/risovanie-cvetnoj-solyu-video-master-klass/ - статья в интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в логопедической практике.

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь...

Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике

Доклад, посвященный вопросам значению пальчиковых игр и упражнений в логопедической практике....

Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ -КУКОЛ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Обучение чтению – важный этап развития ребенка. Многим детям этот навык дается не просто. Для детей с ОНР информация воспринимается лучше, если ее можно не только услышать и увидеть, но еще потр...

Использование в логопедической практике нетрадиционного способа рисования (цветной солью) в старшей группе. Конспект ООД «Снегири».

Рисование солью – интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения. При таком рисовании нет ограничений в проявлении ...

Игры на липучках в логопедической практике

На логопедических занятиях всегда  стремлюсь вызвать у детей интерес и поддерживать его на протяжении всего   занятия. Игры на липучках очень привлекают внимание детей. Дошкольникам нра...