Диагностика по развитию речи
опыты и эксперименты по логопедии (младшая группа)

Цель: диагностика сформированности словаря и грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Диагностика по развитию речи

 (младшая группа)

 

Выполнила:

воспитатель

Титова Светлана Васильевна

                           

- 2019г –

Цель: диагностика сформированности словаря и грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста (по Ушаковой, Струниной).

Словарная работа.

Выявить умения:

  1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «кто это», «что это»;
  2. Обозначать качества и признаки предмета, выраженные им. Прилагательным (пушистый, круглая, красивая) и отвечающая на вопросы «какой», «какая»;
  3. Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает», «что можно с ним делать»;
  4. Употреблять обобщающие слова «одежда», «игрушки»;
  5. Понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять).

Грамматический строй речи

Выявить умения:

  1. Образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот-кошка-котенок-котик-котята);
  2. Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
  3. Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это — носочки, это — платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

Задание 2. Картина «Кошка с котятами».

1.Кто это? (кошка). Какая она?

  1. Самостоятельно называет («Это кошка, у нее котята. Кошка черная»).
  2. Отвечает по вопросам педагога.
  3. Описывает своего кота. (из опыта). («У меня есть кот Васька. Он очень толстый»).

2.Как назвать детеныша кошки?

  1. Правильное выполнение (единственное число –котенок, котик).
  2. Вместо единственного называет множественное число (котенки, котята).
  3. Не выполнил задания.

3.Когда много детенышей, как сказать?

  1. Называет множественное число (котятки, много котят).
  2. Вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик).
  3. Не выполнил задания.

4.Сравни кошку и котят, педагог называет:

1. Кошка большая, а котята…(маленькие).

2. У кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий).

3. Кошка бегает быстро, а котята…(медленно).

4. Кошка-мама мяукает громко, а котята…(тихо).

  1. Ответил на все задания.
  2. Выполнил 2-3 задания.
  3. Ответил на одно.

5.Совместное рассказывание.

Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит…(своих котят, играть, лакать молоко).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает 2-3 предложения.
  3. Называет одно слово.

Ответы ребенка

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

- Ее зовут Катя! Составляет словосочетание. Сразу вступает в общение.

2. Скажи, какая Катя?

- Красивая.

3. Что на ней (Кате) надето?

- Платье, носки, кофта, штаны.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это...?»)

- Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

- Футболка, шорты, носки. Разглядывает свою одежду. Самостоятельно называет 3 предмета одежды.

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

- Называет два действия (встала, подняла руку);

7. Что можно делать с куклой?

- Называет одно слово (играть).

Задание 2. Картина «Кошка с котятами».

1.Кто это? (кошка). Какая она?

- Отвечает по вопросам педагога.

2.Как назвать детеныша кошки?

- Единственного называет множественное число (котенки, котята).

3.Когда много детенышей, как сказать?

- Называет множественное число (котятки).

4.Сравни кошку и котят, педагог называет:

1. Кошка большая, а котята…(маленькие).

2. У кошки хвост длинный, а у котенка…(маленький).

3. Кошка бегает быстро, а котята…(не ответил).

4. Кошка-мама мяукает громко, а котята…(не ответил).

5.Совместное рассказывание.

- Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котёнки). Кошка любит…(играть).

Дидактические игры по грамматике

Д/и «Мчится машина»

Цель: обогащение словаря точными наименованиями предметов, частей предметов, действий, активизирование словаря наименованиями животных, развитие речевого слуха в процессе звукоподражаний.

Д/и «Ходит по двору петушок»

Цель: вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие; активизирование глаголов (клюет, гребёт, машет).

Д/и «Купание куклы»

Цель: развитие умение по словесному указанию находить предметы по названию. Обогащение словаря существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены (мыло, полотенце), одежды. Глаголами (купать, вытирать, намыливать). Прилагательными, обозначающими цвет, температуру предметов (красный, желтый, холодный, теплый).  

Д/и «Кто что ест?»

Цель: активизирование в речи детей глаголов: (лакать, есть, грызть), расширение представления о пище.

Тема НОД: «Домашние животные и их детёныши»

Задачи: Формировать представления детей о  домашних  животных  и их детенышах;

развивать умение называть и сравнивать животных по величине, развивать любознательность, память, внимание;

воспитывать интерес  к животным,  желание им помочь.

Материалы: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки и их детенышей; тарелочки, бутылочка, муляжи: косточка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание фотографий, чтение художественной литературы.

Содержание НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание ребёнка на сюжетные картинки с изображением домашних животных.

-Ребята, посмотрите кто здесь нарисован?

2. Основная часть. Отгадывание загадок о животных.

-А сейчас послушайте мою подсказку.

Воспитатель загадывает загадку

- Сама пестрая, ест зеленую траву, дает белое молоко. Кто это?

Воспитатель предлагает ребенку показать на картинке это животное.

-Рома, покажи,  где на картинке корова?

-Молодец, Рома, правильно показал корову.

-Послушайте другую загадку.

- Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, но с водой не знается. Кто это?

-Рома, покажи, где на картинке кошка?

-Умница, Рома,правильно показал кошку.

_-Послушайте еще  подсказку.

- Длинная грива, скачет ретиво, твердые копытца, дайте ей воды напиться. Кто это?

-Рома, покажи, где  на картинке лошадь?

-Молодец, Рома, правильно показала лошадь.

-Вот еще подсказка.

-С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это?

-Рома, покажи, где здесь собака?

-Умница, Рома, правильно нашел собаку.

-Ты, молодец правильно показал всех животных на картинке.

3. Беседа о детенышах домашних животных.

Воспитатель предлагает детям назвать  детенышей домашних животных.

 У собаки маленький…

 а у кошки …

у коровы…  

 у лошади…

- Посмотрите, мама кошка большая, а котенок какой?

-Собака большая, а ее щенок какой?

-Лошадь большая, а ее жеребенок какой?

-Корова большая, а теленок какой?

 -Ты знаешь, как заботятся животные о своих маленьких детенышах?

- Они кормят их молоком, чистят им шерстку языком, защищают, согревают.

-Как заботятся животные о детенышах?

4. Физминутка.

     А теперь нежного отдохнем.

У коровы есть ребенок:

Показать рожки пальцами.

Брык-брык, скок-скок,

Показать, как бодается теленок, прыжки на двух ногах.

А зовут его теленок,

Развести руки в стороны, изобразить удивление.

Брык-брык, скок-скок.

Показать, как бодается теленок, прыжки на двух ногах.

5. Игра «Покорми животных».

Воспитатель предлагает поиграть.

-А сейчас мы с тобой поиграем и узнаем, что любят есть домашние животные.

- Что любит есть котенок?

Педагог дает ребенку поручение принести игрушечную тарелочку, другому – «налить» молоко из бутылочки, третьему – поставить блюдце рядом с котенком.

-А что любит есть щенок?

Воспитатель дает по одному поручению: принести игрушечную тарелочку, положить косточку, мясо (используются предметы-заместители или муляжи), поставить тарелку рядом со щенком.

Теперь котенок и щенок наелись и будут спать.

3. Заключительная часть.

Вопросы детям:

 Каких животных мы видели на картинке?

 Как называют их детенышей?

 Кого мы кормили ?

Ребёнок рассматривает картины, на которых изображены домашние животные.

Ребёнок называет животных.

Ребёнок отгадывает (корова)

Ребенок показывает  на сюжетной картинке корову.

Ребёнок отвечает (кошка)

Ребенок показывает  на сюжетной картинке кошку.

Ребёнок отвечает (лошадь)

Ребенок показывает  на сюжетной картинке лошадь.

Ребёнок отвечает (собака)

Ребенок показывает  на сюжетной картинке собаку.

Ответ ребёнка –щенок

(котенок),

теленок),

(жеребенок).

Дети рассматривают картинку и называют

Ответ ребенка -маленький.

Маленький.

Маленький.

Маленький

Ответ ребенка.

Повторяет то, что услышал от воспитателя.

Выполняет движения согласно тексту.

Ответ ребёнка (молоко, сметану)

Ребенок выполняет поручение воспитателя.

Ответ ребенка (косточки, мясо)

Ребенок выполняет поручение воспитателя.

Ответ ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Фамилия, имя ребенка:  Роман Г.

Возраст: 3 года

Группа: младшая группа

Трудности: Отставание в речевом развитии

Март

1 неделя

  1. «Что изменилось на улице с приходом весны»

  1. Презентация о животных «Кто есть кто»

  1. Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает»

  1. Игра «В гости к нам».

  1. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

2 неделя

  1. Дид. Игра «Кто, как кричит»»

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

  1. Рисование пальчиком «Ласковое солнышко»

  1. Занятие с петушком и собачкой («Как ходит и поет петушок? Как бегает и лает собачка?»)

3 неделя

  1. Декламирование стихотворения А. Барто « Бычок» перед всей группой

  1. Дид. Игра « Кто, как кричит»

  1. Пальчиковая игра «Прятки»

  1. Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?»

4 неделя

  1. Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка»

  1. Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела

  1. Работа с пластилином «Осьминожки»

  1. Коммуникационная игра «Ласковое имя»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития речи дошкольников

Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...

Игры для проведения диагностики по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш позна...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (образовательная область "Речевое развитие")

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, ...

Диагностика по развитию речи 5-6 лет.

диагностика по развитию речи 5-6 лет....