ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
статья по логопедии

Ольга Юрьевна Воробьева

Аннотация

Важной проблемой современной логопедии является организация коррекционно-развивающего логопедического воздействия, которое осуществляется в строгом соответствии с результатами диагностического обследования. В диагностику детей с общим недоразвитием речи включается не только изучение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи, но и методики, направленные на изучение двигательной сферы, так как двигательная сфера детей с общим недоразвитием речи обладает специфическими особенностями в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы, представлено эмпирическое исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_osobennosti_dvigatelnoy_sfery_detey_s_onr.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева О.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР

Авторская справка

Воробьева О.Ю

Магистрантка Московского областного гуманитарного института (АНО ВО МОГИ), МБДОУ №95 «Звоночек» г. Симферополь, учитель-логопед.

Undergraduate of the Moscow Regional Institute of Humanities (ANO IN Mogi),

MBDOU №95 "Bell", Simferopol, teacher-speech therapist.

Oshulbert@gmail.com

+7(978) 782-31-23

Аннотация

Важной проблемой современной логопедии является организация коррекционно-развивающего логопедического воздействия, которое осуществляется в строгом соответствии с результатами диагностического обследования. В диагностику детей с общим недоразвитием речи включается не только изучение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи, но и методики, направленные на изучение двигательной сферы, так как двигательная сфера детей с общим недоразвитием речи обладает специфическими особенностями в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы, представлено эмпирическое исследование.

An important problem of modern speech therapy is the organization of correctional and educational impact of speech therapy, which is carried out in strict accordance with the results of diagnostic tests. In the diagnosis of children with General underdevelopment of speech includes not only the study of all aspects of pronunciation, lexical and grammatical system of speech, and connected speech, but also methods aimed at studying motor areas as motor areas of children with General underdevelopment of speech has specific features in the development of General, small and articulatory motor skills. This article describes the theoretical aspects of the problem presented an empirical study.

Ключевые слова: движения, двигательная сфера, общее недоразвитие речи, специфические особенности.

Key words: movement, motor areas, General underdevelopment of speech, specific characteristics.

Современные условия российского образования характеризуются введением в процесс обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым происходит реализация личностно-ориентированного подхода, характеризующегося усилением ориентации на личность ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее часто встречающимся нарушением речевого развития является ОНР, с детьми данного контингента проводится систематическая и целенаправленная логопедическая работа, направленная на формирование правильного звукопроизношения, развитие и активизацию словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Кроме перечисленных направлений логопедической работы с детьми с ОНР, в коррекционно-воспитательную работу включаются разнообразные приёмы, направленные на развитие двигательной сферы детей – общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Вся работа строится с учётом результатов диагностики, поэтому важным является изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР.

Нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выявить понятие двигательной сферы, описать характерные особенности двигательной сферы детей с ОНР.

М.М. Безруких в понимание термина «двигательная сфера» включает внешние проявления активности человека при организации его взаимодействий с окружающей средой, включающие моторные реакции, психомоторные действия, психомоторную деятельность и двигательное поведение [6].

Двигательная сфера и её изучение является предметом изучения таких наук, как физиология, психофизиология, психология. Двигательная сфера имеет важное значение в физическом, психическом развитии детей, в развитии их речи.

Рассмотрение двигательной сферы с точки зрения физиологии привело к изучению теории Н.А. Бернштейна, в которой автором движения человека названы «живым движением», так как все человеческие движения базируются на внешних воздействиях на тело человека и внутренних колебаний, сопровождающих конструкцию тела [2].

А.В. Запорожцем в исследованиях, направленных на анализ движений людей, использовалось понятие двигательной деятельности. Автором было указано, что двигательная деятельность представляет собой действия человека, которые выделяются для достижения определённой цели.

В психофизиологии движения и двигательная деятельность наиболее полно представлена в исследованиях И.П. Павлова, который связывал движения и речь, описывая речь в качестве мышечных ощущений, идущих в кору головного мозга от речевых органов. Также автором описана связь звукопроизношения с осуществлением работы периферического речевого аппарата. В связи с чем обнаруживается связь развития артикуляции с общим моторным развитием ребёнка и развитием мелкой моторики.

У детей с нормативным речевым развитием происходит одновременное развитие общей и мелкой моторики и овладением системой языка.

Психологический подход к проблеме изучен Н.Д. Гордеевой, В.П. Зинченко, которые в своих исследованиях описали предметное содержание понятия «действие». Учёными рассматриваются особенности функциональности действий с опорой на исследования, проведённые Н.А. Бернштейном, в соответствии с чем было выделено три типа систем – жёсткого, самонастраивающегося и саморегулирующегося.

Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко подробно изучена продуктивность деятельности человека, в исследованиях было отмечено изменение её в зависимости от содержания и направленности: жёсткое исполнение заданной программы, либо гибкое использование средств, с помощью которых осуществляется деятельность, в соответствии с изменением целей и условий [4].

В исследованиях И.П. Павлова, М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой отмечено наличие взаимосвязи между речевым развитием и сформированностью моторики (общая, мелкая, артикуляционная). К примеру, М.М. Кольцовой был проведён анализ данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между функциями руки и речи. В соответствии с результатами проведённого анализа, был сделан вывод о морфологическом и функциональном формировании речевых областей и их совершенствовании под влиянием кинестетического импульса от руки.

Л.Ф. Фоминой была выявлена следующая зависимость отставание в развитии мелкой моторики ведёт за собой задержку речевого развития, при этом развитие общей моторики может быть нормальным.

В диссертационном исследовании, проведённом Л.Н. Славиной-Бурниной отмечены особенности моторной сферы детей с ОНР III уровня: наличие диспропорциональности двигательной функции, которая обнаруживается во всех компонентах и различных параметрах. Дети с ОНР с трудом удерживают равновесие, что приводит к общему напряжению, дети сходят с места, оказывают себе помощь руками, балансируя ими. При ходьбе, выполнении поворотов рассогласуется работу рук и ног, кроме того, для детей характерна неправильная осанка.

При переключении движений наблюдается зажатость, характерно также наличие нечёткости движений, неточности при осуществлении двигательных актов, не соблюдается их количество и порядок. Для детей с ОНР III уровня также характерно проявление повышенной моторной истощаемости, снижение темпа выполнения движений, нечеткость, смешанность движений в конце занятий. Артикуляционный аппарат и лицевые мышцы также отличаются своеобразием – наблюдается проявление синкинезий, дополняющих картину нарушения развития мелкой моторики пальцев рук и кистей [7].

Теоретический анализ литературных источников позволил подойти к выводу о том, что двигательная сфера является фактором стимуляции развития речи.

Дети с ОНР являются основной категорией, которая проходит обучение и воспитание в условиях логопедической группы дошкольной образовательной организации, данная группа детей сложна и разнородна по тяжести проявления дефектов, по природе возникновения дефекта, по речевым и неречевым нарушениям [5].

Под общим недоразвитием речи понимается форма речевой патологии, сопровождающаяся нарушенным формирование всех компонентов речи, которые относятся как к звуковой, так и смысловой сторонам [8].

Для ОНР характерно нарушение всех структурных компонентов речевой системы, кроме того, отмечаются специфические особенности в двигательной сфере, которые затрагивают как общую моторику, так и мелку и артикуляционную моторику [3].

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В экспериментальном исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие сходный логопедический диагноз (ОНР III уровня). С целью обеспечения сравнения результатов исследования, была набрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек с нормативным речевым развитием.

Для проведения экспериментального исследования была использована методика, разработанная Е.А. Архиповой, в ходе использования которой на практике были исследованы особенности двигательной сферы дошкольников по компонентам: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика [1].

Методика представлена 11 заданиями, которые разделены на три серии.

1 серия заданий позволила изучить общую и произвольную моторику детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 2 серия заданий – мелкую моторику дошкольников; 3 серия – артикуляционную и мимическую моторику.

Результаты экспериментального исследования были подвергнуты количественному и качественному анализу, были представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Результаты изучения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием

Параметры изучения двигательной сферы

ОНР

Нормативное развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общая и произвольная моторика

0%

10%

90%

80%

20%

0%

Мелкая моторика

0%

20%

80%

90%

10%

0%

Артикуляционная и мимическая моторика

0%

20%

80%

100%

0%

0%

Сравнительный анализ результатов исследования показал разный уровень развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормативным развитием по всем исследуемым компонентам.

Высокий уровень сформированности двигательной сферы не был зафиксирован у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в группе детей с нормативным речевым развитием большинство детей практически не имели трудностей при выполнении всех предложенных заданий выполнить все предложенные им задания правильно, столько раз, сколько этого потребуется для задания.

20% детей с ОНР показали средний уровень развития двигательной сферы, при изучении мелкой моторики детей с речевыми нарушениями были отмечены нарушения в последовательном выполнении действий, слабая координация, также нарушения были отмечены при изучении артикуляционной моторики, что выражалось в малой подвижности губ и языка. Кроме того, была отмечена излишняя напряжённость, замедленность в переключении с одного движения на другое. Дети справились с выполнением заданий, но иногда им требовалась помощь экспериментатора, отмечались некоторые ошибки, темп выполнения задания замедленный.

Низкий уровень развития двигательной сферы показало большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что говорит о неполноценности в формировании всех компонентов двигательной сферы. Были выявлены следующие специфические особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

- специфика развития общей моторики выражается в затруднениях при выполнении основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазании); существенно нарушена точность и плавность движений, дети не умеют удерживать позу, фиксируются ошибки в пространственной координации, кроме того, отмечена излишняя напряжённость, скованность движений, дети с трудом переключаются с одного движения на другое, нарушена синхронность движений, движения не дифференцированы и труднопереключаемы;

- специфические особенности в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР заключаются в напряжённости, скованности, трудности в переключении движений, кроме того, отмечена слабая чёткость движений, зафиксированы нарушения в соразмерности движений и их очерёдности, что накладывает отпечаток на точность координации мелких движений руки;

- зафиксированы отличия артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что находит выражение в затруднениях при поиске и переключении артикуляционных поз, кроме того, отмечена сложность удержания артикуляционной позы, трудности в многократном её повторении.

Сравнительные результаты эмпирического исследования представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Уровень развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием

Итак, результаты эмпирического исследования позволили выделить основные особенности двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые заключаются в нарушении всех компонентов двигательной сферы – общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, кроме того, были отмечены различия в уровень сформированности двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие /Е.Ф. Архипова. - М., 2006. - 224 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. - М.,1990. - 279 с.
  3. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. — №5. — 495 - 497 с.
  4. Гордеева Н.Д. Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М, 2002.
  • 208 с.
  1. Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. - 2009. - №21. - с. 5762.
  2. Психофизиология. Словарь / Авторы М. М. Безруких, Д. А. Фабер. - М., 2013.
  • 128 с.
  1.  Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155 - 157.
  2.  Черепкова Н. В., Короткая Л. В. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 41-45.

9 Черепкова Н.В. Феноменологические признаки конституционально - типологической недостаточности у дошкольников// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 191-195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста."

   Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаме...

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

Проект «Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста».

В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движ...

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Современные подходы к проблеме развития двигательной сферы детей дошкольного возраста

Движение - это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье.Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека,его неоценимое богатство,которо...

Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...