Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня
статья по логопедии

Варава Анастасия Сергеевна

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы, поступающие в центральную нервную систему (ЦНС) играют важную роль в развитии высших психических функций (ВПФ).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР» Подготовила учитель – логопед (дефектолог) Варава А.С.

Слайд 2

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы, поступающие в центральную нервную систему (ЦНС) играют важную роль в развитии высших психических функций (ВПФ). Наиболее важная и необходимая информация поступает к человеку, как правило, от зрительного и слухового анализатора. Они находятся между собой в отношениях и тесной взаимосвязи. В устной речи наиболее важным является слуховой анализатор . Слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков и б) восприятие неречевых звуков.

Слайд 3

«Чудо-звуки». Прослушайте с Р. аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать , рассмотреть соответствующие картинки т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию . «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, по дергайте и т. д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

Слайд 4

«Угадай чей звук». Попросите Р. прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д «Шумящие коробочки». Поиграйте с Р. с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и Р. Взрослый берет коробочку, трясет ее, Р. внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой. Другой вариант игры: П. сотрясает последовательно несколько коробочек, Р. должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

Слайд 5

«Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и назывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок. «Диалог». Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

Слайд 6

«Ритм». Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2 — 3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами): ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками). «Громко — тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков. «Звук спрятался». Попросите Р. запомнить звук который Вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Р. должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.



Предварительный просмотр:

«Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР– I уровня».

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. [1] Стимулы, поступающие в центральную нервную систему (ЦНС) играют важную роль в развитии высших психических функций (ВПФ). Наиболее важная и необходимая информация поступает к человеку, как правило, от зрительного и слухового анализатора. Они находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи. Они оба играют важную, и, как правило, совместную роль в высшей психической деятельности ребенка, но в одних видах деятельности ведущей (доминирующей) является один, а в других — другой. [2]

В устной речи наиболее важным является слуховой анализатор. Хотя нельзя и обесценивать значимость остальных, так как между отдельными анализаторами имеются ассоциативные связи.

Гнозис (греч. gnosis - познавание, знание) - это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям. Например, человек не только видит, но и узнает ранее виденные предметы. Узнавание является сложной функцией отдельных анализаторов, оно вырабатывается в процессе индивидуального опыта (по типу условных рефлексов); полученная информация закрепляется (функция памяти).

Слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков и б) восприятие неречевых звуков.

У детей с нарушением речи, при сохранном физическом слухе, часто отмечается недоразвитие слухового анализатора. Они путают не только слова паронимы, звуки схожие по акустико – артикуляторным параметрам, но неречевые звуки. Наиболее ярко это проявляется у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – I уровня.

ОНР – это тяжелая речевая патология, у детей с сохранным слухом и интеллектом, при которой нарушены все компоненты речи. А именно фонематический слух, звукопроизношение, лексика и грамматика.

Дети с ОНР - I уровня это, дети, чей активный словарный запас представлен небольшим количеством слов. В речи у них отмечается нестойкое фонетическое оформление слов. Число дефектно произносимых звуков, как правило, большое. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Далее мне хотелось бы освятить некоторые из способов развития слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР – I уровня.

Развитие слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т. д.

«Чудо-звуки». Прослушайте с Р. аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать, рассмотреть соответствующие картинки т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию.

«Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, по дергайте и т. д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

«Угадай чей звук». Попросите Р. прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д

«Шумящие коробочки». Поиграйте с Р. с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и Р. Взрослый берет коробочку, трясет ее, Р. внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой.

Другой вариант игры: Взрослый сотрясает последовательно несколько коробочек, Р. должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

 «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и назывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок.

«Диалог». Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

«Ритм». Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2 — 3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами): ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками).

«Громко — тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

«Звук спрятался». Попросите Р. запомнить звук, который Вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Р. должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

Подготовила учитель – логопед (дефектолог)

МБДОУ ДС «Брусничка» г. Тарко – Сале

Варава А.С.


[1] Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель

. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

[2] Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель

. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то ест...

Особеноости слухоречевой памяти у детей с ОНР

Статья ориентирована на особенности развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором страдают лексические, грамматические, фонетические компоненты языковой системы. В консультации собрана...