Мастер- класс "Развитие слухового гнозиса"
презентация по логопедии

Караулова Алена Владимировна

Мастер- класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_gnozisa.docx26.55 КБ
Файл razvitie_sluhovogo_gnozisa.pptx739.47 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Д/с «Островок»

Баравая Н.Н.______________________

Приказ № ______ «____» _____2021г.

МАСТЕР- КЛАСС

«Развитие слухового гнозиса»

Подготовила:

Учитель- логопед

Караулова А.В.

с.Малокурильское

2021 год

Содержание:

1.Теоретическая часть:

- понятие «слуховой гнозис»;

-место локализации;

-формирование фонематического восприятия;

-нарушение фонематического восприятия;

-причины возникновения нарушений.

2.Практическая часть

-Игры, направленные на развитие слухового гнозиса (профилактика и коррекция)

1.Теоретическая часть

Понятие «слуховой гнозис»

Гнозис- это собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания разной модальности. Существуют различные виды гнозиса, которые соответствуют рецепторам человека, степень значимости их различна (обонятельный, вкусовой, зрительный, тактильный, слуховой)

Мы поговорим про слуховой. Слуховой гнозис- это узнавание предмета по характерному для него звуку. Важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок имел способность прослеживать, следующие друг за другом, цепочки слуховых стимулов- мелодий, слов. Один фрагмент слуховой информации в целом не обеспечивает ее понимания. Акустические звучания идут друг за другом, т.е.последовательно. Это главное различение слухового гнозиса от всех других, воспринимаемых не последовательно, а цельным образом.

Ребенок в раннем возрасте воспринимает фрагменты акустических сигналов как разрозненные стимулы, никак не связанные между собой. Однако в процессе речевого онтогенеза ассоциативные связи между анализаторами возникают и прочно закрепляются. Формируется навык узнавания звучащего предмета (например, погремушка и ее звук).

В связи с этим большое значение имеет возникновение на начальных этапах онтогенеза вслушивания, речеслухового внимания и интереса к звучащему звуку. Все это впоследствии переходит в более сложные операции по прослеживанию, идентификации и дифференциации звуков.

В составе единого слухового анализатора две функциональные системы: восприятие речевых звуков и восприятие неречевых звуков.

Для человека наиболее важно речевое слуховое восприятие. Оно организованно в фонематическую систему, которая формируется в системе данного языка.

Место локализации

Речевой слуховой гнозис- слух более высокого уровня, чем физический. Место его локализации вторичные поля височной коры левого полушария. Неречевой слуховой гнозис(вторичные поля височной коры правого полушария) позволяет нам идентифицировать и дифференцировать неречевые звуки в общем потоке акустических сигналов.

Поля коры больших полушарий:

- первичные поля соответствуют центральным частям анализаторов, это четко ограниченные участки, которые отвечают за приём информации определенной модальности; нарушения в этой области приводят к неспособности воспринимать сигнал той или иной модальности;
- вторичные поля занимают большую площадь и примыкают к первичным; они отвечают за более точное восприятие и дифференциацию стимула; здесь локализуются гнозис(опознание стимулов различной модальности) и праксис(способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану);

- третичные поля занимают самую большую площадь и являются полимодальными; их также называют зонами перекрытия анализаторов; они присущи только человеку и отвечают за высшие процессы психической деятельности: интеллектуальной, речевой, символической; поражение этих зон ведет к языковым нарушениям.

После того, как нервный импульс воспринялся рецептором и по нервным волокнам добрался до мозга, он попадает в первичные поля соответствующей модальности. Это ощущение(раздражитель). Далее сигнал поступает во вторичные поля. Это восприятие(предмет). Потом сигнал проходит в третичные поля (например, это стол). Здесь уже происходят операции ВПФ: обобщение, идентификация, категоризация.

Формирование фонематического восприятия

Фундаментальный этап развития фонематического восприятия до года:

2месяца- при нормальном развитии физического слуха ребенок различает материнский голос.

3месяца- ребенок определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.

4месяца- проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу, интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.

5месяцев- гуление заменяется лепетом, дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки.

8месяцев- начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии речевого гнозиса в 1-2года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных инструкций (дай машинку).

При норме интеллекта к 3годам фонематическое восприятие почти сформировано.

Нарушение фонематического восприятия

В настоящее время высокий процент детей с речевыми нарушениями, причиной которых выступает нарушение слухового гнозиса разной степени выраженности. То есть нарушение слухового восприятия, неспособность распознавать звуки речи и их дифференцировать при сохранной функции слухового анализатора. Как следствие снижение слухового внимания, речеслуховой памяти, искажения и замены в звукопроизношении, при тяжелых случаях нарушение понимания обращенной речи. При этом могут наблюдаться и сопутствующие нарушения: диспраксия, зрительная агнозия, особенности установления контакта.

В младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического восприятия могут выражаться не только в устной речи, но и в письменной:

-замена, перестановка или пропуск отдельных букв;

-разделение или слияние слов при написании;

-смысловые искажения.

То же самое происходит и при чтении: не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова (читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца). Все это приводит к трудностям обучения.

Таким образом, у дошкольников необходимо развивать и тренировать слуховой гнозис с целью профилактики речевых нарушений, развития высших психических функций, развития самоконтроля. Для этого необходимо: развивать слуховое внимание; развивать умения различать неречевые шумы; развивать умения различать музыкальные звуки; учить различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; учить различать длинные и короткие слова; учить различать слова, близкие по звуковому составу; учить дифференцировать слоги, фонемы; учить навыкам элементарного звукового анализа и синтеза.

Причины возникновения нарушений

-патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга;

-родовые травмы: асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, осложненные роды;

-перенесенные в раннем детстве нейроинфекции;

- инсульт;

-черепно-мозговые травмы;

-опухоли головного мозга.

2.Практическая часть

Игры, направленные на развитие слухового гнозиса.

Примеры игр представлены согласно следованию этапов развития и коррекции.

Во всех играх, направленных на развитие и коррекцию слухового гнозиса, педагог должен воспроизводить какой- либо звук за ширмой/ за спиной, чтобы ребенок не видел звучащий предмет.

Действия могут быть подобраны: общего, кистевого, пальцевого, артикуляционного праксиса.

Распознавание неречевых шумов

1. «Слушай»

Детям предлагаются 2 звука кардинально отличающиеся друг от друга (например, стук и шелест). Дети должны показать/назвать предмет.

По мере усвоения количество звуков увеличивается.

Звуки могут быть схожими (стук по дереву и стук по железу).

*Можно усложнить и издавать звуки в определенной последовательности, которую детям необходимо запомнить и повторить. Таким образом, дополнительно развиваем слуховую память.

2.  «Слушай и делай»

Если слышишь такой звук, то прыгни (подними правую руку вверх), если такой- то топни (подними левую руку вверх).

*Можно усложнить, если увеличить количество звуков и соответственно количество действий.

Различение музыкальных звуков

Ученые доказали, что при прослушивании музыки активизируются все отделы мозга. Музыка воздействует на глубинные системы ЦНС.

1. «Что звучит?»

Детям необходимо отгадать какой инструмент звучал. Сначала берем непохожие звуки, а затем схожие по звучанию.

*Можно усложнить и звучать музыкальными инструментами в определенной последовательности, которую детям необходимо запомнить.

2. «Слушай и делай»

Если слышишь такой звук, то иди вперед, если такой- то назад.

*Усложняем, увеличивая количество инструментов и количество действий.

3. «Делай как я» (без ширмы)

Стучим ложками 2раза по ножкам, 1 раз по животу.

С помощью этой игры развиваем чувство ритма, соматогнозис (восприятие человеком схемы своего тела)

Развитие слухового внимания

1.«Будь внимательным»

Беги/кидай/прыгай/приседай/иди, пока играет музыка/звучит колокольчик/ бубен и др.

2. «Будь внимательным»

Как услышишь такой звук остановись, как такой звук- сядь.

*Такие игры также способствуют развитию эмоционально- волевой сферы.

Различение длинного и короткого слова

1. «Дорожки»

Иди по длинной дорожке, если слово длинное, по короткой- если короткое.

2. «Домики»

На доске высокий домик и низкий: клади картинку рядом с высоким домом, если слово длинное, рядом с низким- если короткое.

Различение высоты, силы и тембра голоса

Все эти характеристики вместе составляют интонационную окраску речи. В онтогенезе до появления понимания речи ребенком, происходит понимание интонационного окраса звучащей речи. Доказано, что интонационно окрашенная речь способствует лучшему ее пониманию. Но, чтобы качественно воспринимать характеристики голоса говорящего, необходимо иметь хороший слух, в том числе и фонематический.
1. «В лесу»
Мы заблудились в лесу и громко кричим "ау". Но тут появился волк и кричать нам надо как можно тише. Можно взять персонажа волка и в зависимости от того, насколько он близко или далеко постепенно менять громкость.

2. «Тихо- громко»

Стучим по барабану тихо- громко: если говорю громко «А», то стучишь громко, если тихо- то стучишь тихо. Если я стучу тихо- то произноси «А» тихо.

3. «Животные и детёныши»
В этом задании вы можете параллельно отрабатывать звукоподражания (с маленькими детьми) и названия детёнышей (с более старшими).
"Мы оказались на лугу. Смотри это корова, она говорит "му" (низким голосом), а это телёнок, он говорим "му" (высоким голосом)".

4. «Угадай, кто говорит»
"Что случилось с девочкой? (взрослый произносит звук А с разным эмоциональным окрасом, а дети должны угадать, когда у девочки болит горло, когда она плачет, когда поет, когда качает малыша и т.д. Также можно работать с другими звуками).

Различение слов близких по звуковому составу

1. Слышишь слово кот- иди вперед/подними правую ногу вверх, кит- иди назад/подними руку вверх.

2.Нарисованы на доске 3 домика: здесь живут кошка- ложка- мошка, покажи в каком домике живет ложка.

Различение слогов

Аналогичные игры, как в предыдущем этапе работы, только со слогами (например, та- то- до)

Дифференциация звуков

По акустической теории ребенок слышит звук, выделяет его главные признаки (вибрация, смычка, щель, плавность) и подбирает артикуляционную позу.

В. И. Бельтюков предлагает такую последовательность становления фонематического восприятия в онтогенезе.
-Он пишет, что изначально ребенком дифференцируются только гласные звуки, а согласные как бы не замечаются. Сначала выделяется наиболее мощный звук [а] и противопоставляется остальным гласным звукам.
-Далее происходит дифференциация остальных гласных, и наиболее сложные из них: о-у, э-и.
-На следующем этапе ребенок начинает выделять наличие или отсутствие согласного звука жук- ук.

-Далее дифференцируются: сонорные- шумные, твердые- мягкие, глухие- звонкие, шипящие- свистящие.

1.«Обручи»: 3 обруча, где живут А,И,О, прыгни в тот, где живет А.

2. «Дорожки»: эта дорожка ведет к домику звука «Г», а эта к домику «Гь», а это к домику «К». По какой дорожке надо пойти, чтобы прийти к домику «Г»?

Звуковой анализ и синтез необходим каждому ребенку для овладения письмом и чтением. Некоторые этапы элементарного анализа формируются спонтанно у детей с нормой речевого развития. Звуковой анализ и синтез требуют не только сформированного фонематического восприятия, но и достаточно развитых когнитивных процессов.

-Элементарный анализ включает в себя определение наличия или отсутствия звука в слове. В играх используем картинки или предметы.

1. «Покорми»

"Корми только тех животных, в названии которых есть звук ...",

2. «Поход»

"Собираем в поход вещи, но только те, в которых есть звук...",

3. «Пассажиры»

"На санях поедут предметы, в названии которых есть звук С, а на машине те, в названии которых есть звук Ш".


-Сложный анализ включает:
Определение первого звука в слове.
1."Лови мяч только тогда, когда слово начинается на звук..."

 2."Покупаем в магазине только те продукты, которые начинаются на звук...".
Определение последнего звука в слове.
1.«Цепочка слов»

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

1.«Поставь машину в гараж»: ставим машинку в гараж 1ый, 2ой, 3ий, в зависимости от того, где находится звук.

2.«Посади в правильный вагон»

3.«Очередь в магазин»

Определение последовательности звуков в слове
Определение количества звуков в слове.

Можно попросить ребёнка соотнести с цифрой, если он их знает или показать столько же кружочков.
Определение оппозиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит, после какого, между какими). Это самый сложный этап, который даже взрослым даётся порой сложно.

Нарушение слухового гнозиса встречается примерно у 80-85% детей с речевыми проблемами, выраженных в разной степени от легкой до тяжелой. Различение неречевых и речевых звуков важная составляющая в гармоничном развитии каждого ребенка. С целью профилактики и коррекции необходимо с самого раннего детства обращать внимание детей на окружающие звуки, тренировать в их различении, при этом добавлять целенаправленные движения, тем самым усложняя задачу и активизируя работу головного мозга.

Источники:

Визель Т.Г.Основы нейропсихологии:учеб.для студентов вузов Т.Г.Визель.- М.:АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие слухового гнозиса Подготовила учитель- логопед Караулова А.В.

Слайд 2

Гнозис - собирательное понятие, применяемое для обозначения процессов опознания разной модальности.

Слайд 3

Слуховой гнозис - это узнавание предмета по характерному для него звуку. Акустические звучания идут друг за другом, то есть последовательно. Один фрагмент слуховой информации не обеспечивает ее понимания.

Слайд 6

Место локализации речевого слухового гнозиса - вторичные поля височной коры левого полушария.

Слайд 7

Формирование фонематического восприятия при нормальном физическом слухе и интеллекте

Слайд 8

Нарушения фонематического восприятия: Снижение слухового внимания и речеслуховой памяти. Искажения и замены в звукопроизношении. Нарушение понимания обращенной речи при тяжелых случаях нарушения. В младшем школьном возрасте проблемы могут выражаться и в письменной речи.

Слайд 9

Причины возникновения нарушения: Патологические изменения в онтогенезе плода а период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга. Родовые травмы. Перенесенные в раннем детстве нейроинфекции . Инсульт. Черепно- мозговые травмы. Опухоли головного мозга.

Слайд 10

Игры, направленные на развитие слухового гнозиса Распознавание неречевых шумов 1. «Слушай» Детям предлагаются 2 звука кардинально отличающиеся друг от друга (например, стук и шелест). Дети должны показать/назвать предмет. По мере усвоения количество звуков увеличивается. Звуки могут быть схожими (стук по дереву и стук по железу). *Можно усложнить и издавать звуки в определенной последовательности, которую детям необходимо запомнить и повторить. Таким образом, дополнительно развиваем слуховую память. 2. «Слушай и делай» Если слышишь такой звук, то прыгни (подними правую руку вверх), если такой- то топни (подними левую руку вверх). *Можно усложнить, если увеличить количество звуков и соответственно количество действий.

Слайд 11

Различение музыкальных звуков 1 . «Что звучит ?» Детям необходимо отгадать какой инструмент звучал. Сначала берем непохожие звуки, а затем схожие по звучанию. *Можно усложнить и звучать музыкальными инструментами в определенной последовательности, которую детям необходимо запомнить. 2 . «Слушай и делай» Если слышишь такой звук, то иди вперед, если такой- то назад. *Усложняем, увеличивая количество инструментов и количество действий. 3 . «Делай как я» (без ширмы) Стучим ложками 2раза по ножкам, 1 раз по животу. С помощью этой игры развиваем чувство ритма, соматогнозис (восприятие человеком схемы своего тела)

Слайд 12

Развитие слухового внимания 1 .«Будь внимательным» Беги/кидай/прыгай/приседай/иди, пока играет музыка/звучит колокольчик/ бубен и др. 2. «Будь внимательным» Как услышишь такой звук остановись, как такой звук- сядь. *Такие игры также способствуют развитию эмоционально- волевой сферы

Слайд 13

Различение длинного и короткого слова 1 . «Дорожки» Иди по длинной дорожке, если слово длинное, по короткой- если короткое. 2 . «Домики» На доске высокий домик и низкий: клади картинку рядом с высоким домом, если слово длинное, рядом с низким- если короткое.

Слайд 14

Различение высоты, силы и тембра голоса 1. «В лесу» Мы заблудились в лесу и громко кричим "ау". Но тут появился волк и кричать нам надо как можно тише. Можно взять персонажа волка и в зависимости от того, насколько он близко или далеко постепенно менять громкость. 2. «Тихо- громко» Стучим по барабану тихо- громко: если говорю громко «А», то стучишь громко, если тихо- то стучишь тихо. Если я стучу тихо- то произноси «А» тихо. 3. «Животные и детёныши» В этом задании вы можете параллельно отрабатывать звукоподражания (с маленькими детьми) и названия детёнышей (с более старшими). "Мы оказались на лугу. Смотри это корова, она говорит " му " (низким голосом), а это телёнок, он говорим " му " (высоким голосом)". 4. «Угадай, кто говорит » " Что случилось с девочкой? (взрослый произносит звук А с разным эмоциональным окрасом, а дети должны угадать, когда у девочки болит горло, когда она плачет, когда поет, когда качает малыша и т.д. Также можно работать с другими звуками).

Слайд 15

Различение слов близких по звуковому составу 1 . Слышишь слово кот- иди вперед/подними правую ногу вверх, кит- иди назад/подними руку вверх. 2.Нарисованы на доске 3 домика: здесь живут кошка- ложка- мошка, покажи в каком домике живет ложка. Различение слогов Аналогичные игры, как в предыдущем этапе работы, только со слогами (например, та- то- до )

Слайд 16

Дифференциация звуков 1 .«Обручи»: 3 обруча, где живут А,И,О, прыгни в тот, где живет А. 2. «Дорожки»: эта дорожка ведет к домику звука «Г», а эта к домику « Гь », а это к домику «К». По какой дорожке надо пойти, чтобы прийти к домику «Г »?

Слайд 17

Звуковой анализ и синтез Элементарный анализ включает в себя определение наличия или отсутствия звука в слове. 1 . « Покорми » " Корми только тех животных, в названии которых есть звук ...", 2 . «Поход » " Собираем в поход вещи, но только те, в которых есть звук...", 3. «Пассажиры» " На санях поедут предметы, в названии которых есть звук С, а на машине те, в названии которых есть звук Ш".

Слайд 18

Сложный анализ Определение первого звука в слове . 1 ."Лови мяч только тогда, когда слово начинается на звук..." 2."Покупаем в магазине только те продукты, которые начинаются на звук ...". Определение последнего звука в слове. 1 .«Цепочка слов» Определение места звука в слове (начало, середина, конец) 1.«Поставь машину в гараж»: ставим машинку в гараж 1ый, 2ой, 3ий, в зависимости от того, где находится звук. 2.«Посади в правильный вагон» 3.«Очередь в магазин»

Слайд 19

Вывод, основанный на личном опыте Нарушение слухового гнозиса встречается примерно у 80-85% детей с речевыми проблемами, выраженных в разной степени от легкой до тяжелой. Различение неречевых и речевых звуков важная составляющая в гармоничном развитии каждого ребенка. С целью профилактики и коррекции необходимо с самого раннего детства обращать внимание детей на окружающие звуки, тренировать в их различении, при этом добавлять целенаправленные движения, тем самым усложняя задачу и активизируя работу головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"

В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....

Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы...

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Игры и упражнения.

Материал содержит игры и упражнения для развития слухогого гнозиса и фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....