«Развитии связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию проводить исследование делать сравнения составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания формулировать и высказывать суждения делать умозаключения
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: · геометрические фигуры; · символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры) · планы и условные обозначения
Формы работы Сроки Провести анализ мониторинговых данных, по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, за последние 3 года. январь 2016г. Составление плана работы январь 2016г. Подборка и изучение необходимой литературы на бумажных и электронных носителях. февраль - апрель 2016г. Составление презентации по теме апрель 2016г. Работа над теоретической частью темы по самообразованию. июнь – август 2016г.
Разработка проекта «Развитие связной речи детей с использованием моделирования. Составление описательного рассказа». («Времена года; Овощи и фрукты; Посуда») сентябрь 2016г. Проект «Развитие связной речи детей с использованием моделирования. Составление описательного рассказа». Составление схемы описательного рассказа о животных домашних и диких». октябрь 2016 – май 2017г. Мониторинг. май 2017г. Подготовка и проведение презентации проекта на педсовете с результатами диагностики. май 2017г. Разработка проектов по заучиванию наизусть и описательного рассказа с помощью модели июнь - август 2017г. Проект «Развитие связной речи детей с использованием моделирования. Составление схемы описательного рассказа о перелетных и зимующих птицах». октябрь 2017 – май 2018г. Проект «Заучивание стихотворений с помощью модели» декабрь 2017г. Мониторинг апрель – май 2018г. Выступление на педсовете с презентацией о проделанной работе. май 2018г. Разработка проекта «Моя мама». октябрь 2018г. Провести мастер – класс для педагогов ДОУ. ноябрь 2018г. Проект «Моя мама» ноябрь 2018г. Проект «Рассказ о себе и моей семье» апрель 2019г. Обобщение опыта для педагогов ДОУ на РМО. май 2019г.
Солнце . В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет… Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще видят они в то или иное время года; ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка… Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, так как их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья, покрыты яркой зеленой листвой…. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка, Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Звери. Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Занятия детей . В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке…
Цель: повысить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста путем использования метода наглядного моделирования. Тип проекта – развивающий Вид проекта – долгосрочный (один месяц) Сроки реализации: ноябрь 2018г. Участники проекта : дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, папы. Формы работы - познавательная, продуктивная Предполагаемый результат: Презентация с рассказом о маме на празднике мам. Задачи: Закреплять умения составлять мнемосхемы и работать с ними. Воспитывать любовь и нежность в отношении к маме. Реализация проекта будет проходить в три этапа: подготовительный, основной и заключительный, необходимо выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; разработать мнемотаблицу рассказа о маме, подготовить презентацию для мам на праздник.
Схема рассказа о маме
Описание схемы ИМЯ. В квадрате символическое изображение женщины надпись: «мою маму зовут…» назвать ФИО мамы ЛИЦО. Описание мамы: цвет волос, глаз, рост…. ЛЮДИ. В квадрате нарисованы люди с портфелем и в костюме, рассказать где работает мама. ОДЕЖДА. В квадрате нарисованы плечики с одеждой, рассказать, об одежде мамы, «любимое платье» ХОББИ. В квадрате нарисованы нитки и иголки для вязания, рассказать чем любит заниматься мама МЫ. В квадрате нарисованы символическое изображение ребенка с мамой, рассказать чем занимается ребенок вместе с мамой.
Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-5029-1349078954.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-517708-1417940421.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515776-1415174040.jpg)
Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-663203-1591190240.jpg)
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-1089-1515522595.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730725-1451455918.jpg)
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....