Консультации
консультация по логопедии

Мусатова Екатерина Ивановна

Консультация для  педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        Центр развития ребёнка – детский сад №31                                                                                        г.Яровое Алтайского края

Консультация для родителей

Развиваем мелкую моторику.

Учитель – логопед Мусатова Е.И.

Учеными доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи детей, совершенствует внимание, память, мышление; облегчает усвоение навыков письма будущими школьниками.

Развитие мелкой моторики происходит ежедневно – это застегивание и расстёгивание пуговиц, плетение косичек, шнурование ботинок, завязывание узелков, перебирание крупы или других мелких предметов. Обратите внимание, владеет ли ваш ребёнок этими навыками. Постарайтесь не делать вместо ребёнка то, что он сам в состоянии выполнить.

Развитию моторной умелости способствует и рисование. Можно рисовать карандашом и кисточкой, и, конечно, это правильно. Но как интересно рисовать кончиками пальцев, губкой, ниткой, мелом. И совсем не обязательно использовать белый лист бумаги, а можно взять газеты, обои, пустые коробки, пластиковые бутылки. А ещё можно выложить симпатичный рисунок палочками, пуговицами, камешками или «нарисовать» верёвкой, ниткой. Разнообразие материалов, их необычная форма заставляют ребёнка придумывать что- то новое.

Отдельно следует остановиться на графических работах в альбомах и тетрадях. Эти упражнения способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовят руку ребёнка к письму. Для графической работы выбираются такие объекты, как волны, радуга, клубы дыма. Увлекает детей  дорисовывание недостающих деталей у предметов, рисование по точкам, копирование рисунков по клеточкам, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений. Рисование можно сопровождать пением, стихами.

Очень нравятся детям пальчиковые игры, когда им нужно как бы «конструировать» из пальцев различные предметы: «гнездо», «мостик», «очки», «ножницы». Существует множество таких игр, покажите ребёнку несколько, а затем ребёнок будет фантазировать и создавать свои. Предложите ему темы: «лодочка», «дерево», «крыша», «танцы».

Хорошо иметь различные виды мозаик, конструкторов. А можно создать свой «конструктор» из пустых пластиковых баночек, стаканчиков, катушек. Ваш ребёнок с увлечением будет строить города, пирамиды, мосты.

Когда ваш ребёнок подрастёт, научите его пользоваться ножницами и иголкой. Большинство детей обучаются лучше всего тогда, когда они заняты вещами доступными и важными для них. Все материалы и предметы, используемые для развития мелкой моторики, легко найти в вашем доме или поблизости от него. Чаще играйте с вашим ребёнком.

Помните, что тренируя тонкие движения пальцев, вы развиваете речь и мышление вашего малыша.

Игры без игрушек.

Кухонный бассейн.

Любую жёсткую коробку наполнить рисом, или фасолью, или горохом, а можно всё смешать. Дети могут в таком бассейне прятать мелкие игрушки, производить раскопки, строить города.

Игры с пинцетом.

Попробовать с помощью пинцета передать друг другу какой – нибудь небольшой предмет: бусинку, палочку, крышечку, кусочек ватки, ниточку.

Рисунок из манки.

Если вместо карандаша использовать манку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Можно пальцем или палочкой нарисовать узоры, небольшие сюжеты.

Пуговицы.

Пуговицы можно сортировать по цвету, по форме, по размеру. Из пуговиц можно выложить красивый узор, цветок, домик, корзинку, дерево.

Распутай клубок.

Замотайте толстыми нитками маленькую игрушку. Предложите ребёнку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушку. Можно сделать несколько таких клубочков.

Узелки.

Попросите ребёнка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке ( не сильно затянутые)

Вырезание.

Дайте ребёнку небольшой кусочек ткани и ножницы. Пусть он стрижёт и режет ткань так, как ему хочется. Даже если он не сможет выстричь что – либо интересное, сам процесс ему доставит удовольствие.

Читаем письма.

Вы ложитесь на живот, а ребёнок рисует вам на спине пальцем какую – нибудь фигуру. Вам нужно догадаться, что он нарисовал. Можно писать буквы.

Рисуем вместе.

Все сидят по кругу. У каждого лист бумаги и карандаш или фломастер. По сигналу (это может быть музыка) все начинают рисовать. Как только  музыка останавливается, все заканчивают рисовать и передают свой начатый рисунок по кругу. После того как музыка вновь продолжается, нужно продолжать рисунок, который вам передали. Так можно продолжать, пока листы не вернуться к своим хозяевам. Узнаете ли вы свой рисунок?

Литература:

Беляков Е.А. 365 развивающих игр. .М.,1999

Топалова Е. Развивающие игры от 3 до 7. М.2008

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.,1997



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №31

г.Яровое Алтайского края

Консультация  

«Речь педагога  - образец для детей»

Учитель – логопед Мусатова Е.И.

Без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Нужна речевая среда: родители, родственники, сверстники. Особое место в этой среде занимают педагоги, которые должны чутко следить за собственной речью, так как дети дошкольного возраста перенимают слова, выражения, интонацию и те несовершенства речи, которые имеются у взрослых.  

Педагогу стоит посмотреть на себя как бы со стороны – выявить собственные речевые недостатки (излишне громкий голос, ускоренный темп, невнятность, нарушение звукопроизношения, невыразительная интонационно, неточность словаря), преодолеть их (если таковые имеются) и стремиться грамотно и ясно выражать свои мысли.

Работая с детьми педагог должен обратить внимание на следующее:

- правильно произносить все звуки родного языка

- использовать литературное произношение слов

- точно и правильно использовать словарь

- правильно использовать грамматические конструкции

- говорить короткими фразами

- логически последовательно излагать мысль

- связно передавать содержание текста, выстраивать рассказ

- корректно использовать интонационные средства выразительности, голос

- не допускать ускоренный темп

- не загружать речь сложными словами и оборотами

- корректно использовать слова с уменьшительно – ласкательными         суффиксами

- не говорить излишне громко или тихо

- не допускать многословия

- не употреблять слова - паразиты

- избегать просторечий, диалектизмов

- исключить вульгаризмы, жаргонизмы, сленг

Устная речь воспитателя является примером для дошкольников. Кроме того, он целенаправленно занимается развитием речи ребёнка, что включает:

- понимание обращённой речи;

- уточнение и пополнение словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- формирование звукопроизношения и фонематического восприятия;

- совершенствование просодических компонентов речи.

 Дети раннего возраста с помощью взрослых познают окружающий мир. Способность понимания речи у ребенка проявляется раньше способности активного её употребления. Дети понимают речь, когда ещё не говорят и поэтому все проявления общения взрослых с детьми следует сопровождать речью. Многократное повторение одних и тех же слов, связанных с определенным предметом или действием, ускоряет процесс понимания ребёнком слова и навык его активного употребления Дети, с которыми много и сознательно разговаривают развиваются быстрее. Если воспитатели групп раннего развития создают такие условия, то речевые реакции ребёнка становятся богаче, подражание идёт интенсивнее.

 Чем богаче лексический запас педагога, тем точнее и выразительнее его речь. Общение с детьми обязывает воспитателя обогащать их словарный запас, учить точно использовать слова. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Педагогу следует вдумчиво использовать новые слова, заранее определить какие слова необходимо ввести в активную речь детей, учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников. В результате у детей накапливается словарь, расширяется круг представлений, что даёт возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.

 Расширение словарного запаса детей неразрывно связано с формированием грамматического строя речи. Если воспитатель правильно использует грамматические категории и учит этому детей, то он способствует развитию точности языка и отчетливости мышления. Следует обращать внимание детей, что каждый предмет, каждое действие имеет своё словесное обозначение, что каждое слово имеет разные грамматические значения. Дошкольники замечают, как изменяется слово и это доставляет им удовольствие, они играют со словом. Педагогу не следует загружать свою речь сложными оборотами, длинными фразами, так как это мешает детям осмыслить и понять содержание, но и использовать только простые предложения тоже неправильно. Взрослый может свободно использовать грамматическое богатство языка, главное – учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

 Особое место в работе педагога отводится беседе, рассказу. Если у ребёнка хорошо развита связная речь, он легко вступает в контакт с окружающими, составляет различные виды рассказов, пересказывает тексты, устанавливает причинно – следственные связи, использует все виды словесной регуляции.

 Работая над звуковой культурой речи воспитатель знакомит детей с богатством звуков родного языка, помогает им научиться различать звуки и  правильно их произносить. Педагогу необходимо не отступать от норм литературного произношения. Осмыслению того, о чём говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и сила голоса, и интонационная выразительность. С дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, то замедляя его, то убыстряя в зависимости от содержания сказанного. Следует правильно использовать голосовые возможности: разговаривать с детьми голосом умеренной силы, умело переходить от громкого звучания к тихому и наоборот. Язык тела, жесты, мимика дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

 Речь воспитателя должна быть правильной, доходчивой и в меру эмоциональной. Дети точно улавливают речь взрослых и от культуры речи воспитателя зависит культура речи детей

Литература:

«Развитие речи детей” Тихеева. Е.И., Москва, “Просвещение”, 1985
 “Развитие речи детей дошкольного возраста” Сохин Ф.А., Москва, “Просвещение”, 1984.              Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №31

г.Яровое Алтайского края

Развиваем речь детей в домашних условиях

Учитель – логопед Мусатова Е.И.

 От степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи зависит результативность коррекционной помощи ребенку.                      Выделяют три уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.                                                                                                           Высокий уровень характеризуется чётким осознанным пониманием целей и задач логопедической работы, сформированной мотивацией взаимодействовать с логопедом, хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, умением организовать своего ребёнка для проведения занятий и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень коррекционно-логопедической компетентности требует от родителей хорошего владения основными приёмами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях.                                                              Средний уровень отмечается у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи логопедической помощи ребёнку со стороны специалиста. Такие родители, уступая просьбам логопеда, могут иногда устраивать домашние занятия с ребёнком, формируя при этом нерегулярный, непоследовательный и бессистемный подход к коррекции речевого дефекта. Причём многие родители признают нецелесообразность своего отношения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.                                 Низкий уровень логопедической компетентности родителей характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе. Их ожидания и надежды связаны только с работой логопеда. Как следствие у таких родителей полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению речевых нарушений, фактическое отсутствие осведомлённости в правилах организации и осуществления домашних занятий с ребёнком.

Одна из важных задач логопеда сформировать у родителей адекватное отношение к речевым проблемам ребёнка, вооружить необходимыми знаниями и умениями, сделать родителей своими союзниками, решающими общие задачи, и помощниками во взаимосвязанной работе.

 Работа с родителями должна быть хорошо спланированной и проводится в системе.

Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Одной из форм сотрудничества с родителями является ведение тетради домашнего задания. Тетрадь служит «телефоном доверия»родитель может написать в ней любую записку для логопедазадать вопросы или выразить свои сомнения относительно качества выполненных заданий – это огромная помощь ребенку. Ребенок может проводить с родителями больше времени, осознавать, что они интересуются его успехом, а при неудачах всегда готов прийти на помощь. В тетради логопед размещает не только задания на дом, но и  те задания, которые ребёнок выполнил  на занятии. Родители видят, что ребёнок освоил в детском саду.  Взаимодействие, сотрудничество, доверительность возникают между логопедом и семьёй воспитанника.

Логопедические задания– это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов. Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Список литературы:

. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1997.                                                                                                         Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов М.: Просвещение, 1979.                                                                                                                     Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М., 1985.                                Селиверстов М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....