Инструментарий к речевой карте
материал по логопедии

Хайруллина Ильгиза Зайкатовна

инструментарий к речевой карте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_k_rechevoy_karte.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУМЕНТАРИЙ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное выполнение задания; знаком (-) - неверно.

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как теоя зовут?         Сколько тебе лет?                Где ты живешь?         С кем ты живешь?        Как зовут маму?        Кем работает твоя мама?        

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ

Цель: исследование общего звучания самостоятельной речи.

Процедура: метод наблюдения.

Голос - тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, слабый, звонкий, модулированный Темп речи - ускоренный, замедленный, запинки, заикание

Мелодико-интонационная окраска - выразительная, маловыразительная, монотонная

Дыхание - прерывистое, верхнее, грудное, норма, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе

Вывод: просодическая сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа, дыхания и т.д.: отклонений не имеет.

СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Цель: обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Процедура: обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера. Губы - естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы

Зубы - ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем. физиологическая смена зубов

Прикус - нормальный, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний Строение челюсти - прогения, прогнатия. норма

Язык - толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь Подъязычная уздечка - короткая, приращенная, физиологическая

Маленький язычок - отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма

Небо - куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина Вывод: Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями; без отклонений.

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Цель: исследование двигательной памяти, переключаем ости движений, статичности и динамичности

Задание.

Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции Процедура: Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс

Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

Задание.

Материал: по словесной инструкции

Процедура: Стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед (5сек) Отмечается: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места; касается пола ногой, падает, открывает глаза

Задание.

Материал: по словесной инструкции

Процедура: Присесть 3-5 раз на носках

Отмечается: напрягается, не удается, раскачивается

Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики: двигательная память, переключаем ость нормальная, нарушены статико-динамические движения.

РУЧНАЯ МОТОРИКА

Цель: исследование статического и динамического праксиса

Материал: по показу, а затем по словесной инструкции

Процедура: - предлагается удержать позу «Колечко», «Коза» под счет от 1 до 15

- чередование поз «Кулак» - «Ладонь» 5-8 раз

Отмечается: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения; нарушение переключения; наличия синкинезий, гиперкинезов. невозможность \держания созданной позы, невыполнения движения

Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук - динамическая и статическая координация пальцев рук нарушена

МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА

Цель: исследование мимической мускулатуры, позволяющей обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.

Материал: предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции. Процедура: движения мышц лба:

- хмурить брови движения глаз:

закрыть правый глаз / левый движения щек

надуть правую щеку / левую

Отмечаются: точность выполнения; объем ограничен; содружественные движения, гиперкинезы. саливация; напряженность; движение не удается

Вывод: поражение черепно-мозговой иннервации (нервов) отсутствует

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

Цель: исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции

Процедура: - для нижней челюсти: широко раскрыть рот и закрыть; подвигать нижней челюстью вправо-влево для губ: «Трубочка», «Улыбка, «Трубочка»-«Улыбка» для языка: «Лопата», «Иголочка», «Лопата»-«Иголочка», «Часики», «Качели» Отмечается: объем: содружественные движения; умение удержать артикуляционную позу: гиперкинезы, тремор, саливация; движение не удается.

Вывод: движения выполняются в полном объеме, правильно; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов. саливации, удержания позы не удается, движения не выполняются, поиск артикуляционной позы, динамическая организация движений недостаточна.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях

Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях, чистоговорки

Процедура: Изолированный звук - «Скажи звук»

Звук в словах - «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)

Звук в предложениях - «Повтори за мной» Са-са-са. са-са-са в том лесу живет лиса. Си-си-си, си-си-си апельсины принеси. За-за-за. за-за-за в лесу бегает коза. Зи-зи-зи. зи-зи-зи Зине куклу привези. Цо-цо-цо. цо-цо-цо у мамы доброе лицо. Ши-ши-ши, ши-ши-ши у машины шины. Жи-жи-жи. жи-жи-жи жили-были ежи. Ча-ча-ча. ча-ча-ча у меня два мяча. Щу-щу-щу, щу-щу-щу щуку в речку отпущу. Ра-ра-ра, ра-ра-ра заплясала детвора. Рю-рю-рю. рю-рю-рю брюки будут к сентябрю. Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла. Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.

Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) - пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук - заместитель, искажения.

Критерии:

3 балла - высокий уровень - правильно, отчетливо произнесены все звуки родного языка. Звуки дифференцированы на слух и в произношении. Хорошо регулируется темп речи и речевое дыхание.

2 балла - средний уровень - звуки изолированно произносятся правильно, но в речи не автоматизированы. Звуки поставлены, но отсутствует дифференциация. Нарушено произношение не более двух звуков одной группы.

1 балл - низкий уровень - дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи, дыхания.

Выводы: звукопроизношение соответствует возрасту; не соответствует: мономорфное нарушение, полиморфное: антропофонический дефект (вид -искажения (боковой, межзубный, горловой, носовой)), фонологический (отсутствие, замена, смешение звуков) (пара).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Цель: выявление умений ребенка различать звуки на слух в слогах, словах.

Задание. Опознание фонемы. Материал: речевой и наглядный материал. Процедура: 5ЛЕТ «Хлопни, если услышишь звук»:

О из ряда гласных звуков: А - У - Ы - О - И - О

из ряда слогов: МА - ТЫ - ПО - СУ из ряда слов: ЛАК - РОТ - ДЫМ - СОМ

М из ряда звуков: П - Т - М - X - К - М

из ряда слогов: ПА - МА - КА - МА - ХА - КА из ряда слов: ДОМ - КОМ - МАК - РАК - СУП 6 ЛЕГ «Покажи и назови картинку, в которой есть звук Ш» (шар. диван, пирамидка, машина)

Задание Различение на слух оппозиционных фонем. Материал: слоги, слова

Процедура: «Повтори за мной»

5ЛЕТ     ха-ка, ба-па, фа-ва -фа

ка-га-ка, ны-ни-ны. да-та-да дом-том-ком, Дима-Тима-Сима

6ЛЕТ    са-за-са. ша-са-ша. жа-за-жа,

ща-ча-ща, ра-ла-ра, жа-ша-ша, кот-год-кот, точка-дочка-почка.

Критерии:

3балла - высокий уровень - все задания выполнены верно. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются сразу и самостоятельно.

2 балла - средний уровень - задания выполнены с ошибками, одно из заданий недоступно.

1 балл - низкий уровень - задания выполнены с множественными ошибками, большинство заданий недоступны. Наиболее строго следует подходить к тем заданиям, над которыми работали в младшей и средней группах.

Выводы: функции фонематического слуха сформированы ( недостаточно)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Цель: определение умений ребенка выполнять простой фонематический анализ; количественный и позиционный

анализ слов.

5ЛЕТ

Задание. Выделение первого ударного гласного в словах.

Материал: картинки: удочка, облако, аист, иглы (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Процедура: «Посмотри и назови первый гласный звук в слове»

Задание. Выделение конечного согласного в словах.

Материал: картинки: кот. жук, дом, стул (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Процедура: «Посмотри и назови последний согласный звук в слове»

Задание. Выделение начального согласного в словах

Материал: картинки:        (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

Процедура: «Посмотри и назови первый согласный звук в слове»

6ЛЕТ

Задание. Определение места звука Материал: картинки: майка, лимон, дом

Процедура: «Назови слово, в котором звук М стоит в начале слова (середине, конце)»

Задание. Определение количества и последовательности звуков в словах. Материал: картинки: набор слов: кот, луна, банка

Процедура: «Сколько звуков в слове кот?

Какой звук ты слышишь в начале слова? Какой второй? Какой третий?»

Критерии:

3 балла - высокий уровень - все предложенные задания выполнены правильно, допущенные единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

2 балла - средний уровень при выполнении задания допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого. Одно задание недоступно даже с помощью.

1 балл - низкий уровень - при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого. Часть заданий недосту пна даже после приема «разбор образца».

Выводы: навыки звукового анализа соответствует возрасту; сформированы недостаточно.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Цель: исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.

задание. Воспроизведение ритмического рисунка.

Процедури: ребенку предлагается прослушать ритм и повторить за логопедом Простые ритмы: \ \ \ ; \ \\

Сложные ритмы: \  \\  \;  \\  \\\  \\

Задание. Воспроизведение слов сложной структуры. Материал:

ЛЕТ - картинки: велосипед, полотенце, милиционер, сковорода, телевизор, мотоцикл (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

ЛЕТ - набор слов: тротуар, градусник, экскаватор, парашютист, фотоаппарат, регулировщик

Процедура: 5 ЛЕТ «Назови картинки»

               6 ЛЕТ «Повтори за мной»

Задание. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры. Mamepиал: предложения: .

5 ЛЕТ: На перекрестке стоит милиционер.

Петя едет на велосипеде.

6 ЛЕТ: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Парашютист готовится к прыжкам.

Критерии:

3 балла - высокий уровень - все слова и предложения воспроизводятся точно, в единичных случаях после повторного предъявления слов сложной слоговой структуры.

2 балла - средний уровень - допускаются ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой. Из шести предложенных слов, 3-4 слова произнесены правильно (за ошибки в произношении слов регулировщик, строительство баллы можно не снижать).

1балл - низкий уровень - множественные искажения слоговой структуры слов и предложений.

Выводы: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов, упрощение, опускание, уподобление слогов; добавление звуков, слогов, перестановка звуков и слогов).

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Цель: исследование понимания логико-грамматических конструкций. Задание. Понимание инверсионных конструкций. Материал: 2 картинки, речевой материал - вопросы.

Процедура: 5 ЛЕТ

«Покажи, где мальчик убегает от собаки» (собака убегает от мальчика)

Собака больше кошки. Кто меньше?

6 ЛЕТ

Петя ударил Васю. Кому больно?

Колю встретил Миша. Кто приехал?

Я умылся после того, как сделал зарядку. Что было раньше?

Критерии:

3балла - высокий уровень - все задания выполнены правильно.

2 балла - средний уровень - при выполнении заданий допущены 1-2 ошибки.

1 балл - низкий уровень - большинство заданий выполнено с ошибками.

Выводы: импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цель: исследование объема словарного запаса и особенности его овладением, каков удельный вес слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков предметов; употребляются ли они адекватно в речи. Отмечается: объем, соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

1 Задание. Название предметов. Обобщающие слова.

Материал: 

5 ЛЕТ - картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) по темам: игрушки: юла, мяч, пирамида, мишка, поезд; посуда: вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля; одежда: юбка, кофта, брюки, носки, платье, рубашка; обувь: валенки, сапоги, туфли, ботинки, кеды, калоши; овощи: лук, свекла, морковь, помидор, огурец, репа; фрукты: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград; мебель: диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло; дикие животные: белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось; домашние животные: корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка: деревья: береза, елка, сосна, дуб, рябина, клен; продукты питания: хлеб, колбаса, мясо, рыба, сыр, яйцо; транспорт: автобус, машина, троллейбус, трамвай, поезд, самолет; птицы: гусь, индюк, петух, ворона, ласточка, сова; головные уборы: шапка, кепка, панама, платок, шляпа, берег; профессии людей: врач, учитель, продавец, шофер, повар, маляр.

6 ЛЕТ - вопросы:

Где читают или обменивают книги? (библиотека)

Где смотрят спектакли? (театр)

Процедура:

5ЛЕТ  «Назови изображенные предметы» «Как назвать одним словом?»

6ЛЕТ «Ответь на вопросы»

2ЗАДАНИЕ. Назови части предмета. Материал: картинки: 5 ЛЕТ - стул, машина

6ЛЕТ - тело, чайник Процедура: «Назови части предметов» Сту л - спинка, сиденье, ножки; Машина - кабина, кузов, колесо, фары, руль; Тело - живот, спина, плечо, локоть, ладонь, колено, пятка; Чайник - донышко, носик, крыша, ручка

Критерии:

3балла - высокий уровень - все или почти все (более 80 %) слова есть в активном словаре.

2балла - средний уровень - половина слов отсутствует в активном словаре.

1балл - низкий уровень - большая часть слов отсутствует как в активном, так и в пассивном словаре.

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Задание. Название действия по предъявленному предмету. Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

5 ЛЕТ        6 ЛЕТ

самолет, лошадь, дятел        часы, солнце, вода из крана

мама, бабушка, бабушка        девочка, бабушка, девочка Процедура: «Назови, что делает...»

Задание. Подбор действий к существительным Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ - повар, воспитатель, врач:

6 ЛЕТ - швея, учитель, почтальон. Процедура: 5 ЛЕТ «Что делает повар (воспитатель, врач)?»

6 ЛЕТ «Что делает швея (учитель, почтальон)?»

Задание. Название действия по звукоподражанию.

Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ - кошка, собака, корова; 6 ЛЕТ - утка, лошадь, овца. Процедура: «Кто как кричит? (голос подает)

5ЛЕТ «Петух кукарекает, а кошка..., а собака..., а корова...»

6ЛЕТ «Петух кукарекает, а утка..., а лошадь..., а овца...»

Критерии:

3 балла - высокий уровень - самостоятельно подобрано действие к каждому из предложенных существительных (не менее трех действий).

2балла - средний уровень - самостоятельно подобрано одно действие.

1балл - низкий у ровень - к большинству из предложенных существительных действия подбираются с помощью побуждающих вопросов или контекстной подсказки. Неадекватные ответы.

СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание. Подбор признаков к предметам. Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ: лимон, лиса, яблоко

6ЛЕТ: солнце, ель, дом Процедура: «Скажи какой...? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?»

Критерии:

3балла - высокий уровень - самостоятельно подобрано к каждому из предложенных существительных три и более прилагательных.

2балла - средний уровень - к каждому из предъявленных существительных самостоятельно подобрано одно прилагательное и два с помощью наводящих вопросов.

1 балл - низкий уровень - к каждому из предъявленных существительных прилагательные подбираются с помощью.

ПОДБОР АНТОНИМОВ (СИНОНИМОВ)

Задание. Антонимы.

Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ: веселый, длинный, широкий, завязывать, открывать

6 ЛЕТ: глубокий, день, добро, тихо, холодно Процедура: «Скажи наоборот» 6ЛЕТ

задание. Синонимы.

Материал: слова - стимулы: боец, отважный, радоваться

Процедура: «Скажи по-другому» Критерии:

3 балла - высокий уровень - ко всем словам правильно подобраны антонимы (или синонимы).

2 балла - средний уровень - к ни менее семи словам (для синонимов к двум) правильно подобраны антонимы

(синонимы).

1 балл - низкий уровень - единичные ответы или задания полностью не выполняется.

Выводы: активный словарный запас соответствует возрасту (ограничен)

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Цель: исследование умений владеть грамматическими конструкциями.

5 ЛЕТ

Задание. Употребление существительных в различных падежах. Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

Процедура: ребенку предъявляется картинка и предлагается ответить на вопросы: Р.П. - Без чего?

Д.П. - Дает корм кому?        В.П. - Нарисовал кого?        Т.П. - Работает чем? П.П. - Мечтает о чем?

Задание. Изменение прилагательных по родам.

Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) майка, мяч, яблоко, сумка, автобус, полотенце. Процедура: ответь на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Задание. Образование родительного падежа множественного числа существительных. Материал: слова-стимулы:        5 ЛЕТ: комната, лес;

6 ЛЕТ: сад, школа Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы:

5ЛЕТ: Чего много в комнате? (в лесу)

6ЛЕТ: Чего много в саду? (в школе)

ЗАДАНИЕ. Образование множественного числа существительных. Материит: картинки: (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

5ЛЕТ: кошка, вагон, гнездо, кот

6ЛЕТ: кровать, лампа, стол, гриб, письмо, яйцо, ухо Процедура: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много»

Задание. Согласование существительных с числительными. Материей: картинки, цифры (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Тетрадь, карандаш, яблоко; 1, 3,5(7)

Задание. Употребление предлогов.

Материал: картинки 

5 ЛЕТ: в, на, под, из, с/со

6 ЛЕТ: за, над, к, от, из-за, из-под

Процедура: ребенку предлагаются ответить на вопросы по картинкам: Куда? Откуда? Где?

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ЗАДАНИЕ. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Материал: 

5 ЛЕТ - картинки: ключ, пуговица, звезда (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

6 ЛЕТ - слова - стимулы: сапог, кровать, изба, вода, одеяло.

Процедура: «Назови ласково»

Задание. Образование приставочных глаголов. Материей: картинки

5 ЛЕТ: шел, ехал - за, вы, под

6 ЛЕТ: шел, ехал - пере, от

Процедура: «Назови действия и ответь на вопросы»

Задание. Образование относительных прилагательных.

Материал: 5 ЛЕТ: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.): шкаф из дерева, чашка из фарфора, шапка из шерсти, машина из металла

6 ЛЕТ: слова - стимулы: из резины, из снега, из баклажанов, из брусники Процедура: предлагается ответить на вопросы: Какой? Какая?

Задание. Образование притяжательных прилагательных.

Материал: 5 ЛЕТ: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.): заяц, лиса, волк

6 ЛЕТ: слова - стимулы: медведь, олень, гусь Процедура: ребенку дается картинка или слово-стимул и предлагается ответить на вопрос: Чья? Чье? Чей?

Задание. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.

Материал: вопросы

Процедура: 5 ЛЕТ: Кто убирает двор? Кто чинит сапоги? Кто играет на пианино?

6 ЛЕТ: Кто играет на скрипке? Кто строит дома? Кто чинит часы?

Задание. Образование названий детенышей животных. Материал: картинки с изображением животных и их детенышей:

5ЛЕТ: коза. волк, курица, утка, тигр - в единственном числе

6ЛЕТ: корова, лошадь, овца, сова - во множественном числе.

Процедура: задание в форме игры «Кто у кого? необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы единственного или множественного числа именительного падежа.

Задание. Образование сложных слов.

Материал: словосочетания: 5 ЛЕТ: листья падают, сам летит, пыль сосет

6 ЛЕТ: снег падает, мясо рубит, везде ходит

Процедура: «Скажи одним словом»

Критерии:

3 балла - высокий уровень - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания - с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с само коррекцией.

2 балла - средний уровень - из предложенного материала восемь и более заданий выполнено верно. При выполнении остальных заданий допускаются ошибки.

1 балл - низкий уровень - большинство заданий выполняются с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна.

Выводы: (не) имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Цель: исследование овладения детьми связной контекстной речи.

Отмечается: самостоятельность, соблюдение грамматических норм, связность повествования.

Задание. Составление предложений.

Материал: 5 ЛЕТ: картинка (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

6 ЛЕТ: опорные слова:        девочка, гулять, парк; альбом. Катя, купить, новый

Процедура: «Составь предложение» Критерии:

3балла - высокий уровень - все предложения составлены самостоятельно, грамматически правильно из трех и более слов.

2балла - средний уровень - допускаются единичные ошибки в построении предложений. После утоняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно.

1балл - низкий уровень - предложения подменяются перечислением предметов и действий, представленных на картинках.

Задание. Пересказ текста. Материал: рассказы:

5ЛЕТ: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берег и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

6ЛЕТ: Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

Процедура: Вниманию ребенка предлагается текст для прослушивания. Беседа по прочитанному. Дается установка на запоминание и пересказ текста. Повторное чтение текста.

Критерии:

3балла - высокий уровень - пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.

2балла - средний уровень - при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропу ски текста без искажения смысла. Встречаются единичные нарушения структуры предложений.

1 балл - низкий уровень - пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения и последовательность событий значительно нарушены, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие языковых средств.

Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Материал: серии сюжетных картин (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.):

5ЛЕТ - «Козлята»

6ЛЕТ - «Нашли ежа»

Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, расставить по порядку и составить рассказ.

6 ЛЕТ

Задание. Составление рассказа по картинке.

Материал: сюжетная картинка (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) «Кот и молоко»

Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить по ней рассказ.

Критерии:

3 балла - высокий уровень - картинки рассмотрены внимательно, с интересом, серия разложена самостоятельно, без ошибок. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

2 балла - средний уровень - серия разложена с ошибками. После помощи в виде уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно. Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку. Связность повествования нарушена, используются простые предложения.

1 балл - низкий уровень - при раскладывании серии действия импульсивны, допущенные ошибки чаще всего исправляются в виде прямых указаний на события. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках. Помощь в виде вопросов используется. Но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы.

Выводы: связная речь сформирована (недостаточно).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Диагностический инструментарий уровня речевого развития

Т. А. Фотекова  "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...

Диагностический инструментарий уровня речевого развития

Т. А. Фотекова  "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...

Инструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровня

Инструментарий к речевой картеИнструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровнядля детей с общим недоразвитием речи I-III уровня...

Инструментарий к речевой карте

картинный материал...