Цифровая образовательная среда ДОУ
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Разгонюк Ольга Сергеевна

Материал о том, как с помощью современных технологий увеличить дистанционный охват детей логопедом с использованием современных цифровых устройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgonyuk_o.s._1.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный фестиваль педагогических и образовательных практик

Направление: Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов

Тема: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ

Автор: учитель-логопед, учитель-дефектолог МКДОУ детский сад № 7 «Буратино»

Разгонюк О. С.

Куратор: старший воспитатель

МКДОУ детский сад № 7 «Буратино» Самохвалова А. Н.

с. Богучаны, 2020

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ

Проблема, на решение которой направлена представленная образовательная практика, очень актуальна: малая доступность логопедической помощи для населения.  Эта проблема имеет несколько аспектов:

Во-первых, последние 10 лет я наблюдаю тенденцию к утяжелению речевых нарушений у детей, что не может не беспокоить специалистов и  педагогов ДОУ. Если 10-15 лет назад о детях с общим недоразвитием речи первого уровня мы могли прочесть, в основном, только в учебниках по логопедии и преобладали дети с простой дислалией, которую можно исправить в короткие сроки, то сейчас детей  с ОНР I стало намного больше. Появилось очень много детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.

Во-вторых, мы наблюдаем новое поколение детей, которые с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.

В-третьих, в некоторых общеобразовательных ДОУ нашего края сложилась такая ситуация, при которой логопеды до предела заняты работой с детьми с ОВЗ.  При этом дети, не имеющие такого статуса, но нуждающиеся в помощи логопеда, не могут её получить.

В-четвертых, есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они тоже остаются без логопедической помощи, так  же, как и дети, живущие в отдаленных населенных пунктах, где в детских садах нет специалистов и нет возможности обратиться за помощью подобного рода.

В связи с вышесказанным возникла необходимость в создании такой педагогической практики, которая позволяла бы родителям получить необходимую информацию логопедической направленности и применить ее на практике, и тем самым я могла бы оказать нуждающимся детям логопедическую помощь дистанционно (с использованием современных цифровых устройств). И, кроме этого, появилась бы возможность применения телефонов и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.

Цель представленной педагогической практики: увеличение охвата детей логопедом и оказание им логопедической помощи.

Задачи:

  1. Составление плана работы по данному направлению: определение тем для видео, их последовательности.
  2. Организация  съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы.
  3. Осуществление монтажа и постобработки видеоматериалов, размещение их на своём канале  в YouTube.
  4. Распространение афиш, флаеров и информации в  сети Интернет для привлечения  на свой канал родителей ДОУ, района и края, чьим детям необходима помощь логопеда.
  5. Отслеживание выполнения упражнений детьми.
  6. Оказание периодической консультативной помощи тем родителям, которые желают продолжить сотрудничество с логопедом.

Целевая аудитория – родители детей, нуждающихся в логопедической помощи, дети с речевыми нарушениями, логопеды и воспитатели детских садов.

В рамках представленной педагогической практики я пользовалась следующими технологиями:

  • здоровьесберегающие технологии:  использование технологии сохранения и стимулирования здоровья в виде артикуляционной и дыхательной гимнастики позволяет производить коррекцию нарушений звукопроизношения у детей;
  • информационно-коммуникационные технологии: использование мультимедийных материалов и современных цифровых устройств позволяет сделать процесс усвоения материала более современным, вызвать живой интерес у ребенка. Также, данные видео являются хорошим наглядным пособием и демонстрационным материалом, что повышает результативность занятия;
  • игровые технологии:  с помощью игровых заданий у детей развиваются психические процессы, ребенок познает мир и чему-то учится.  Игровые компоненты, включенные в мультимедийные материалы, повышают интересе детей, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.

Методы: словесные (рассказ, беседа); игровые (дидактическая игра); практические.

Приёмы: объяснение, пояснение, вопросы; выполнение педагогом игровых действий, сюрпризное появление объектов, упражнение.

Форма обучения:  дистанционная.

Способы  обучения:  по подражанию.

В представленной педагогической практике я использую следующие организационные механизмы: индивидуальная работа педагога.

Представленная практика направлена на следующие планируемые результаты:  

  • улучшение подвижности артикуляционного аппарата детей, что будет способствовать как спонтанному появлению звуков, так и подготовит их к постановке необходимых звуков речи;
  • увеличение охвата детей с речевыми нарушениями логопедом, оказание профессиональной помощи населению для улучшения состояния речи детей;
  • популяризация логопедических знаний среди родителей, что позволит им своевременно обратиться за консультацией и получить необходимую помощь;
  • распространение собственного педагогического опыта.

Основная идея этой педагогической практики в том, что как  логопед, я считаю своим профессиональным  долгом оказывать посильную помощь как можно большему количеству детей с речевыми нарушениями для того, чтобы дети впоследствии не испытывали трудностей в обучении, связанных с речевыми нарушениями. Также с  помощью этой практики я популяризую логопедические знания среди родителей, оказываю логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями, распространяю свой личный педагогический опыт среди коллег в масштабах не только нашей страны, но  и стран ближнего зарубежья.

Для воплощения этой идеи в 2013 году мною был создан канал в YouTube, на котором я размещаю видеоматериалы логопедической направленности. Этот канал является частью цифровой среды нашего ДОУ. Здесь вы найдете видео, в которых даны понятные рекомендации, как выполнить с ребенком специальные упражнения, направленные на:

  • формирование силы, длительности воздушной струи;
  • формирование артикуляционных укладов для постановки звуков речи;
  • видео о постановке нарушенных звуков;
  • видео о развивающих играх для детей;
  • блок видео для детей от 2 до 4 лет.

В 2019 году мною был запущен социальный проект «Малышок» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. С помощью этого проекта я помогаю родителям начать заниматься речевым развитием своего ребенка. Проект включает в себя восемь последовательных видео.

Механизм действия этого проекта таков: сначала я информирую родителей об этом проекте с помощью афиш, флаеров и сети Интернет. Затем родитель вместе со своим ребенком ежедневно в течение недели смотрят одно видео из проекта и выполняют упражнения. На следующей неделе  они смотрят следующее видео и так далее,  до последнего видео из этого проекта. При этом, если у родителя возникают вопросы, он всегда может получить ответы, обратившись ко мне через комментарии, по телефону или через соцсети. После того, как все упражнения этого проекта будут проработаны, ребенок будет готов к усвоению специальных артикуляционных упражнений для постановки определенных звуков. Далее  я периодически консультирую родителя и даю ему дальнейшие рекомендации.

Особенность этого проекта в том, что участвовать в нем может абсолютно любой ребенок указанного возраста, так как артикуляционные упражнения, используемые в проекте, являются самыми простыми, базовыми. С этих упражнений обычно начинают работу логопеды с детьми среднего дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития.  Кроме того, эти артикуляционные упражнения будут полезны также и детям без нарушений звукопроизношения, так как будут являться их профилактикой. Кроме того, принять участие можно, находясь даже в отдаленном населенном пункте, так как обратная связь и дальнейшее взаимодействие осуществляется не только при личной встрече, но и дистанционно, с помощью видеосвязи в мессенждерах либо в соцсетях.

Уникальность и ценность этой практики в том, что воспользоваться данными материалами можно, находясь даже в отдаленном населенном пункте, так как обратная связь и дальнейшее взаимодействие осуществляется не только при личной встрече, но и дистанционно, с помощью видеосвязи в мессенждерах либо в соцсетях. Кроме того, видеоматериалы представлены в понятной и доступной форме.

Качественное оценивание результатов деятельности осуществляется очно либо посредством обратной связи в виде присланных видеофрагментов о том, как ребенок выполняет рекомендованные упражнения. Также, я визуально оцениваю объём, амплитуду  артикуляционных движений ребенка, качество удержания определенных артикуляционных позиций и даю индивидуальные рекомендации.

Количественное оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью YouTube-аналитики. Здесь я вижу количество просмотров по каждому видео, время просмотра, а также имена, геолокацию посетителей и прочие данные.

В результате применения данной практики возросло количество очных и дистанционных обращений, увеличен охват детей логопедом, логопедические знания популяризованы среди населения, собственный педагогический опыт распространен. Таким образом, цель достигнута.

Проблемы и трудности были обнаружены в том, что, несмотря на легкость и доступность представленного материала, не все родители готовы выполнять эти задания систематически и регулярно, что необходимо для достижения положительного результата. У некоторых родителей нет полного понимания масштаба проблемы речевого нарушения и того, что разовым воздействием здесь не обойтись. Работа по устранению речевого нарушения трудна и кропотлива, она требует от родителя предельной организованности.

Мои рекомендации тем, кого заинтересовала данная педагогическая практика:  

  1. Прежде всего, вам нужно понять, для чего вы это будете делать, кто будет вашей целевой аудиторией и каких результатов вы планируете достичь.
  2. Вам понадобится наличие качественной цифровой аппаратуры и умение работать в специальных программах для монтажа и постобработки видеоматериалов.

Кураторство и сопровождение моей педагогической практики осуществляет старший воспитатель МКДОУ детский сад № 7 «Буратино» – Самохвалова Анна Николаевна.

Ссылка на видеоматериалы:

Ссылка на YouTube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCzjCLRrBe9yNVK6e2VTVyTg/videos

Ссылки на проект «Малышок»

Видео вводное: https://www.youtube.com/watch?v=WdM3uz18u4M

Видео 1: https://www.youtube.com/watch?v=sX6VGEBrl-I

Видео 2: https://www.youtube.com/watch?v=Mvhp6RCttA4

Видео 3: https://www.youtube.com/watch?v=ytCX7Nik5XY

Видео 4: https://www.youtube.com/watch?v=EQkcxd3aUko

Видео 5: https://www.youtube.com/watch?v=MhWcXzOhEJc

Видео 6: https://www.youtube.com/watch?v=TMxO8vgtP0o

Видео 7: https://www.youtube.com/watch?v=kewoSJkP29s

Видео 8: https://www.youtube.com/watch?v=Pii7EzE-Zk8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная цифровая образовательная среда в музыкальном воспитании.

Образовательная среда в музыкальном воспитании....

Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...

Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...

«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для своевременного выявления и коррекции нарушений речи, необходимо постоянно осваивать и включать в работу инно...

«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для успешной работы специалисту нужно освоить все традиционные логопедические технологии, а также мультимедийные...

Эссе «Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».

laquo;Цифровизация – наше всё!» Эту фразу, наверное, можно сделать лозунгом нынешнего образования. Цифровая грамотность, на мой взгляд, – одна из основных компетенций современн...