Особенности мышления у детей с дизартрией
статья по логопедии

Карпунина Светлана Викторовна

Речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой  этой  проблемы  занимались  такие  видные психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,       Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. З. Зак, А. А.  Люблинская,     А. В. Брушлинский, П. П. Блонский и многие другие.

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.

Ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи отводят наглядно-образному мышлению. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпунина Светлана Викторовна

Статья «Особенности мышления у детей с дизартрией»

Развитие речи в раннем возрасте у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям.  Задержка формирования речи ведет к замедленному формированию вербальных форм мышления.  

Исследованию неречевой сферы детей со стертой дизартрией посвящены  ряд исследований таких ведущих педагогов, психологов и логопедов,  как  О. В. Токарева, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская,        Е. М.  Мастюкова, М. В. Ипполитова,   Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец,        С. И. Маевская,   анализ которых показал, что в науке нет единой точки зрения по вопросу особенностей мышления детей со стертой дизартрией.

По данным Р. И. Мартыновой, при выполнении заданий, направленных на диагностику мышления,  дети с легкой формой дизартрии  дали меньшее количество правильных ответов, причем качество их работы было ниже, они были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Однако некоторое ослабление их мыслительной деятельности не носило характер умственной отсталости, а проходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти (Мартынова Р. И., 1975).

У большинства детей со стертой дизартрии исследователи                         Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова  обнаружили легкую (стертую) неврологическую симптоматику, которая выявляется при тщательном исследовании и указывает на органическое поражение центральной нервной системы,  в результате чего формирование психических процессов имеет ряд особенностей. У детей с дизартрией выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой работоспособности, нарушения памяти, внимания. Для этих детей  характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса.

У детей со стертой дизартрией за счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности формирования  мыслительных операций.  Р.И. Мартынова  считает одной из причин недостатков в  формировании психических процессов, связанных с речью: вербального мышления, слухоречевой памяти,  нарушения кинестезий и возникающие вследствие этого   фонематические нарушения (Мартынова Р. И., 1975).

У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности такой дифференциации, у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют, отмечают     Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., 2001). Исследованием выявлен более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов; объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике. Так, сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой формой дизартрии при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре.

Развитие мышления совершается в двух планах – в вербальном и невербальном. Оба эти плана  взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития вербального мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под  воздействием вербального мышления (Власенко И. Т., 1990).

Главные линии развития мышления в дошкольном детстве: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образного мышления  на основе произвольной и опосредованной памяти, начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Стертая  псевдобульбарная дизартрия представляет собой  речевую  патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга (Гуровец Г.В., Маевская С.И., 1978).

 Помимо нарушений звукопроизносительной стороны речи,   лексико – грамматической стороны речи,  у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией отмечаются определенные недостатки в формировании наглядно-образного и словесно-логического мышления,  устранение которых является одной из первоочередных задач логопеда, поскольку развитие речи неразрывно связано с формированием мышления.

Вывод

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Познание объективной действительности от ощущения и восприятия переходит к мышлению. Различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация и дифференциация. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез мышления детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдениями и тому подобное. Большое количество вопросов, которое задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектах мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. У детей с дизартрией на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией. Исключением лишнего понятия умозаключением по аналогии. Недостатки мышления у детей с дизартрией могут иметь не только вторичный, но и первичный характер. Для многих детей с дизартрией характерна также ригидность мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мышления у детей дошкольного возраста

В статье описаны возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста и приведены примеры игр на развитие мыслительных процессов....

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития...

Особенности мышления у детей с ЗПР и УО

В презентации рассматриваются особенности мышления детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью....

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Изучение особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Становление речи и речемыслительной деятельности – важный фактор развития в детском возрасте, особенно в развитии детей с ОВЗ.Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельн...

"Особенности обучения грамоте детей с дизартрией".

Дети, страдающие дизартрией, общим недоразвитием речи, нарушением фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками....

Особенности мышления современных детей и использование информационно-компьютерных технологий в их обучении (из опыта работы)

За последние десятилетия с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет всё сильнее и сильнее возрастает информатизация нашего общества.Информатизация общества существенно изменила прак...