Как научить ребенка читать?
статья по логопедии (старшая группа)

Помозова Оксана Владимировна

Как научить ребенка читать?

 

Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.

 

Самая главная ошибка родителей — они учат сначала буквам («Эм», «Эл», «Ша» и др.), а потом соединять их в слоги. Возникает проблема: ребенок не может понять, почему он читает «пэ, а, пэ, а», а это оказывается слово «папа». Читайте статью: Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.

Задолго до поступления в школу родители, бабушки и дедушки начинают обучать ребенка буквам, алфавиту, чтению. Делает это каждый в меру своего опыта и предпочтений, порой надергав отрывочные сведения разных методик. В этой статье мы расскажем, какие основные ошибки допускают "домашние" при обучении ребенка чтению и как их избежать.

Ошибка 1. Молодые мамы часто хотят, чтоб с самых малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других. Для этого нередко они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и самое интересное, им это удается.

Но в чем ошибка?

 

В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками и друг с другом, но понимать то, о чем они читают — они не будут. Даже элементарная просьба пересказать для них окажется чем-то невозможным. Лучше всего начинать обучение чтению около 5-6 лет, когда ребенок более развит в психическом плане.

Ошибка 2. Перед молодыми родителями нередко встает вопрос о том, какую методику и технологию лучше использовать. И хватаются за все сразу, а конечного положительного результата не видят.

Какое тут может быть решение?

 

Каждая из методик универсальна и интересна по-своему. Не стоит браться за все сразу. Нужно поставить сначала в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными новинками, понравившимися элементами методик, дидактическими играми и упражнениями.  

Почему именно традиционное обучение надо  брать за основу обучения, а не инновационное с авторскими методами?

Методика целых слов Глена Домана, например, как и методика Тюленева привлекательна тем, что у ребенка пополняется словарный запас. Но кучку длинных слов запоминать сложно, к тому же, изученные слова, написанные другим шрифтом и даже цветом, плохо узнаются ребенком.

Методика Николая Зайцева хороша тем, что автор показывает с помощью кубиков всевозможные варианты слогов. Здесь есть один нюанс: в один момент ребенок воспринимает за единицу чтения слог, а не звук, что позже может привести к путанице между слогом и звуком. Добавлять методику Зайцева к традиционной — очень интересно, полезно, но важно только следить, чтобы ребенок не путал звук и слог.

Шершавые буквы Марии Монтессори позволяют тактильно понять структуру буквы и запомнить ее через разнообразное письмо. Эту методику также будет интересно добавлять к стандартному обучению.

Ошибка 3. Неопытные родители обычно начинают обучение чтению со знакомства с буквами. Казалось бы, что в этом плохого?

Проблема в том, что когда ребенок выучит буквы, ему сложно будет соединять буквы друг с другом, потому что он умеет читать их только как названия букв. Ему нереально сложно будет понять, почему «мэ», «а», «мэ», «а» — будет «мама».

Какое решение?

 

Учить сначала не буквами, а звуками. То есть не «Мэ», а «м», не «мэ-а-мэ-а», а «мммааааа-ммммммаааа», чтоб ребенок понял, каким образом гласная может «подружиться» с согласной.

Ошибка 4. Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да, это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.

Почему?

 

Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит впереди слова «мама», он может ответить — машина. А это неправильный подход к обучению.

Существует множество хороших методов, среди которых можно выбрать что-то для себя и своего ребенка, но нужно помнить, что все новое — хорошо забытое старое. Ставьте в основу обучения традиционные методы, тогда и новинки помогут, и увлекательное обучение будет обеспечено. 

Как правильно научить ребенка быстро читать?

 

В этом поможет традиционная методика, которая основывается на первичном изучении звуков, а не символов букв. Основные этапы, которые нужно будет осуществить:

1 шаг: Приобрести букварь.

Обратите внимание, чтоб в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтоб было совмещено изучение буквы и слогов. Предлагаем использовать букварь Н.С. Жуковой.

2 шаг: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками.

На первый план выходят  гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы.

Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л.

Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к.

3 шаг: Ежедневное повторение предыдущего материала.

Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно играйте с детьми по пройденным буковкам.

4 шаг: Как научить ребенка читать по слогам?

Этот шаг только на первый раз кажется сложным.

Например, рассмотрим слог «Ка».

Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями» произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга. «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так, любые гласные могут подружиться с согласными буквами.

5 шаг: Разучивание слогов.

Сначала разучиваются простые слоги, вроде: ма, по, ла, ло; а после того как ребенок поймет, как именно, образуются слоги, он легко станет прочитывать и более сложные слоги: жу, до, вэ.

После этого важно закрепить это умение, используя уже не только простые слоги, но и сложные, то есть закрытые, где гласная стоит перед согласной.

6. Шаг: Чтение простых слов.

Здесь уже можно непросто читать маленькие слова из простых слогов, но и составлять их с помощью карточек. Для этого также применимо упражнение:

image

 

Закончить слово, добавив в конце -ча или -чу:

image

7 шаг: Выучить алфавит.

Для запоминания алфавита можно использовать стихотворения, песенки. Например:

А! Алфавит поём мы вместе!
Б! Будем петь его, как песню.
В! Весело споём его мы
Г! Громче грома, громче грома.
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у вас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно б было
З! Знанья это наша сила,
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом,
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр.
П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей – его опора.
Ч! Чтим его – рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе.
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских солистов!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Чтобы запомнить буквы, их можно лепить их из пластилина, теста, бумаги, делать с помощью бисера, из ткани и других материалов.

8 шаг. Использование слов в дидактических играх, упражнениях и на практике.

  • Ежедневные записки для ребенка со списком дел.
  • Перед речевыми занятиями каждый раз рекомендуется проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, произносить слоги, составлять слова. Чтение чистоговорок, пословиц и поговорок.
  • Провождение времени за просмотром диафильмов с чтением надписей внизу картины. Наглядность вместе с чтением дает лучший эффект, потому как задействуется и зрительный, и речевой, и слуховой анализаторы.
  • Метод параллельного чтения. Это когда у родителя есть текст, и у ребенка такой же. Взрослый читает в разном темпе, а ребенок следит.
  • Эксперимент. Сколько слов за минуту он читает? Пусть прочитывает одно слово. Можно делать такой эксперимент каждый день. Результаты будут весьма заметны.
  • Предлагайте ребенку читать про себя, а не вслух. Таким образом, читать он будет намного быстрее, потому как охватывать глазами будет и следующие слова.
  • Поиграйте с ударениями. Можно проговаривать, как правильно и как нет, чтоб ребенок сам исправил ошибку в ударении.
  • Упражнение для развития зоркости. Среди ряда гласных пусть найдет согласную. Можно менять.
  • Упражнение для того, чтобы ребенок не боялся несколько согласных букв подряд. Нужно просто записывать взрослому такие «страшные» сочетания букв и проговаривать их каждый день ребенку, при этом добавляя новые, как только встретятся. А можно просто каждый день ребенку на одном дыхании проговаривать 15 любых согласных, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф. Тоже очень полезно.
  • Игра в замену букв в слове: кот — кит, лес — лез.
  • Деформированные предложения, например: Мишка к день рожденья пришел лисе. Пусть ребенок отгадывает.
  • Работа над пониманием текста. Полезно приучать ребенка к ролевому чтению, чтобы он учился выражать эмоции героя, про которого он читает.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_chitat.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать?

Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.

Самая главная ошибка родителей — они учат сначала буквам («Эм», «Эл», «Ша» и др.), а потом соединять их в слоги. Возникает проблема: ребенок не может понять, почему он читает «пэ, а, пэ, а», а это оказывается слово «папа». Читайте статью: Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.

Задолго до поступления в школу родители, бабушки и дедушки начинают обучать ребенка буквам, алфавиту, чтению. Делает это каждый в меру своего опыта и предпочтений, порой надергав отрывочные сведения разных методик. В этой статье мы расскажем, какие основные ошибки допускают "домашние" при обучении ребенка чтению и как их избежать.

Ошибка 1. Молодые мамы часто хотят, чтоб с самых малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других. Для этого нередко они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и самое интересное, им это удается.

Но в чем ошибка?

В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками и друг с другом, но понимать то, о чем они читают — они не будут. Даже элементарная просьба пересказать для них окажется чем-то невозможным. Лучше всего начинать обучение чтению около 5-6 лет, когда ребенок более развит в психическом плане.

Ошибка 2. Перед молодыми родителями нередко встает вопрос о том, какую методику и технологию лучше использовать. И хватаются за все сразу, а конечного положительного результата не видят.

Какое тут может быть решение?

Каждая из методик универсальна и интересна по-своему. Не стоит браться за все сразу. Нужно поставить сначала в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными новинками, понравившимися элементами методик, дидактическими играми и упражнениями.  

Почему именно традиционное обучение надо  брать за основу обучения, а не инновационное с авторскими методами?

Методика целых слов Глена Домана, например, как и методика Тюленева привлекательна тем, что у ребенка пополняется словарный запас. Но кучку длинных слов запоминать сложно, к тому же, изученные слова, написанные другим шрифтом и даже цветом, плохо узнаются ребенком.

Методика Николая Зайцева хороша тем, что автор показывает с помощью кубиков всевозможные варианты слогов. Здесь есть один нюанс: в один момент ребенок воспринимает за единицу чтения слог, а не звук, что позже может привести к путанице между слогом и звуком. Добавлять методику Зайцева к традиционной — очень интересно, полезно, но важно только следить, чтобы ребенок не путал звук и слог.

Шершавые буквы Марии Монтессори позволяют тактильно понять структуру буквы и запомнить ее через разнообразное письмо. Эту методику также будет интересно добавлять к стандартному обучению.

Ошибка 3. Неопытные родители обычно начинают обучение чтению со знакомства с буквами. Казалось бы, что в этом плохого?

Проблема в том, что когда ребенок выучит буквы, ему сложно будет соединять буквы друг с другом, потому что он умеет читать их только как названия букв. Ему нереально сложно будет понять, почему «мэ», «а», «мэ», «а» — будет «мама».

Какое решение?

Учить сначала не буквами, а звуками. То есть не «Мэ», а «м», не «мэ-а-мэ-а», а «мммааааа-ммммммаааа», чтоб ребенок понял, каким образом гласная может «подружиться» с согласной.

Ошибка 4. Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да, это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.

Почему?

Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит впереди слова «мама», он может ответить — машина. А это неправильный подход к обучению.

Существует множество хороших методов, среди которых можно выбрать что-то для себя и своего ребенка, но нужно помнить, что все новое — хорошо забытое старое. Ставьте в основу обучения традиционные методы, тогда и новинки помогут, и увлекательное обучение будет обеспечено. 

Как правильно научить ребенка быстро читать?

В этом поможет традиционная методика, которая основывается на первичном изучении звуков, а не символов букв. Основные этапы, которые нужно будет осуществить:

1 шаг: Приобрести букварь.

Обратите внимание, чтоб в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтоб было совмещено изучение буквы и слогов. Предлагаем использовать букварь Н.С. Жуковой.

2 шаг: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками.

На первый план выходят  гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы.

Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л.

Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к.

3 шаг: Ежедневное повторение предыдущего материала.

Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно играйте с детьми по пройденным буковкам.

4 шаг: Как научить ребенка читать по слогам?

Этот шаг только на первый раз кажется сложным.

Например, рассмотрим слог «Ка».

Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями» произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга. «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так, любые гласные могут подружиться с согласными буквами.

5 шаг: Разучивание слогов.

Сначала разучиваются простые слоги, вроде: ма, по, ла, ло; а после того как ребенок поймет, как именно, образуются слоги, он легко станет прочитывать и более сложные слоги: жу, до, вэ.

После этого важно закрепить это умение, используя уже не только простые слоги, но и сложные, то есть закрытые, где гласная стоит перед согласной.

6. Шаг: Чтение простых слов.

Здесь уже можно непросто читать маленькие слова из простых слогов, но и составлять их с помощью карточек. Для этого также применимо упражнение:

Закончить слово, добавив в конце -ча или -чу:

7 шаг: Выучить алфавит.

Для запоминания алфавита можно использовать стихотворения, песенки. Например:

А! Алфавит поём мы вместе!
Б! Будем петь его, как песню.
В! Весело споём его мы
Г! Громче грома, громче грома.
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у вас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно б было
З! Знанья это наша сила,
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом,
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр.
П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей – его опора.
Ч! Чтим его – рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе.
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских солистов!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Чтобы запомнить буквы, их можно лепить их из пластилина, теста, бумаги, делать с помощью бисера, из ткани и других материалов.

8 шаг. Использование слов в дидактических играх, упражнениях и на практике.

  • Ежедневные записки для ребенка со списком дел.
  • Перед речевыми занятиями каждый раз рекомендуется проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, произносить слоги, составлять слова. Чтение чистоговорок, пословиц и поговорок.
  • Провождение времени за просмотром диафильмов с чтением надписей внизу картины. Наглядность вместе с чтением дает лучший эффект, потому как задействуется и зрительный, и речевой, и слуховой анализаторы.
  • Метод параллельного чтения. Это когда у родителя есть текст, и у ребенка такой же. Взрослый читает в разном темпе, а ребенок следит.
  • Эксперимент. Сколько слов за минуту он читает? Пусть прочитывает одно слово. Можно делать такой эксперимент каждый день. Результаты будут весьма заметны.
  • Предлагайте ребенку читать про себя, а не вслух. Таким образом, читать он будет намного быстрее, потому как охватывать глазами будет и следующие слова.
  • Поиграйте с ударениями. Можно проговаривать, как правильно и как нет, чтоб ребенок сам исправил ошибку в ударении.
  • Упражнение для развития зоркости. Среди ряда гласных пусть найдет согласную. Можно менять.
  • Упражнение для того, чтобы ребенок не боялся несколько согласных букв подряд. Нужно просто записывать взрослому такие «страшные» сочетания букв и проговаривать их каждый день ребенку, при этом добавляя новые, как только встретятся. А можно просто каждый день ребенку на одном дыхании проговаривать 15 любых согласных, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф. Тоже очень полезно.
  • Игра в замену букв в слове: кот — кит, лес — лез.
  • Деформированные предложения, например: Мишка к день рожденья пришел лисе. Пусть ребенок отгадывает.
  • Работа над пониманием текста. Полезно приучать ребенка к ролевому чтению, чтобы он учился выражать эмоции героя, про которого он читает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...