Логопед - Ребёнок - Семья
методическая разработка по логопедии
1. Актуальность проблемы:
- увеличение количества детей с недостатками речевого развития;
- перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.
2. Цели
- установить доверительные отношения и психологический контакт с родителями;
- формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и логопедом.
3. Практическая значимость:
Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье.
Ни для кого не секрет, что современная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
За годы своей работы и наблюдений, было установлено увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития. Часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связанно с двумя причинами:
- Родители не слышат недостатков речи своих детей;
- Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой.
Время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему много огорчений и трудностей.
Моя задача, не допустить чтобы ребёнок остался один на один со своей проблемой в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lll.pptx | 1.68 МБ |
doklad_k_prezentatsii.docx | 491.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Установить доверительные отношения; психологический контакт с родителями; Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми; Создавать социально - психологические основы всестороннего целостного развития личности; Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями, педагогами.
Задачи построения стратегии сотрудничества с родителями:
Этапы работы с родителями
Формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьёй Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок - семья Массаж Блоки сотрудничества Артикуляционная гимнастика просветительный практический Пальчиковая гимнастика Индивидуальные беседы Семинар-практикум Релаксация Анкетирование Совместные развлечения (КВН, викторины) Дыхательные упражнения Родительские собрания Всеобучи Упражнения для глаз СМИ Тематические досуги Нетрадиционные технологии: песочная терапия; сказкотерапия ; куклотерапия; арт-терапия ; су-джок ; легоконструирование . Консультирование Фотовыставки, тематические выставки Информационные стенды Групповые открытые занятия (с участием родителей) Дни открытых дверей (для родителей) Индивидуальные практикумы Дневники для читателя (родителей и детей) Проектная деятельность
Блоки сотрудничества логопеда и родителей Просветительский Практический
Просветительский блок Информационные стенды Родительские собрания Индивидуальные беседы ( родительские пятиминутки) Анкетирование Консультирование СМИ
Практический блок Групповые открытые занятия с участием родителей Участие родителей в Фотовыставках, тематических выставках в ДОУ Тематические досуги Семинар - практикум Совместные развлечения (КВН, Викторины) Всеобучи Дневник читателя для детей и родителей Проектная деятельность (родители и дети) Индивидуальные практикумы Дни открытых дверей
Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье
Артикуляционная гимнастика Цель: Выработать положение органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и др.), необходимое для овладения правильным звукопроизношением .
Массаж ( самомассаж ) Цель: Усилить обменные процессы, устранить застойные явления; выработать полноценные движения различных групп мышц для произнесения звуков речи.
Пальчиковая гимнастика Цель: Развивать мелкую моторику, улучшать артикуляторную моторику, повышать работоспособность коры головного мозга у ребёнка.
Дыхательные упражнения Цель: Обучить ребёнка правильному речевому дыханию; профилактике дыхательных путей.
Релаксация Цель : Снятие напряжения, умение расслабляться
Музыкотерапия Цель: Создать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать сенсорные процессы ; растормаживать речевую функцию.
Упражнения для глаз Цель: Снять усталость и напряжение глаз
Песочная терапия Цель: Снять мускульное психоэмоциональное напряжение ребёнка, развивать моторику пальцев рук.
Сказкотерапия Цель: Воспитание нравственности, добрых чувств; развитие мышления и творческого воображения.
Куклотерапия Цель: Снятие напряжения, страхов, воспитание дружелюбия, умение быть в коллективе.
Легоконструирование Цель: Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, конструктивные навыки, творческие способности, мышление, учить работать в коллективе .
Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок - семья
Пр осветительский блок Цель: Правильно организовать педагогическое просвещение родителей; подобрать формы работы с детьми для решения общих коррекционных задач . Индивидуальные беседы Цель: Обучать родителей приёмам и формам поведения, которые помогут в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребёнка, обучать гармонизации взаимоотношений между родителями и ребёнком .
Анкетирование Цель: Выявить условия семейного воспитания и личностные особенности дошкольника; отношение к речевому развитию ребёнка; данные анамнеза ребёнка.
Родительские собрания Цель: Знакомить родителей с результатами обследования; с задачами и содержанием работы в логопедических группах и др.
Су - джок Цель: Нормализовать мышечный тонус; опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Информационные стенды Цель: Представить родителям информацию в виде рекомендаций, советов, буклетов; познакомить с новинками литературы для индивидуального обучения (информация постоянно обновляется).
Консультирование Цель: Повышать уровень педагогической культуры; помогать родителям осознать ответственность за воспитание и обучение ребёнка; вести просветительскую работу.
Практический блок Цель: Правильно спланировать работу с родителями по исправлению речи детей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и детей. Групповые открытые занятия (с участием родителей) Цель: Познакомить родителей с процессом обучения детей в логопедической группе; отметить успехи, достижения ребёнка в речевом развитии и подготовке к школе.
Семинары - практикумы Цель: Повышать компетентность родителей в использовании новых методов и приёмов работы; искать нетрадиционные формы обсуждения актуальных проблем воспитания дошкольников.
Совместные развлечения Цель: Выявить определённые программой знания детей и умение применять их в новый нетрадиционной ситуации, требующей творческое мышление; закреплять коммуникативные способности.
День открытых дверей Цель: Показать итоги обучения в логопедической группе; умение использовать полученные знания в играх; учить работать индивидуально и в коллективе.
Проектная деятельность Цель: Развитие свободной творческой личностями ребёнка т. е. развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления; коммуникативных навыков; обеспечение психологического благополучия и здоровья в семье.
Индивидуальные практикумы Цель: Познакомить родителей с приёмами работы детей в логопедической группе; вовлекать их в жизнь ребёнка и группы; формировать эмоциональный контакт родителей и детей.
Тематические досуги Цель: Обобщить полученные знания; учить концентрировать внимание, развивать творческие способности, связную речь; увеличить степень участия родителей в формировании правильной речи у ребёнка.
Фотовыставки и тематические выставки Цель: Вовлекать родителей в единый процесс воспитания и образования, путём инновационных форм работы с детьми.
«Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А. Сухомлинский)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Д/С комбинированного вида №51 «Зоренька»
Презентация на тему:
«Логопед – ребёнок семья»
(из опыта работы учителя – логопеда)
Проведено: 26.05.2016 г.
Подготовила и провела:
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории:
Григорьева Н.М.
г.о. Химки
1. Актуальность проблемы:
- увеличение количества детей с недостатками речевого развития;
- перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.
2. Цели
- установить доверительные отношения и психологический контакт с родителями;
- формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и логопедом.
3. Практическая значимость:
Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье.
Ни для кого не секрет, что современная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
За годы своей работы и наблюдений, было установлено увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития. Часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связанно с двумя причинами:
- Родители не слышат недостатков речи своих детей;
- Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой.
Время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему много огорчений и трудностей.
Моя задача, не допустить чтобы ребёнок остался один на один со своей проблемой в речевом развитии.
Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века. (Опыт моей работы с родителями – 30 лет). (Финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования).
Происходящие перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.
Необходимо использовать достижения науки и практики не только в области педагогики, но и психологические знания для индивидуального подхода к ребёнку, к семье.
Для полноценного развития ребёнка необходимо было научиться не просто взаимодействовать с родителями, а в большей мере сотрудничать с ними: понимать, вслушиваться в проблемы семьи, уметь поддерживать, т.е. идти с ними в одном направлении - учить создавать благоприятную обстановку и атмосферу, что влияет на качество коррекции речи ребёнка. Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье. Ведь работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители не увидят проблем в речи ребёнка, не научатся работать последовательно и доверительно.
Необходимо из года в год помогать семье: не только любить своего ребёнка, но и уважать его право на правильную и красивую речь.
Цели:
- Установить доверительные отношения; психологический контакт с родителями;
- Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми;
- Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности;
- Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми и родителями, педагогами.
Этапы работы с родителями:
1. Мотивационный (установление эмоционального контакта: логопед – ребёнок – родитель).
2. Концептуальный (раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребёнка).
3. Деятельный (практическая деятельность).
4. Диагностический (завершение процесса).
Задачи построения стратегии сотрудничества с родителями.
1. Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, предусматривающей обучение взрослых общению с детьми в игровой форме, фиксированию речевых и не речевых реакций, анализу характера взаимодействия.
2. Создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития у детей.
Формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьей
Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье | Организация коммуникативных контактов – логопед – ребёнок семья | |
Массаж | Блоки сотрудничества | |
Артикуляционная гимнастика | просветительный | практический |
Пальчиковая гимнастика | Индивидуальные беседы | Семинар – практикум |
Релаксация | Анкетирование | Совместные развлечения (КВН, викторины) |
Дыхательные упражнения | Родительские собрания | Всеобучи |
Упражнения для глаз | СМИ | Тематические досуги |
Нетрадиционные технологии: песочная терапия; сказкотерапия; куклотерапия; арт-терапия; су-джок; логоконструирование. | Консультирование | Фотовыставки, тематические выставки. |
Информационные стенды | Групповые открытые занятия (с участием родителей) | |
Дни открытых дверей (для родителей) | ||
Индивидуальные практикумы | ||
Дневники для читателя (родителей и детей) | ||
Проектная деятельность |
Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье
1. Артикуляционная гимнастика
Цель: Выработать положения органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и др.) необходимое для овладения правильным звукопроизношением.
2. Показать (обучить) родителей (детей) простым приёмам массажа, самомассажа (щёк, губ и языка).
Цель: Усилить обменные процессы, устранить застойные явления, выработать полноценные движения различных групп мышц для произношения звуков речи.
3. Пальчиковая гимнастика
Цель: Развивать мелкую моторику, улучшать артикуляторную моторику, повышать работоспособность коры головного мозга у ребёнка.
4. Дыхательная гимнастика
Цель: Обучить ребёнка правильному речевому дыханию, профилактике дыхательных путей.
5. Релаксация
Цель: Научить родителей и детей снимать напряжение, расслабляться.
6. Музыкотерапия
Цель: Создать положительный эмоциональный фон реабилитации, стимулировать двигательные функции, развивать сенсорные процессы, растормаживать речевую функцию.
7. Упражнения для глаз
Цель: профилактика глазных заболеваний, снятие усталости и напряжения глаз.
8. Песочная терапия
Цель: Снять мускульное психоэмоциональное напряжение ребёнка, развивать моторику пальцев рук.
9. Сказкотерапия
Цель: Воспитание нравственности, добрых чувств, развитие мышления и творческого воображения, формирование красивой интонационно-выразительной речи.
10. Куклотерапия
Цель: Снятие напряжения, страхов, воспитание дружелюбия, умения быть в коллективе, использование куклы в процессе коррекционной работы с ребёнком.
11. Легоконструирование
Цель: Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, конструктивные навыки, творческие способности, мышление, умение работать в коллективе, умение использовать конструкторы ЛЕГО при обучении ребёнка грамоте (звуковому анализу, знакомство с буквой).
12. Су – джок
Цель: Нормализовать мышечный тонус; опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок – семья
Основные блоки сотрудничества:
- просветительский;
- практический.
1. Просветительский блок помогает правильно организовать просвещение родителей; подобрать формы работы с детьми, для решения коррекционных задач.
К просветительскому блоку можно отнести следующие направление:
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- консультирование;
- информационные стенды;
- СМИ и т.д.
2. Практический блок помогает правильно спланировать работу с родителями по исправлению речи детей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и детей.
В практический блок входят:
- групповые, открытые занятия с участием родителей;
- семинары практикумы;
- тематические досуги;
- совместные развлечения (КВН; Викторины);
- проектная деятельность;
- индивидуальные практикумы;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в фотовыставках, тематических выставках в ДОУ и т.д.
На каждом этапе работы логопеда с родителями и детьми постепенно решаются все основные задачи, которые ставятся в начале года.
Правильно построенная работа с родителями, даёт хорошие результаты в коррекционной работе с детьми.
Ожидаемые результаты от внедрения разработки:
- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада, в том числе коррекционном процессе;
- повышение педагогической культуры родителей;
- речевое развитие ребёнка проходит эффективно и в более короткие сроки;
- у родителей и детей формируется положительная мотивация к обучению.
Таким образом, очень важно подходить к процессу помощи семье с осторожностью, не торопиться расставлять акценты, а быть готовыми вместе с семьей проходить путь необходимых изменений. Вооружать родителей практическими методами и приёмами, способствующими развитие речи.
Формировать у родителей готовности к доверительному общению с детьми.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать и применять специальные (кор...
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ В ДОУ
Каткова Екатерина Александровнаучитель – логопед МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка» Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития р...
Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)
Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада....
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обр...
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети непр...
Зачем нужен логопед ребёнку
О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых ...