Логопед - Ребёнок - Семья
методическая разработка по логопедии

Григорьева Наталия Михайловна

1. Актуальность проблемы:

- увеличение количества детей с недостатками речевого развития;

- перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.

2. Цели

- установить доверительные отношения и психологический контакт с родителями;

- формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и логопедом.

3. Практическая значимость:

     Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье.

     Ни для кого не секрет, что современная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

     За годы своей работы и наблюдений, было установлено увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития. Часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связанно с двумя причинами:

 

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой.

     Время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему много огорчений и трудностей.

     Моя задача, не допустить чтобы ребёнок остался один на один со своей проблемой в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lll.pptx1.68 МБ
Файл doklad_k_prezentatsii.docx491.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Логопед – ребёнок – семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №51«Зоренька» Из опыта работы учителя - логопеда Выполнила: Учитель-логопед Высшей квалификационной категории Григорьева Наталия Михайловна г. Химки

Слайд 2

Цели: Установить доверительные отношения; психологический контакт с родителями; Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми; Создавать социально - психологические основы всестороннего целостного развития личности; Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями, педагогами.

Слайд 3

Задачи построения стратегии сотрудничества с родителями:

Слайд 4

Этапы работы с родителями

Слайд 5

Формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьёй Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок - семья Массаж Блоки сотрудничества Артикуляционная гимнастика просветительный практический Пальчиковая гимнастика Индивидуальные беседы Семинар-практикум Релаксация Анкетирование Совместные развлечения (КВН, викторины) Дыхательные упражнения Родительские собрания Всеобучи Упражнения для глаз СМИ Тематические досуги Нетрадиционные технологии: песочная терапия; сказкотерапия ; куклотерапия; арт-терапия ; су-джок ; легоконструирование . Консультирование Фотовыставки, тематические выставки Информационные стенды Групповые открытые занятия (с участием родителей) Дни открытых дверей (для родителей) Индивидуальные практикумы Дневники для читателя (родителей и детей) Проектная деятельность

Слайд 6

Блоки сотрудничества логопеда и родителей Просветительский Практический

Слайд 7

Просветительский блок Информационные стенды Родительские собрания Индивидуальные беседы ( родительские пятиминутки) Анкетирование Консультирование СМИ

Слайд 8

Практический блок Групповые открытые занятия с участием родителей Участие родителей в Фотовыставках, тематических выставках в ДОУ Тематические досуги Семинар - практикум Совместные развлечения (КВН, Викторины) Всеобучи Дневник читателя для детей и родителей Проектная деятельность (родители и дети) Индивидуальные практикумы Дни открытых дверей

Слайд 9

Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика Цель: Выработать положение органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и др.), необходимое для овладения правильным звукопроизношением .

Слайд 11

Массаж ( самомассаж ) Цель: Усилить обменные процессы, устранить застойные явления; выработать полноценные движения различных групп мышц для произнесения звуков речи.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика Цель: Развивать мелкую моторику, улучшать артикуляторную моторику, повышать работоспособность коры головного мозга у ребёнка.

Слайд 13

Дыхательные упражнения Цель: Обучить ребёнка правильному речевому дыханию; профилактике дыхательных путей.

Слайд 14

Релаксация Цель : Снятие напряжения, умение расслабляться

Слайд 15

Музыкотерапия Цель: Создать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать сенсорные процессы ; растормаживать речевую функцию.

Слайд 16

Упражнения для глаз Цель: Снять усталость и напряжение глаз

Слайд 17

Песочная терапия Цель: Снять мускульное психоэмоциональное напряжение ребёнка, развивать моторику пальцев рук.

Слайд 18

Сказкотерапия Цель: Воспитание нравственности, добрых чувств; развитие мышления и творческого воображения.

Слайд 19

Куклотерапия Цель: Снятие напряжения, страхов, воспитание дружелюбия, умение быть в коллективе.

Слайд 20

Легоконструирование Цель: Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, конструктивные навыки, творческие способности, мышление, учить работать в коллективе .

Слайд 21

Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок - семья

Слайд 22

Пр осветительский блок Цель: Правильно организовать педагогическое просвещение родителей; подобрать формы работы с детьми для решения общих коррекционных задач . Индивидуальные беседы Цель: Обучать родителей приёмам и формам поведения, которые помогут в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребёнка, обучать гармонизации взаимоотношений между родителями и ребёнком .

Слайд 23

Анкетирование Цель: Выявить условия семейного воспитания и личностные особенности дошкольника; отношение к речевому развитию ребёнка; данные анамнеза ребёнка.

Слайд 24

Родительские собрания Цель: Знакомить родителей с результатами обследования; с задачами и содержанием работы в логопедических группах и др.

Слайд 25

Су - джок Цель: Нормализовать мышечный тонус; опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Слайд 26

Информационные стенды Цель: Представить родителям информацию в виде рекомендаций, советов, буклетов; познакомить с новинками литературы для индивидуального обучения (информация постоянно обновляется).

Слайд 27

Консультирование Цель: Повышать уровень педагогической культуры; помогать родителям осознать ответственность за воспитание и обучение ребёнка; вести просветительскую работу.

Слайд 28

Практический блок Цель: Правильно спланировать работу с родителями по исправлению речи детей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и детей. Групповые открытые занятия (с участием родителей) Цель: Познакомить родителей с процессом обучения детей в логопедической группе; отметить успехи, достижения ребёнка в речевом развитии и подготовке к школе.

Слайд 29

Семинары - практикумы Цель: Повышать компетентность родителей в использовании новых методов и приёмов работы; искать нетрадиционные формы обсуждения актуальных проблем воспитания дошкольников.

Слайд 30

Совместные развлечения Цель: Выявить определённые программой знания детей и умение применять их в новый нетрадиционной ситуации, требующей творческое мышление; закреплять коммуникативные способности.

Слайд 31

День открытых дверей Цель: Показать итоги обучения в логопедической группе; умение использовать полученные знания в играх; учить работать индивидуально и в коллективе.

Слайд 32

Проектная деятельность Цель: Развитие свободной творческой личностями ребёнка т. е. развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления; коммуникативных навыков; обеспечение психологического благополучия и здоровья в семье.

Слайд 33

Индивидуальные практикумы Цель: Познакомить родителей с приёмами работы детей в логопедической группе; вовлекать их в жизнь ребёнка и группы; формировать эмоциональный контакт родителей и детей.

Слайд 34

Тематические досуги Цель: Обобщить полученные знания; учить концентрировать внимание, развивать творческие способности, связную речь; увеличить степень участия родителей в формировании правильной речи у ребёнка.

Слайд 35

Фотовыставки и тематические выставки Цель: Вовлекать родителей в единый процесс воспитания и образования, путём инновационных форм работы с детьми.

Слайд 36

«Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А. Сухомлинский)

Слайд 37

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                     

                                              Муниципальное автономное дошкольное

                                              образовательное учреждение

                                              Д/С комбинированного вида №51 «Зоренька»

Презентация на тему:

«Логопед – ребёнок семья»

(из опыта работы учителя логопеда)

                                                                       Проведено: 26.05.2016 г.

                                                                       Подготовила и провела:

                                                                       Учитель-логопед высшей

                                                                       квалификационной категории:

                                                                       Григорьева Н.М.

г.о. Химки

1. Актуальность проблемы:

- увеличение количества детей с недостатками речевого развития;

- перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.

2. Цели

- установить доверительные отношения и психологический контакт с родителями;

- формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и логопедом.

3. Практическая значимость:

     Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье.

     Ни для кого не секрет, что современная деятельность родителей и специалистов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

     За годы своей работы и наблюдений, было установлено увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития. Часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого – либо речевого дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связанно с двумя причинами:

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой.

     Время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему много огорчений и трудностей.

     Моя задача, не допустить чтобы ребёнок остался один на один со своей проблемой в речевом развитии.

     Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века. (Опыт моей работы с родителями – 30 лет). (Финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования).

     Происходящие перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя – логопеда и родителей.

     Необходимо использовать достижения науки и практики не только в области педагогики, но и психологические знания для индивидуального подхода к ребёнку, к семье.

     Для полноценного развития ребёнка необходимо было научиться не просто взаимодействовать с родителями, а в большей мере сотрудничать с ними: понимать, вслушиваться в проблемы семьи, уметь поддерживать, т.е. идти с ними в одном направлении - учить создавать благоприятную обстановку и атмосферу, что влияет на качество коррекции речи ребёнка. Сотрудничество с семьей помогает распределить задачи между всеми участниками учебного процесса, иметь обратную связь и ненавязчивое контролирование результатов работы в семье.  Ведь работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители не увидят проблем в речи ребёнка, не научатся работать последовательно и доверительно.

     Необходимо из года в год помогать семье: не только любить своего ребёнка, но и уважать его право на правильную и красивую речь.

Цели:

- Установить доверительные отношения; психологический контакт с родителями;

- Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми;

- Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности;

- Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми и родителями, педагогами.

Этапы работы с родителями:

1. Мотивационный (установление эмоционального контакта: логопед – ребёнок – родитель).

2. Концептуальный (раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребёнка).

3. Деятельный (практическая деятельность).

4. Диагностический (завершение процесса).

Задачи построения стратегии сотрудничества с родителями.

1. Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, предусматривающей обучение взрослых общению с детьми в игровой форме, фиксированию речевых и не речевых реакций, анализу характера взаимодействия.

2. Создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития у детей.

Формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьей

Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье

Организация коммуникативных контактов – логопед – ребёнок семья

Массаж

Блоки сотрудничества

Артикуляционная гимнастика

просветительный

практический

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальные беседы

Семинар – практикум

Релаксация

Анкетирование

Совместные развлечения (КВН, викторины)

Дыхательные упражнения

Родительские собрания

Всеобучи

Упражнения для глаз

СМИ

Тематические досуги

Нетрадиционные технологии: песочная терапия; сказкотерапия; куклотерапия; арт-терапия; су-джок; логоконструирование.

Консультирование

Фотовыставки, тематические выставки.

Информационные стенды

Групповые открытые занятия (с участием родителей)

Дни открытых дверей (для родителей)

Индивидуальные практикумы

Дневники для читателя (родителей и детей)

Проектная деятельность

Формирование предпосылок к созданию оздоровительной среды в семье

1. Артикуляционная гимнастика

     Цель: Выработать положения органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и др.) необходимое для овладения правильным звукопроизношением.

2. Показать (обучить) родителей (детей) простым приёмам массажа, самомассажа (щёк, губ и языка).

     Цель: Усилить обменные процессы, устранить застойные явления, выработать полноценные движения различных групп мышц для произношения звуков речи.

3. Пальчиковая гимнастика

     Цель: Развивать мелкую моторику, улучшать артикуляторную моторику, повышать работоспособность коры головного мозга у ребёнка.

4. Дыхательная гимнастика

    Цель: Обучить ребёнка правильному речевому дыханию, профилактике дыхательных путей.

5. Релаксация

    Цель: Научить родителей и детей снимать напряжение, расслабляться.

6. Музыкотерапия

     Цель: Создать положительный эмоциональный фон реабилитации, стимулировать двигательные функции, развивать сенсорные процессы, растормаживать речевую функцию.

7. Упражнения для глаз

     Цель: профилактика глазных заболеваний, снятие усталости и напряжения глаз.

8. Песочная терапия

     Цель: Снять мускульное психоэмоциональное напряжение ребёнка, развивать моторику пальцев рук.

9. Сказкотерапия

    Цель: Воспитание нравственности, добрых чувств, развитие мышления и творческого воображения, формирование красивой интонационно-выразительной речи.

10. Куклотерапия

     Цель: Снятие напряжения, страхов, воспитание дружелюбия, умения быть в коллективе, использование куклы в процессе коррекционной работы с ребёнком.

11. Легоконструирование

     Цель: Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, конструктивные навыки, творческие способности, мышление, умение работать в коллективе, умение использовать конструкторы ЛЕГО при обучении ребёнка грамоте (звуковому анализу, знакомство с буквой).

12. Су – джок

     Цель: Нормализовать мышечный тонус; опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Организация коммуникативных контактов: логопед – ребёнок – семья

     Основные блоки сотрудничества:

- просветительский;

- практический.

1. Просветительский блок помогает правильно организовать просвещение родителей; подобрать формы работы с детьми, для решения коррекционных задач.

     К просветительскому блоку можно отнести следующие направление:

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- анкетирование;

- консультирование;

- информационные стенды;

- СМИ и т.д.

2. Практический блок помогает правильно спланировать работу с родителями по исправлению речи детей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и детей.

     В практический блок входят:

- групповые, открытые занятия с участием родителей;

- семинары практикумы;

- тематические досуги;

- совместные развлечения (КВН; Викторины);

- проектная деятельность;

- индивидуальные практикумы;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в фотовыставках, тематических выставках в ДОУ и т.д.

     На каждом этапе работы логопеда с родителями и детьми постепенно решаются все основные задачи, которые ставятся в начале года.

     Правильно построенная работа с родителями, даёт хорошие результаты в коррекционной работе с детьми.

Ожидаемые результаты от внедрения разработки:

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада, в том числе коррекционном процессе;

- повышение педагогической культуры родителей;

- речевое развитие ребёнка проходит эффективно и в более короткие сроки;

- у родителей и детей формируется положительная мотивация к обучению.

     Таким образом, очень важно подходить к процессу помощи семье с осторожностью, не торопиться расставлять акценты, а быть готовыми вместе с семьей проходить путь необходимых изменений. Вооружать родителей практическими методами и приёмами, способствующими развитие речи.

     Формировать у родителей готовности к доверительному общению с детьми.

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

                                                                                                            В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию

В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать  и применять специальные (кор...

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ В ДОУ

Каткова Екатерина Александровнаучитель – логопед МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка» Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития р...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обр...

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети непр...

Зачем нужен логопед ребёнку

О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых ...