Причины и формы заикания
консультация по логопедии

Гараева Елена Александровна

заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_formy_zaikaniya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация в районном методическом объединении учителей – логопедов на тему:

«Причины и формы заикания.

 Обследование заикающихся детей».

Подготовила: учитель-логопед

Е.А.Гараева

2018 г.

Общая информация о заикании.

Заикание у детей непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.  По научным данным, заикание страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречаются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, а в других –  органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний в области логопедии, неврологии, психологии.

Итак, заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причины возникновения.

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышение тревожности и ранимости. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в радах, родовыми травмами и т.д. Развитию заикания более повреждены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией. Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающихся огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.),гипотрофия, рахит, интоксикация  и пр. к непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т.п. к возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перезагрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией).

    Вторичное заикание у детей может возникнуть на фоне моторной аллалии или афазии.

По форме судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка). Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчлинимое целое.

Тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п’…пила), т.е. при тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-ополь».

Смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п’…пет-ту-тух.

Классификация заикания у детей.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную.

Первое обусловлено психотравмой и может возникнуть в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функции церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического. Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции – у детей 3-4 –х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиваться невротически симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза. В связи с этим выднляются в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание.

Диагностика и дифференциальная диагностика.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяется нарушением ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивание отдельных звуков, повтор слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции. Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или при различных заболеваниях ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцифалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило при неврозоподобной формезаикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или  КТ  головного мозга.

  Следует дифференцировать логоневроз  и так называемое  спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи их-за растройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Диагностика неврозоподобного заикания.

В анамнезе у пациента с органическим заиканием можно выявить ту или иную поталогию анте-, пери- или постнатального периода, указания на ЗПР в первые годы жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координированных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство со дружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников.

 Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования.

Дифференциальная диагностика. Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная поталогия) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

  Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание или отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических  болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

  В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания. Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности.

Выводы. В основе невротического заикания у детей лежат сильней психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т.е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т.е. в период становления фразовой речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования логопедических технологий при различных формах заикания

Невротическое заиканиеНеврозоподобное заиканиеСпециальный охранительный режимРекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание. Спокойная, несколько замедленная речь в с...

"Причины и формы проявления детской агрессии".

Консультационный материал для родителей....

Научная статья. Помощь при затянувшихся формах заикания.

В статье освещён материал для родителей и взрослых, общающихся с детьми,  у которых есть заикание.Приведены примеры общих двигательных упражнений для снятия мышечного напряжения с рук, ног, тулов...

Причины и проявления заикания у детей.

Заикание это речевое недоразвитие, нервоз, нервозоподобное состояние....

Статья. "Характеристика основных форм заикания"

В статье дана подробная сравнительная характеристика, в виде таблицы, двух основных форм заикания....

Сравнительная характеристика разных форм заикания

Консультация для педагогов. Поможет разобраться в структуре ткакого речевого нарушения, как заикание, при диагностике....